bagio-winter
SMH agency

Гонщик Леонид Машицкий: «В других сериях слишком высок бюджет и финансовый груз»

Пока весь гоночный мир замер в ожидании долгожданного старта сезона, который перенесся в связи с пандемией, мы встретились с Леонидом Машицким для того, чтобы поболтать о гонках и разузнать, как он начал свою карьеру и какие планы строит на будущее.

Как ты пришел в автоспорт?

С 10 лет я жил в Англии — мы переехали туда вместе с братом и я прожил там 16 лет, после чего вернулся в Россию. В Англии мы занимались бизнесом: импортировали запчасти для японских машин, тюнинговали их и продавали в Европу. Моей задачей было проверять авто на гоночных трассах, как все работает. В какой-то момент мне стало скучно ездить по кругу, и я купил себе свою первую машину – Honda Civic. Затем я получил лицензию и стал участвовать в клубных гонках. У меня неплохо получалось: страха скорости не было, а решения я принимал быстро. За два года я проехал порядка 7-8 гонок как в Великобритании, так и в Европе, и мне очень понравилось.

Почему именно Civic в качестве первого автомобиля?

15 лет назад мне предложили гоночную машину — очень успешную и не дорогую, и я ее купил. Начал ездить, мне понравилась специфика переднего привода. У меня до этого уже был тюнингованный дорожный автомобиль, подогнанный под гоночный, но все-таки это был «колхозный» вариант. И было понятно, что автомобиль собранный с «нуля» для гонок – это совсем другой автомобиль: другой кузов, он прочнее, тверже, шасси жестче и т.д.

Первая лицензия — клубные гонки. Как это было?

Первая лицензия была английской. Как я уже сказал, в то время я жил в Англии, где автоспорт очень развит, именно, как вид спорта. Я участвовал в трек-днях и понял, что просто так кататься по кругу мне неинтересно. У меня появился азарт и желание соревноваться. Тогда я поехал в Сильверстоун – там есть школа, где сдают на гоночные права. Я получил лицензию на «Формулу-Форд» и провел в ней несколько гонок, а уже затем пересел на Honda Civic.

Выходит, первые гонки были британскими? А какой была борьба, планировал ли идти дальше?

В то время я еще ничего не планировал, а просто катался в свое удовольствие. Проехал несколько выборочных гонок на Civic с разными пилотами. И уже на следующий год команда Barwell Motorsport получила предложение от Aston Martin купить 3 автомобиля и участвовать в европейском GT3 и Британском чемпионате. Мне предложили принять участие, и я купил один из этих автомобилей. Кстати, в этом году его кто-то купил и выставлял в Париже, причем в моей раскраске!

Как ты попал в команду Barwell Motorsport?

На тот момент, как я уже рассказал, за два года я проехал порядка 7-8 гонок как в Великобритании, так и в Европе, и мне очень понравилось. Это привлекло внимание Barwell Motorsport, и 2006 год стал годом начала моей GT-карьеры. В тот сезон я очень часто бывал на подиуме, мне кажется, была всего одна гонка, в рамках которой я не оказался «в призах».

Насколько ответственен момент тестирования прототипа?

Страшен и очень ответственен! В начале 2007 года я тестировал LMP1 — в то время я не ездил ни на чем, даже близко похожем на эту скорость, с таким легким весом, и, тем более, с открытой крышей. Было интересно, но я проехал не много, около 30 кругов, и понял, что не готов ни физически, ни психологически участвовать в гонках такого уровня. Это был слишком серьезный шаг для меня, хотя, нужно сказать, проехал я очень хорошо и оказался всего в 3-4 десятых секунд от Томаша Энге, который также тестировал автомобиль. В свое время он был очень быстрым пилотом.

С твоей точки зрения, каковы перспективы автоспорта в России?

Мне сложно прокомментировать, потому что я не участвую в гонках в России. Видно, что в течение последних десяти лет автоспорт в России быстро развивается, и есть прогресс. Очень много российских пилотов принимают участие в европейских и мировых чемпионатах: «Формула-1», GT гонки, ралли, ралли-кроссы и т.д. Популярность автоспорта растет, хотя, конечно, она не сравнима ни с футболом, ни с хоккеем. Нельзя сказать, что это наш национальный или массовый спорт. Все русские любят быструю езду, но этот вид спорта у нас не массовый.

С чего начать карьеру пилоту, у которого нет опыта?

Самый экономически правильный и целесообразный подход – это начать соревноваться в симрейсинге, тем более в некоторых моментах там даже сложнее, чем в настоящих гонках. А еще есть явное преимущество: если врезался в он-лайне, это ничем не грозит твоему здоровью и жизни. Симуляторы дают первоначальные навыки и можно быстро прогрессировать, а потом уже смотреть на клубные гонки. Если ты молод и это не просто хобби, а стремление к спортивной карьере, к средству зарабатывания на жизнь, то начинать нужно с картинга, разных Джуниор-Формул и двигаться вверх по этой цепочке. Я категорически убеждён, что делать это надо в Европе. К сожалению, в России нет соответствующего уровня соперников и профессиональных команд. И в Европе, мне кажется, уровень безопасности в разы выше. Ты инвестируешь каждую копейку в свое будущее, в свою спортивную карьеру, а в России заработка в автоспорте пока нет.

Если ты хочешь стать профессиональным, востребованным гонщиком, нужно идти и расти по этой спортивной цепочке, которая давно уже всем известна — нужно начать с клубных гонок, привлечь менеджера, который сможет найти тебе команду, в которой ты поймешь – есть перспектива или нет. Отмечу, что команды и менеджеры с удовольствием примут твои деньги, но если у тебя нет таланта – они окажутся выброшенными на ветер.

Хотел ли ты когда-нибудь сменить гоночную серию?

Я уже давно об этом думаю, но пока не нашел возможную замену. Конечно, одни и те же трассы начинают надоедать. Сложно найти альтернативу, чтобы вписаться в такой же бюджет, а еще найти такую серию, где точно будешь окружен профессионалами и командами, которые относятся так же серьезно ко всему процессу, как и ты. Слишком высок бюджет и финансовый груз в других сериях, например, «Ле-Ман».

Чемпионат GT World Challenge Europe (бывшее название - Blancpain GT Series) подходит мне с точки зрения семейных и бизнес обязательств — на другие серии просто не хватает времени. Здесь всего 5 гонок в году — они интересные и длинные. Бюджеты, правда, растут, что тоже имеет свою опасность. Однако на данный момент, лучше серии я не вижу. Хочется чего-то новенького, может поменяю машину или команду, посмотрим.

Фото: пресс-служба Леонида Машицкого
bagio-winter