bagio-winter
Яков Фрудгарт

Гидроудар: что это такое и как его предотвратить?

Частенько мы с вами, начитавшись рекламных проспектов, готовы штурмовать на машине лужи любой глубины, не думая о последствиях. Но какими они могут быть? Рассказываем!

Вместо вступления

Вы – владелец мощного кроссовера. Ваши колёса готовы размолоть в труху любую кашу, вы покорите любое бездорожье, вам нет равных нигде, ну, по крайней мере, так вам обещал менеджер из салона. И вот, вы решили с друзьями поехать загород, и пересечь вон ту маленькую речушку. Разогнались, начали штурмовать брод, но двигатель предательски заглох. Вы готовы услышать страшное слово? Нет? А придётся. Вам достался гидроудар.

А что это за удар?

Всё предельно просто. Двигатель работал, в него попала вода. Учебники из средней школы рассказывали нам о том, что вода несжимаема, а двигателю нужно сжимать смесь топлива и воздуха для корректной работы. Соответственно, воду, которая попала в него через воздушный фильтр, мотор сжать не сможет. Если говорить более техническим языком – вы проезжаете через воду, которой некуда деться, и она обволакивает ваш капот. Фильтр, зачастую расположенный не очень высоко, пропускает эту воду и всасывает её в цилиндры мотора, как и положено на цикле впуска. После этого поршень, который подчиняется вашему нажатию на педаль газа, пытается воду сжать. Если воды вошло очень много – всё пространство над поршнем заполняется водой, и вся сила оборотов двигателя падает на шатун. Поверьте на слово, этот удар вы почувствует всем телом.

Про последствия

Если вы везучий человек, а сила воды была невелика, то ваш мотор нагрузку выдержит, и вы поедете дальше. Но шатун, вернее его стержень, практически всегда подвержен деформации. Он изгибается и сжимается. Если же инерция была значительной, шатун деформируется очень сильно. После этого он может упереться в стенку цилиндра и вызовет заклинивание двигателя. И это будет позитивным вариантом. Может быть так, что двигатель будет работать дальше, и поршень начнёт бить по противовесам коленвала — последствия подобной эксплуатации – это разрушение поршня и обрыв шатуна.

Как ни удивительно, гидроудар не проходит бесследно и для других деталей автомобиля. Есть вероятность, что от высокого давления может деформироваться головка блока цилиндров, но это крайне редкая поломка. Резкая остановка двигателя наносит ощутимый удар газораспределительному механизму, вернее, ремню привода или цепи. Но есть и хорошие новости.

Хорошие? Вы шутите?

Нет, не шучу. Практика и статистика говорят о том, что 90% случаев остановки автомобиля в луже или озере – это не гидроудар. Это проводка или датчики. К примеру, датчик положения коленвала любит страдать от глубокой воды и препятствует запуску двигателя. Тут машину лучше извлечь из воды самостоятельно или при помощи друзей, и, спокойно обсыхать. Как только прошло 10-15 минут – можно пробовать запускать двигатель. Если и это не помогло – следующим шагом должен являться только замер компрессии. Вполне возможно, вы «убили» двигатель. Если компрессия в двигателе ниже нормы (сильно ниже), то вам пора либо на переборку, либо на замену.

По факту, можно и не торопиться с эвакуатором и ремонтом. Можно поиграть в диагноста, и попробовать себя утешить. Открываем крышку капота, выкручиваем свечи и разбираем воздушный фильтр. Если в фильтре вода – начинаем искать контакты эвакуатора. Если же фильтр слегка влажный – можно попробовать успокоить себя, попробовав запустить двигатель без свечей. Из колодцев будет выброшена вода, и, после этого, можно просто просушить свечи на костре или зажигалкой. Есть вероятность, что вы уедете своим ходом. Плюс ко всему, лучше заменить воздушный фильтр, чем скорее – тем лучше, но этот способ работает только с бензиновыми двигателями. Дизель можно просушить только специальным оборудованием.

Я не джипер. Как избежать удара?

На самом деле, гидроудар может подкараулить вас даже не в глубоком броде, а в простой луже. Сразу предупреждаю, суровых способов тут описывать никто не будет, за этими способами вам лучше обращаться к профильным «помощникам» и экспертам. Я просто расскажу основы. Если у вас на дороге лужа и объехать её нельзя – старайтесь двигаться с медленной скоростью до 10 км/ч, чтобы вода не переливалась через крышку капота. Это основное условие, которое помешает воде попасть в кожух воздушного фильтра. Если же вы обладатель низкого автомобиля – развернитесь, и ищите другую дорогу, ну или попробуйте минимизировать попадание в лужу, проезжая её другой стороной автомобиля. Противоположной к вашему воздушному фильтру.

Конечно, предупреждён – значит вооружён, и, вполне возможно, теперь вы будете избегать глубоких луж, но как быть, если вы забыли обо всём, что говорили выше, преодолели брод и заглохли? Давайте по пунктам.

  • Если вы заглохли - запускать двигатель не нужно! Никак, даже «просто «крутануть» разочек».
  • Выкручиваем свечи. Все до одной, даже ту, дальнюю, которую только час крутить будете.
  • Разбираем кожух воздушного фильтра, вынимаем сам фильтр, внимательно осматриваем его и патрубок. Если там уже есть вода – всё плохо.
  • Теперь можно ««крутануть»» двигатель. Если крутится и выгоняет воду – вам очень повезло.

После этого, если вы, конечно, не опытный механик, который умеет просушивать цилиндры – вызывайте эвакуатор, и вперед, в сервис на просушку. Однако если вы понимаете, как просушить цилиндры, патрубок воздуховода и запасной воздушный фильтр – вам море по колено. Сушите свечи и продолжайте движение.

Послесловие

Тут должно быть длинное послание, которое должно помочь вам избежать гидроудара, однако его не будет. Советов тут давать не стоит, потому что универсального решения нет. Определенно, не стоит гонять по лужам, и, желательно, возить с собой инструменты и запасные части. Штурмуете постоянно лужи и броды – вы сами всё знаете, и, думаю, подготовлены ко всему. Просто помните о том, что резкая остановка может «убить» не только ваш двигатель, но и покалечить автомобиль. Остановились – включите «аварийку» и наденьте жёлтую жилетку. В крайнем случае, лучше гипс и палатка, чем гранит и оградка.

bagio-winter