bagio-winter
Яков Фрудгарт

Гироскутер по-советски, или одноосные тягачи Cтраны Советов

Тягач - машина сугубо мирная, созидательная. Правда, негласно в той самой Стране Советов, тягач всегда стоял на учёте в армии. Даже такой.

Зачем?

Как это зачем? Такие тягачи всегда были готовы тащить на себе автопоезд с оборудованием для обслуживания нужд ракетчиков и для установки этих самых ракет на стартовые позиции. Секретность! Сдавайте паспорта, расписывайтесь в ведомости и присаживайтесь.

Докладывает энциклопедия

Тяжёлые тягачи с одной осью – это транспортное средство с формулой 2х2, единственным и ведущим мостом и неуправляемыми колёсами. Средняя часть рамы состояла из шарнирного сцепного устройства, которое держало передок с неведущими колёсами. Поворачивал автомобиль посредствам отклонения передней и задней секций на угол более 90 градусов в обе стороны, или проще говоря - на излом.

А теперь - давайте заслушаем представителей производства. На трибуну приглашается...

СКБ-1 Минского автозавода.

Товарищи из Минска представляют нам МАЗ-529. После известного всем МАЗ-528, следующий тягач, построенный в секретном КБ, назывался МАЗ-529, дорожно-строительный тягач для эксплуатации вместе со скрепером Д-357, заточенный под военные нужны с самого начала. Этот автомобиль открыл дорогу в жизнь Владимиру Чвялёву, который в будущем будет проектировать многоосные ракетовозы.

В далёком 1956 году первенец Владимира получил 120-сильный дизель от грузовика МАЗ-200, бортовые редукторы в ступицах и четырёхступенчатую коробу передач. Как водится, после модернизации, МАЗ-529В отправили в серию на завод МоАЗ. Представители этого производства и приглашаются на трибуну.

Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова (МоАЗ)

Буквально через год после передачи автомобиля в Могилёв там развернули сборку базового тягача МАЗ-529В, с двигателем ЯАЗ-206А, новой коробкой передач на пять ступеней и кабиной из цельного металла. Впоследствии автомобиль прошёл все необходимые испытания на территории 21 НИИИ, и был принят на вооружение.

Могилёвский завод впоследствии не прекратил создавать тягачи двойного назначения. Они не отличались от базовой модели и продолжали выполнять все задачи, ради которых базовая модель и создавалась. Наиболее популярной моделью из полка МАЗ-529 стал автомобиль с литерой «Е», который получил двигатель на 205 сил и занял свою должность в ракетных войсках Советской армии.

Но, как мы с вами знаем, инновации никогда не были чужды конструкторам и инженерам. Смена автомобилю постепенно готовилась, и на плац выезжает следующее поколение.

Встречайте, МоАЗ-546П

Начало 1960-х годов, рабочие Могилёвского завода решили встретить пробной партией одноосных МоАЗ-546. Тягач имел подвеску с рессорами и внешность, претерпевшую обновление. Таким он был до 1969 года, пока его не доработали. Модернизированный автомобиль получил двигатель на 215 л.с. от ЯМЗ и применялся в народном хозяйстве в составе скрепера Д-357П. Армейская карьера автомобиля не изменилась. Инженерно-строительные войска и РВСН.

Товарищи ракетчики любили применять подобные автомобили в своей нелёгкой службе, но расскажут об этом сами.

Ракетные Войска Стратегического Назначения

Как мы и докладывали вам ранее, основная задача тягача в армии — это буксировка. В данном случае, буксировать предстояло секретные транспортно-установочные агрегаты для монтажа ракет на стартовые позиции. Это были длиннобазные автопоезда, в которые входили двухосные полуприцепы с низкой сварной лонжеронной рамой, опиравшиеся хоботом на сцепное устройство тягача. Их могли оборудовать портальной перегрузочной мачтой для подъёма ракеты в вертикальное положение. В системах шахтного базирования служили более сложные конструкции, способные опускать ракету в пусковые колодцы. Устойчивость таких агрегатов обеспечивали выдвижные опоры и забетонированные в монтажную площадку стальные якоря.

Первыми ракетами, которые прокатились на таких поездах, стали баллистические ракеты Р-12 с термоядерной боеголовкой. Устанавливалась ракета с помощью агрегата 8У210, со специальной мачтой и системой полиспастов. Работало это всё в сцепе с МАЗ-529 и МоАЗ-546П. Зарубежная агентура сообщает, что именно такие поезда в рамках операции «Анадырь» стали причиной Карибского кризиса. Для работы с баллистическими ракетами Р-14 были созданы модернизированные машины 8У224 с более совершенной системой уравновешивания. Но к сожалению, все дальнейшие модернизации этих автомобилей до наших дней не дожили, и в рамках договора РСМД от 1987 года они были уничтожены.

Машины обеспечения

На базе этих автомобилей также создавали войсковые автокраны с гидроприводом, которые выполняли стандартные крановые операции в армии. Самый популярный кран - 8Т26, применялся в работе с баллистическими ракетами первого поколения.

Автомобили 8Г132 применяли для доставки и раздачи ракетного топлива, ведь такие автомобили имели собственное насосное и контрольное оборудование. Такие автомобили прослужили на благо отечества вплоть до 1970 года, и стали базой для специальных подвижных складов с полуприцепными фургонами. В таких автомобилях доставлялись запчасти и агрегаты для ракетных комплексов «Пионер», а также оборудование для развёртывания мобильных складов.

А куда у нас шли после службы в армии? Правильно. На гражданские специальности. Тягачи продолжали служить на благо родины но в других отраслях.

Аэродромы да поезда. Скажите, таким машинам «ДА»

Рано или поздно, представители оборонки теряют интерес в технологиях и отдают их на откуп простым смертным. Так и с тягачами. Их переориентировали на аэродромы. Из них выросли уборочные автомобили и осушители дорожного полотна. Самой популярной машиной стал ДЭ-224, который умел очищать пятиметровую полосу за один проезд. Оперировал этот ДЭ отвалом, щёткой и газотурбинным двигателем от Ил-18. Автомобиль мог очищать 80га поверхности в час. Таких автомобилей построили 20 единиц.

В конце 1970-х годов на смену ему создали ДЭ-229, который оснастили уже двумя двигателями от Ту-124. А вот когда с конвейера сошёл ДЭ-235, в конструкцию вернули автономный двигатель для привода щётки и воздушного вентилятора.

1980-е годы ознаменовались введением агрегата МПА на базе тягача МоАЗ-546П. На буксире был полуприцеп с тележкой, перемещавшейся по шпалам. Сзади к ней подцеплялась подвижная гусеничная опора с гидрокраном для изгибания рельсовых звеньев со шпалами и установки их на подготовленный участок пути. В свое время этот агрегат считался революционной советской разработкой, превосходившей зарубежные аналоги.

Подобные технически интересные новинки производились конструкторами страны Советов достаточно интенсивно, но вот доступ... Доступ к таким материалам не всегда есть у каждого - секретность.

bagio-winter