bagio-winter
Евгения Жилина

История автострахования: с чего все начиналось

Перед тем как стать обязательной процедурой для всех водителей, автострахование пережило несколько этапов, о которых мы сегодня расскажем.

Из глубины веков

Считается, что страхование в том виде, в котором мы знаем его сегодня, появилось еще в Древнем Вавилоне — торговцы, получающие ссуды, платили своим кредиторам дополнительную сумму для защиты от обязательств в случае, если их груз был потерян или разграблен во время перевозки. Новая на тот момент идея о том, что можно страховать свою собственность от опасности, пережила и Вавилон, и тысячи других государств, дойдя до наших дней.

Фото: fi.edu

Истоки автострахования в Америке

Бенджамин Франклин был автором множества изобретений (бифокальные очки, молниеотвод и т. д.), так что не стоит удивляться, что ему первому из американцев пришла в голову идея открыть страховую компанию на территории, которая впоследствии стала Соединенными Штатами. В 1751 году Франклин, который сегодня смотрит на нас со стодолларовых купюр, основал Philadelphia Contributionship — первую компанию, предлагавшую услугу страхования от пожара. За небольшой взнос клиент мог рассчитывать на выплату определенной суммы, если его имущество пострадает от огня. За первый год своего существования организации удалось продать 143 полиса.

Задумка понравилась американцам, да и сам Франклин активно рекламировал страхование всем знакомым. Он советовал страховать урожай, имущество и, наконец, свой личный транспорт. Конечно, в те далекие годы о машинах речи не шло, но лошади, особенно породистые, стоили недешево. А если учесть качество дорог и уровень развития ветеринарии — опасности подстерегали благородных животных на каждом шагу.

Фото: blendspace.com

Знаменательное событие

Время шло, Америка вступала в эпоху бурных индустриальных преобразований, облик страны стремительно менялся, и касалось это в том числе городского ландшафта. Автомобили, которые поначалу были диковинкой, постепенно перестали казаться чем-то уникальным, став обязательным элементом американского мегаполиса.

В 1897 году компания Travelers Insurance продала первый в стране полис автострахования некоему Гилберту Л. Лумису из Дейтона. По сути, это был первый полис страхования ответственности для защиты водителя от финансовых потерь в результате аварии по его вине. Но получить его было непросто: Лумис прослыл известным изобретаем-энтузиастом, и его машина была достаточно своеобразной из-за авторских усовершенствований. Тем не менее, он сумел убедить страховщиков и обезопасить себя на случай ДТП: полис покрывал все расходы, понесенные третьими лицами из-за его машины.

Фото: ebay.com

Новая политика в отношении транспорта была залогом спокойствия в эпоху, когда не существовало ни стандартов безопасности для автомобилей, ни систематизированного обучения водителей.

А это прибыльное дело!

Спустя год Travelers Insurance продала первый официально оформленный полис автострахования доктору Трумэну Мартину из Буффало. Страховое покрытие ответственности за его автомобиль составляло колоссальные 5000 долларов, а покупка полиса обошлась в 12,25 доллара.

Менеджеры извлекли уроки из работы с Лумисом годом ранее и поняли, что машины с дорог никуда не денутся. Одновременно все больше и больше водителей приходили к осознанию того, что времена меняются, и они нуждаются в страховке при использовании своих авто.

Фото: ephemeralnewyork.wordpress.com

Предложение расширяется

Полисы автострахования становились более востребованными, и очень скоро менеджеры предлагали возмещение не только пострадавшим по вине покупателей страховки, но и самим водителям. Теперь компании покрывали ущерб виновным в ДТП водителям и починку их собственных транспортных средств. Постепенно стали появляться и «пакетные» тарифы, предусматривающие самые разные страховые случаи, в том числе повреждение авто из-за непогоды, вандализм, угон и другие непредвиденные ситуации.

Фото: qad.com

При чем здесь Генри Форд?

Благодаря компании Ford число автомобилей росло в геометрической прогрессии, они становились доступнее, дешевле и востребованнее. Введение конвейерной ленты в 1913 году позволило наладить массовый выпуск автомобилей, изменив систему автострахования в Соединенных Штатах. Если до этого момента американцы на самом деле не нуждались в подобной услуге, то теперь без нее было уже не обойтись.

На законных основаниях

Число машин росло, но одновременно с этим увеличивалось и количество происшествий и несчастных случаев на дорогах, что подтолкнуло индустрию страхования к трансформации в ту форму, в которой мы знаем ее сегодня. Из-за регулярных ДТП без гарантии, что виновные смогут заплатить за причиненный ущерб и травмы, стало ясно, что страхование просто необходимо. Штат Коннектикут в 1925 году первым ввел закон о финансовой ответственности: водители должны были доказать, что смогут оплатить материальный ущерб в случае аварии. Нью-Йорк обязал водителей доказывать финансовую ответственность перед регистрацией своего транспортного средства в 1956 году, после чего практика распространилась почти на все штаты.

Фото: pobeda-club.ru

Как обстояли дела в России

Автострахование в России появилось гораздо позже, чем в странах Запада, по очень простой причине: в СССР было совсем немного машин. Мало какой советский гражданин мог позволить себе приобрести личный автомобиль, поэтому и вопросы страховки заботили население в последнюю очередь. В 70-е годы количество машин стало постепенно расти, но до общественного запроса на страхование своего имущества было еще очень далеко. В 1984 году Совет министров СССР выпустил постановление для советского Министерства финансов:

«Разработать и осуществить мероприятия, направленные на дальнейшее развитие государственного страхования, совершенствование действующих и введение новых видов добровольного личного и имущественного страхования, отвечающих потребностям населения».

Начало было положено, но КАСКО было введено лишь в начале 90-х, хотя оно было добровольным и не пользовалось популярностью. В Госдуму, начиная с 1993 года, поступали законопроекты с предложением ввести обязательное страхование для водителей, но процесс затянулся на долгих десять лет. Законопроект пересматривался, обсуждался, в него вносились поправки, пока, наконец, он не вступил в силу летом 2003 года.


Анонсирующие фото: dubizzle.com


Анонсирующее фото: Steve Buissinne/Pixabay

bagio-winter