bagio-winter
Евгения Жилина

Интервью с водителем скорой помощи: о спасении жизней и внутренних правилах

Вы когда-нибудь задумывались, что это профессия требует железной выдержки и огромного человеколюбия? Ведь на водителях скорой лежит огромная ответственность, в том числе и материальная, а будни наполнены риском и стрессом.

Как часто на улицах наших городов раздается звук сирены, а мимо пролетают большие белые автомобили с сияющими синими маячками. Врачи спешат на вызов, чтобы в очередной раз спасти чью-то жизнь, оказать первую и такую необходимую помощь. Но добраться до больного порой очень трудно, и мы в этом убедились, пообщавшись с водителем скорой помощи.

Расскажите, пожалуйста, про свой опыт? Как давно Вы работаете водителем скорой?

В скорой помощи я работаю с 2008 года, мне эта профессия очень близка по прошлому опыту. Я сам бывший спасатель, нас тогда называли «летучие мыши». Мы приезжали на случаи типа зажатия в ДТП, происшествий в квартирах, когда требовалось вскрытие дверей. Такие ситуации происходили регулярно: умирает одинокий человек, появляется трупный запах, в общем, вы понимаете.

Как устроиться на такую работу, какие требования к кандидатам?

Необходимо не меньше 5 лет водительского стажа, еще смотрят на водительский класс и категорию прав. Работа специфическая, к нам приходили устраиваться дальнобойщики с двадцатилетним стажем, но порой и двух месяцев не выдерживали. На самом деле, 2-3 месяца — это такой Рубикон, которые многие не преодолевают. Но если отработал год-два, то уже, наверняка, надолго задержишься в этой профессии.

Но нужно быть готовым к серьезной психологической нагрузке, будет много быстрой и трудной езды, после смены невероятно устаешь. Ну и трупы, кровь, крики, особенно на месте массовых происшествий. Вот уж где ад… А так пожары, пострадавшие дети, бывают ножевые и огнестрельные ранения — все это давит на психику.

Автомобили скорой часто нарушают правила. Вы не боитесь ДТП?

Я имею право нарушать правила, если в машине человек, жизнь которого зависит именно от моей скорости. Но если я, нарушая правила, попадаю в ДТП, то автоматически оказываюсь виноватым. Какие там причины сподвигли меня проехать «на красный», уже никого не волнует. На автомобилях скорой нет КАСКО, так что в случае аварии на мне полная материальная ответственность.

Иногда врачи просят нас гнать побыстрее, так как больной в критическом состоянии, но они забывают, чем может быть чревата авария. Больной же может еще сильнее пострадать, плюс мы потеряем драгоценное время.

Что делать, если все-таки попали в ДТП?

А что тут делать, вызываем другую бригаду и инспекторов.

Даже если в машине умирает человек?

Да, конечно. У нас такие законы. Даже если авария несерьезная, буквально пара царапин, то мы будем ждать. То есть даже в тех случаях, когда умирает человек, я не имею права покидать место аварии. Я просто останусь без работы. Или меня лишат прав.

По какому принципу вы включаете сирену или маячки? Какие права дают эти действия?

Все зависит от тяжести больного. Если серьезное, то надо гнать. Каждый раз езда с нарушением правил, вы же знаете, как много аварий происходит со «скорой». Риск большой, ведь мы не роботы: невозможно все предусмотреть и бесконечно сохранять максимальную концентрацию. Можно что-то не заметить, упустить.

Еще сейчас все ездят, уткнувшись в телефон, это отлично видно из высоких машин. Так что без сирены некоторые вообще не замечают скорую помощь. Если маячки включены, то мы или на срочный вызов, или везем больного. Сирена работает только когда мы едем на максимально экстренный вызов. Но надо всегда уступать скорой! Мы не всегда включаем сирену, потому что она очень громкая, особенно в туннелях.

Как часто случаются конфликты на дорогах?

Достаточно часто, к сожалению. В основном конфликты провоцируют граждане с Кавказа. Если их что-то не устраивает, например, факт обгона, то могут и перед каретой скорой притормозить. Правда, «разбираться» лицом к лицо еще никто не выходил. Но чаще просто начинают орать, то есть просто идет бесконечный поток нецензурной брани. Обычно на дорогих машинах, но вообще это у них кровь так играет.

Бывает и в машинах начинают буянить. Тогда, если необходима госпитализация, мы вызываем наряд и стражи порядка уже нас сопровождают. Прошлым летом один буйный товарищ разбил окно на фельдшерской двери. Сам вызов был по поводу избиения. Когда мы приехали, тот, кого, собственно, избили, разбушевался и начал нас оскорблять, а потом и окно разбил.

Было ли такое, что включаете мигалку просто так, чтобы быстрее проехать по своим делам?

Конечно же, нет! Может, такие эпизоды были во времена царя Гороха, да и то, если частная скорая. Но все это упразднили. Понимаете, мы все «сидим» на ГЛОНАСе. Мы все на экране, любое отклонение или поездка в другое место фиксируется. Так что от маршрута никто не отклоняется.

Вспомните какие-нибудь конфликтные истории с жильцами, с водителями во дворах?

Во дворах постоянно происходят конфликты. Паркуешься на свободном месте, врачи поднимаются на вызов, я в это время жду пока, возможно, на носилках вынесут больного. И тут к подъезду подъезжает местный житель и начинает требовать освободить парковочное место, дескать это его, и никакая «скорая» тут стоять не имеет права. «Ты че сюда приехал, ты че тут стоишь» и вот это все. Начинаю объяснять, что к чему, но очень мало, кто понимает. Даже примеры из серии «а если бы мы к вашему ребенку приехали, вы бы так же себя вели?» не всегда действуют.

По инструкции, мы не можем развивать конфликт, всегда пытаемся решить проблему интеллигентно. Пытаемся объяснить или предлагаем вызвать полицию. Но никто пока не захотел вызывать: ругаются, угрожают, пыхтят, но на этом все. Кстати, примерно 80% таких «дворовых хулиганов» — женщины на дорогих автомобилях.

Но и мужчины, бывает, ведут себя неадекватно. Однажды зимой я приехал на вызов с женской бригадой. В сугробе лежал прилично одетый мужик, точно не бездомный. Мы его стали осматривать в машине и тут началось… В нем проснулся демон, он стал буянить, ударил одну из девушек-врачей по лицу, орал, что он депутат и «всем нам покажет». Пьяный был, конечно, вдрызг. Но пострадавшая написала заявление, я сам проходил свидетелем, много раз давал показания. Справедливость восторжествовала и «депутат» на полтора года уехал в места не столь отдаленные.

Иногда водители едут без сирены но с проблесковыми маячками и всех подрезают. На это всегда есть объективные причины?

Причины есть абсолютно всегда. В последнее время появились жесткие временные рамки. Существует негласное правило, предписывающее нам добираться до больного максимум за 20 минут. Так же ограничено время возврата на подстанцию. Просто по своим делам по городу мы никак не можем разъезжать. Если на дороге совсем печально с движением, то мы об этом оповещаем подстанцию и «отведенное на поездку» время увеличивается.

ГИБДД, кстати, может остановить нас, даже если едем с мигалкой — имеют право. Но один раз меня остановили и спросили, тяжелый ли пациент в машине. Я сказал, что тяжелый, и инспектор помог пробиться к больнице. Он на своей машине ехал впереди с сиреной, довез прямо до «Склифа». Один раз такое было на моей практике.

Как вести себя в ситуации, когда глухая пробка?

Включаешь сирену. Но сейчас сузили полосы, так что машинам не всегда есть куда сдвинуться. Но многие все равно стараются освободить проезд, пропускают. Один знакомый рассказал мне примечательную историю. Был вызов: ребенку стало плохо, начал задыхаться. Ехали они очень быстро, причем на жёлтой «скорой» — это реанимация. Все тогда пропускали, только один джип постоянно крутился впереди и буквально не давал проехать. На одном светофоре его все-таки обогнали и добрались наконец до места назначения. И тут в тот же двор въезжает этот джип, паркуется, оттуда выбегает мужчина и буквально залетает в подъезд вслед за врачами. Оказалось, что это был отец того ребенка, и не пропускал карету «скорой» не специально, а потому что очень торопился поскорее попасть к сыну. Слава Богу, что все тогда обошлось.

Что самое сложное в Вашей работе?

Работа очень разнится с обычной человеческой деятельностью. Масса нестандартных происшествий. Мы отличаемся от других, за 2-3 месяца можно понять твое или не твое. Но лично у меня мыслей уйти не было. Нагрузка просто бешеная, но это превращается в образ жизни. У этой работы есть смысл, ведь мы приносим реальную пользу. Водитель обязан и выносить больных, и помогать врачам. Мы в обязательном порядке проходим санитарные курсы, так что сами можем оказать первую помощь. Плюс со временем, наблюдая за действиями врачей, сам начинаешь разбираться в медицине.

Нужны крепкие нервы для такой работы, но это интересно. Представляете, перед глазами у нас срез всего города. Очень обширная выборка, хоть диссертацию пиши о душах человеческих. Правда, мне кажется, что люди становятся хуже: все реже я вижу искреннее желание помочь, готовность войти в положение, просто проявить человеколюбие. Страшно представить, что нас ждет в будущем.

bagio-winter