- 02.09.2020
- /
- Звездное авто, Звезды за рулем
- /
- Евгения Жилина
Резиденция Януковича Межигорье занимала территорию, равную примерно половине площади Монако, так что место нашлось и для поля для гольфа, и для зоопарка, и для искусственного озера с корабликом. А еще там была коллекция из примерно 70 автомобилей и мотоциклов.
Несмотря на сообщения СМИ о том, что собрание было частным, на самом деле это – государственная коллекция, которая копилась еще с советских времен. Некоторые автомобили и мотоциклы, очевидно, являются приобретениями из-за рубежа или спонтанными покупками на eBay. Вот некоторые авто из коллекции бывшего президента.
ГАЗ М20 «Победа»
В коллекции представлены несколько автомобилей ГАЗ М20 «Победа». Изготовленная на Горьковском автомобильном заводе, она была первой послевоенной машиной СССР и оснащалась 2,1-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью около 50 л.с.
Сам автомобиль представлял собой довольно большой технологический скачок для завода ГАЗ, который с началом Второй мировой войны перешел на производство танков и грузовиков. Это был первый советский автомобиль без подножек, с электрическими стеклоочистителями, электронагревателем и встроенным радиоприемником. Как и его предшественники и преемники, M20 выпускался в самых разных модификациях, включая такси и кабриолеты.
ГАЗ-22 в «полицейской» расцветке
Коллекция Януковича также содержала ряд седанов ГАЗ-21, в том числе универсалы ГАЗ-22. ГАЗ-21 представлял собой большой четырехдверный седан с четырехцилиндровым двигателем и был похож на старый Ford Mainline. 21-й поступил в производство в 1956 году, заменив старый ГАЗ М20 «Победа», и был изготовлен в трех сериях рестайлингов.
Было сделано огромное количество различных версий, включая машины скорой помощи, полицейские машины, даже праворульные образцы для экспорта. Первоначально планировалось, что ГАЗ-21 будет предлагаться с автоматической коробкой передач, но только первые несколько сотен автомобилей были оснащены экспериментальной гидропневматической трехступенчатой коробкой передач.
Производство прекратилось в 1970 году, и сейчас самые красивые образцы могут продаваться в розницу за более чем 30 тыс долларов. Все ГАЗ-21 в коллекции Януковича, по-видимому, очень хорошо сохранились, и среди них есть пара редких примеров.
ГАЗ-12 ЗИМ
Вот еще один редкий лимузин советской эпохи, ГАЗ-12 ЗИМ. Большой седан, предназначенный для высокопоставленных чиновников, начал свою историю в 1949 году после рекордного 29-месячного процесса разработки. Это были машины ручной сборки, такие же, как и еще более эксклюзивные лимузины ЗИС, но они предназначались для политиков второго эшелона и заводских руководителей.
В общей сложности, между 1949 и 1959 годами были построены 21 527 таких авто, которые использовались в такси и в качестве машины для медпомощи (сложно назвать ее скорой помощью).
Кабриолет ГАЗ-13 «Чайка»
Возможно, одним из лучших российских автомобилей был ГАЗ-13 «Чайка», который отличался экстерьером и сходством с Packard Caribbean и Packard Patrician. Его сходство с «Паккардами» не было результатом лени со стороны команды дизайнеров – заказ на оформление внешнего вида любого конкретного автомобиля, как правило, исходил сверху.
Эти авто с двигателем V8 были первыми массово выпускаемыми советскими автомобилям с автоматической коробкой передач, и в «иерархии» советских лимузинов они заняли второе место, сразу после автомобилей ЗИС и ЗИЛ, предназначенных для самых высокопоставленных членов Политбюро.
Почти все 3189 авто были государственными, но некоторые из них были подарены частным лицам, как, например, единственный белый образец, который получила Валентина Терешкова.
ЗИЛ 4104
Базовый 4104 заменил ЗИЛ 114, который был лучшим правительственным автомобилем до конца 1970-х годов, и отличался 7,7-литровым двигателем V8 мощностью 315 л. с.
Автомобили 4104-й серии были самыми длинными серийными седанами в мире и даже попали в книгу рекордов Гиннесса. 4104-е были сделаны в различных версиях, которые иногда несильно отличались снаружи. Это были кабриолеты (41044), универсалы (41042), автомобили охраны (41072) и автомобили связи (41043 и 41049).
Автомобили серии 4104 стали основой для седана с короткой колесной базой. В истории автомобилестроения это стало одним из немногих случаев, когда более короткий седан был разработан на основе более длинного. Автомобили 4104-й серии оставались в ограниченном производстве до 2002 года, хотя Служба безопасности президента была почти единственным заказчиком этих автомобилей в более поздние годы.