bagio-winter
Яков Фрудгарт

«Инвалидка». Были, небылицы и немного истории

Великая Отечественная война оставила много кровавых следов на карте мира, а её последствия до сих пор заметны. О самых известных автомобилях для инвалидов расскажем в статье.

Люди, которым война нанесла физические увечья, тоже хотели передвигаться, а в развивающейся после войны стране такой возможности не было. Сперва они передвигались на самодельных деревянных ящиках с колёсами и подшипниками. Вскоре этому на смену пришли трёхколёсные мотоциклы с передним рычагом управления.

Герои войны ждали своего автомобиля целых семь лет, и дождались «циклопа». Компактная трёхколёсная мотоколяска с одной фарой СМЗ С-1Л

Трёхколёсная легенда

Микролитражный автомобиль специального назначения С-1Л начал выпускаться мощностями Серпуховского мотоциклетного завода в 1952 году. Автомобиль наградили одноцилиндровым двухтактным мотором в 123-кубических сантиметра объёмом М-1А "Москва", который имел целых четыре лошадиные силы и запускался как мотоциклы при помощи кик-стартера.

Коробку передач ставили трёхступенчатую, а рулевое управление позаимствовали у мотоциклов. Задние тормоза были барабанными, привод цепным, а подвеска пружинной и независимой. При снаряжённой массе 275 кг ее максимальная скорость не превышала 30 км/ч. Опытный образец C-2Л снабжался двухцилиндровым мотором.

Вскоре на смену первому образцу с конвейера сошёл С-3Л, который позволил владельцу увеличить скорость вдвое. Восьмисильный, 346-кубовый, новый. Мотоколяски этих двух типов выпускались до 1958 года и построили их свыше 19 тысяч.

Трёхколёсный автомобиль С-1Л стал прорывом для Советского Союза. Не смотря на то, что первые советские трёхколёски были слишком простыми и обладали крайне убогой внешностью, они не уступали зарубежным аналогам по техническому уровню и удобству, проигрывая только в скорости, манёвренности и собственной массе.

Пока серпуховчане готовили коляски к производству, иностранные конкуренты уже предлагали армию таких автомобилей, называя их микрокарами. Эти автомобили тоже были, по сути, мотоциклами, более привлекательными внешне, но более тесными внутри. В скорости они не уступали обыкновенным автомобилям, однако были дешевле, легче и экономичнее. Припарковать такой автомобиль было существенно легче, дополнительно у таких автомобилей были налоговые преференции.

После войны такие автомобили удовлетворяли спрос обедневших европейцев и вскоре заполонили улочки городов. Специальные инвалидные автомобили, в отличии от СССР, в Европе всегда оставались редкостью и серийно не производились.

Но факты это, конечно, очень хорошо, а исторические факты - ещё лучше. Углубляемся.

Откуда пошла такая идея?

Изначально первые автомобили, работавшие на бензине, либо на пару, были трёхколёсными. В начале 1930 годов, в годы Европейской депрессии, из подобных автомобилей решили сделать транспорт для бедняков. Инженеры немецких производителей Framo и Goliath, которые занимались грузовиками, решили возглавить это направление. Утилитарные автомобили на трёх колёсах Stromer и Pionier имели воздушное охлаждение, механические коробки и трубчатые рамы. Дизайн обошёл данные автомобили стороной, а максимальная скорость составляла 50-60 км/ч.

В послевоенные годы такие трёхколески, весьма похожие на отечественные инвалидки, стали самым популярным автомобилем Западной Европы. Их оборудовали двухтактными мотоциклетными движками рабочим объёмом до 125 кубических сантиметров, механическими трёхступенчатыми трансмиссиями, главной цепной передачей, тормозами с ручным приводом и двухместными пластиковыми кузовами с мотоциклетным рулевым управлением. Все агрегаты монтировали на сварной трубчатой раме, роль подвески играли витые пружины или упругие резиновые элементы, а для заводки мотора обычно служили простые кик-стартеры. Максимальная скорость достигала 80 км/ч.

Самое удивительное, что в этот класс автомобилей входили и кабриолеты. Тяжёлые, с открытыми кузовами, заднемоторные автомобили имели агрегаты на 125-360 лошадей и мощностью до 10 сил. Также такие автомобили получали привод на задние колёса, трубчатые рамы и механические коробки передач на три или четыре ступени. Эти машины уже получали кузова из стеклопластика или дерева, яйцевидной формы и отделанные алюминием. Скорость таких автомобилей возрастала до 110 км/ч.

Про дизайн

Пусть размеры у машин были маленькими, но в послевоенное время иностранные автомобили серьёзно озадачивались дизайном. Поначалу подобные автомобили делили на три группы:

  • Яйцевидно - округлые;
  • Подчёркнуто аэродинамичные;
  • Опытные;

С подобных автомобилей началось применение двухцилиндровых и четырёхтактных моторов, оппозитных моторов, несущих сварных кузовов «монокок», гидропривода тормозов и систем династартеров (при заводке мотора они работали от аккумуляторной батареи и во время движения — как генераторы).

В дальнейшем появилась конструктивная находка, которая определила четвёртое направление для подобных микроавтомобилей с округлыми короткими кузовами, одной широкой передней дверью, открывающейся навстречу, и задним расположением мотора.

Британский путь

Англичане, после войны, начали проявлять особенный интерес к маломощным автомобилям с двигателями от 122 до 500 кубических сантиметров. Такие автомобили считались легковушками индивидуального пользования, лёгкие грузовички для доставки молока и скоростные спортивные версии. Такой транспорт привлекал, в первую очередь, малой стоимостью, низкими налогами и расходами на обслуживание, а также возможностью управлять автомобилем по мотоправам.

Классические британские автомобили обладали удлинённым передком, внутри которого помещался двигатель воздушного охлаждения и управляемое колесо. Такой автомобиль, имея мощность всего в 16 л.с. и имея привод на задние колеса, развивал скорость свыше 100 км/ч.

Автомобиль для всех людей

После войны появилось направление развития трёхколёсных автомобилей - специальные скоростные машины для любителей быстрой езды и автоспорта. Такие автомобили уже получили более узкие удлинённые кузова с откидными фарами из пластика, а пассажир и водитель располагались друг за другом. Такие автомобили получали одноцилиндровые силовые агрегаты и несущие кузова из стали либо из пластика.

Страна Советов прекратила выпускать такие автомобили в конце 1950-х годов, а за границей такие автомобили до сих пор производятся, разрабатываются и выпускаются.

Однако история Советских трёхколёсок была трудной и интересной, и наверное заслуживает отдельного текста.

bagio-winter