История автоиндустрии в Корее: от небольшого завода к мировому гиганту
Автомобильная промышленность Южной Кореи занимает седьмое место в мире по объему продаж авто, а по состоянию на 1 апреля 2021 года страна является пятым по величине производителем легковушек в мире. Отрасль развивается, и в настоящее время на ее долю приходится 13% всего объема производства в обрабатывающей промышленности и 12% общей занятости в Республике. Но так было не всегда.
Фото: tttech-auto.com
Начало истории
До Второй мировой войны в Корее вообще не было автомобильной промышленности, поскольку страна фактически являлась японской колонией. И только после окончания боевых действий и разделения страны на Северную и Южную начали «прорастать семена» автомобилестроения.
Фото: wikimedia.org
Самым первым авто, созданным в Южной Корее в 1955 году, стал Sibal. Благодарить за это нужно корейского бизнесмена Чхве Му Сона, который вместе с двумя братьями собрал машину в основном из деталей старого американского военного джипа. Позже копия этого автомобиля появилась в музее Samsung.
Роль здорового протекционизма
В Южной Корее экономика была нацелена на развитие отечественной индустрии авто, и государство прикладывало для этого максимум усилий. Так, в 1962 году правительство приняло «Закон о защите автомобильной промышленности». Он содержал три ключевых положения: компании по сборке авто были освобождены от уплаты налогов, детали и комплектующие освобождались от импортных пошлин, а ввоз автомобилей был запрещен.
Фото: koreaherald.com
Более того, зарубежным производителям авто запретили работать в Корее. Исключение было сделано лишь для совместных предприятий. Весь комплекс мер быстро начал приносить свои плоды: в отрасль потянулись компании из других сфер, и в результате формировались новые стартапы.
Становление компаний
В начале 1960-х появились три компании, которые в будущем превратились в Kia Industry, SsangYong Motor и Saenara Automobile (при участии Nissan Motor Co.). Так, с 1962 года в Южной Корее запустили конвейерное производство. Еще через пару лет была основана Asia Motors, а в 1968 году — Hyundai Motor Company, техническую поддержку которой оказала компания Ford.
Фото: pinterest.com
Все шло неплохо, если бы не одно но — на тот момент все эти компании всего лишь собирали в Корее машины из импортных деталей. Однако индустрия получила мощное финансирование от государства, и «местное содержание» выросло с менее чем 20% в середине 1960-х до более чем 90% к концу 1970-х годов. Кроме того, власти поставили целью сделать из Кореи страну-импортера автомобилей для всего мира.
Окунемся в мир цифр
1980-е стали по-настоящему «взрывными» для корейского автомобилестроения — было выпущено около 55 000 автомобилей. Но темпы роста стремительно увеличивались, так что к 1990 году на свет появились уже почти миллион единиц (986 751, если быть точными). Абсолютно ошеломляющий рост — в 20 раз за десять лет!
Фото: scmp.com
К 1995 году производство машин в Южной Корее достигло 2,5 млн, в 2000-м — 3,1 млн, что сделало ее пятой страной по выпуску автомобилей (легковых и коммерческих транспортных средств) после Японии, США, Германии и Франции.
Резкий взлет автомобильной промышленности Южной Кореи был результатом сочетания государственных мер и способности небольшого числа очень амбициозных предпринимателей отменно делать свою работу. Плюс компании, достигавшие поставленных правительством целей, были обеспечены всем необходимым для дальнейшего роста.
Заявление о себе
Впервые остальной мир услышал о южнокорейском автопроизводителе, когда Italdesign продемонстрировала концепт Hyundai Pony Coupe на автосалоне в Турине в 1974 г.
Фото: brandinginasia.com
Но действительно значимым событием стал постепенный выход на автомобильный рынок США. Не секрет, что Америка — автомобилизированная страна с постоянно растущим спросом. И корейцы идеально этот спрос удовлетворяли, так как могли предложить машины относительно хорошего качества по вменяемой цене. И не только сами модели, но и запчасти к ним были доступными. Именно ставка на массовую ориентацию обеспечила корейским авто такой колоссальный успех.
Ситуация меняется
Несмотря на быстрое экономическое развитие в конце 1990-х, в Южной Корее меняется политическая конъюнктура. Из-за роста зарплат и уровня жизни автомобильную индустрию больше нельзя «питать» дешевой рабочей силой, в результате чего производства переносятся в другие стран. Так, заводы по выпуску корейских авто появляются в России, Узбекистане, Румынии и других странах. Одновременно развивается и сеть сервисных центров.
Фото: ft.com
Корея и Штаты
Меняются отношения с Америкой, которая успела стать для Южной Кореи главным экспортным рынком. Из-за стремления снизить издержки у Hyundai стало серьезно страдать качество, что повлекло за собой закономерный спад спроса. Но ряд мер, в том числе 10-летняя гарантия на машины, к 2004-му постепенно выправили ситуацию. Еще через год завершается строительство сборочного завода Hyundai стоимостью $1 млрд в Алабаме. Эти события, а также покупка Daewoo Motors корпорацией General Motors заставляют корейцев еще сильнее сосредоточиться на США.
Что мы имеем сегодня
Итак, мы видим, как на протяжении десятилетий автомобильная промышленность Южной Кореи росла в геометрической прогрессии, способствуя экономическому росту страны. Дело в том, что автоиндустрия имеет прямое отношение к самым разным отраслям промышленности от обработки стали, цветных металлов и стекла до транспорта, рекламы, финансовых услуг и даже строительства!
Фото: hyundai.news
В настоящее время эта отрасль претерпевает некоторые трансформации. Правительство Южной Кореи намерено произвести 6,3 миллиона FCEV (автомобилей на топливных элементах) и построить 1200 специальных заправочных станций по всей стране к 2040 году. Все это призвано сократить выбросы парниковых газов и развить энергетическую независимость. И мы уверены, что любые поставленные цели непременно будут достигнуты, хотя общий облик корейский автомобильной индустрии может сильно измениться.