bagio-winter
Юлия Кожевникова

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Наша редакция выяснила, какие испытания ждут кандидатов в водители в разных странах и теперь считает, что российским автолюбителям очень повезло. Как минимум у нас нет теста по ночному вождению…

В России в течение последних нескольких лет правила сдачи экзамена на водительское удостоверение меняются — в них добавляют вопросы, усложняют обязательную практическую часть и большинству россиян кажется, что сейчас получить права непросто. Но мы решили узнать, как сдают на права в других странах, легко ли другие государства допускают своих граждан за руль? Результаты нас удивили…

Англия

Давайте начнем с чопорных англичан — кому как не им знать все о правилах и регламентах.Напомним, что в этой стране левостороннее движение, огромное количество кольцевых развязок и очень узкие дороги.

В Англии, для начала, вам нужно будет получить так называемые временные права — сперва вы заполняете специальную форму, платите чуть больше 40 фунтов и вам отправляют документ по почте. Только после получения таких прав вы можете ездить в сопровождении любого опытного водителя, инструктора и практиковать свои водительские навыки дальше. И, конечно, на вашей машине должен быть знак L (learner).

Теория

Параллельно вы можете приступить к подготовке сдачи теоретического блока экзамена. Отметим, что школ, которые будут готовить вас к этой части в Англии нет, вы учитесь самостоятельно по книгам и ресурсам в интернете, а затем записываетесь на сдачу в один из официальных центров.

Теоретический экзамен состоит из двух этапов:

  1. первый тест состоит из 50 вопросов, для удачной сдачи нужно ответить верно, минимум на 43.
  2. вторая часть — это hazard perception. На экране вы с позиции водителя видите сложную ситуацию на дороге и должны щелкнуть мышкой, если видите опасность. Например, с придворовой территории начинает выезжать грузовичок и из-за припаркованных авто вы видите только его антенну, но уже должны успеть среагировать.

Практика

После успешной сдачи теории на этапе подготовки к практике вам на помощь могут придти автошколы и инструкторы, но правилами не запрещено готовиться самостоятельно с опытным родственником или другом. Если вы привыкли к правостороннему движению, то первое время будет сложно перестроиться, поэтому даже если вы уверены в своих водительских навыках, лучше потренироваться перед экзаменом в реальных городских условиях. Отметим, что у британцев нет так называемого «автогородка», вы сразу будете ездить по городу и выполнять конкретные задания инструктора.

Практическая часть состоит из следующих этапов:

  1. проверка зрения (вас попросят назвать номер машины, стоящей в 15 метрах от вас)
  2. show me, tell me — нужно показать, как проверить масло или где включаются поворотники
  3. вождение по городу
  4. маневры (парковка, разворот)
  5. вождение по заранее заданному экзаменатором маршруту, с поворотами и съездами в строго определенных местах

Сразу отметим, что ошибки на практической части англичане делят на 2 вида: major (те, что опасны на дороге для других автолюбителей), minor (мелкие промахи, которых вы можете допустить до 15). Вообще же британских экзаменаторов считают терпеливыми и вежливыми, они могут даже немного подсказывать, понимая, что вы просто нервничаете. При успешной сдаче практики, через 2 недели вы получаете свои заветные права, а самостоятельно водить вам разрешается сразу после экзамена. Важный момент, что в первый год после сдачи экзамена вам нельзя будет получить машину в аренду, британцы очень строги в этом плане и считают, что лучше подстраховаться.


Испания

Теперь обратимся к южанам, ведь есть мнение, что они относятся к правилам легче и не так консервативно. И в отличие от англичан, например, машину в аренду в Испании вы сможете получить даже по своим национальным правам или в первый год сдачи экзамена на испанские. Если говорить про экзамен, то на первый взгляд у испанцев всё, как у всех: теория и практика. При этом если вы не владеете испанским, то есть возможность сдачи экзамена на английском.

Теория

Подготовиться к теории в Испании можно самостоятельно или воспользоваться помощью автошкол. Перед сдачей вам нужно будет также пройти тест по психофизической пригодности. А затем вас ждут 30 вопросов за 30 минут, где вы можете сделать не больше 3 ошибок.

Практика

Если вы успешно сдали теорию, то пора приступить и к практике. По испанским регламентам для допуска к практической части у вас должно быть пройдено не меньше 5 обязательных занятий с профессиональным инструктором — отделаться поездками с родней как у британцев не выйдет.

Практическая часть:

  1. демонстрация знаний по технической части автомобиля
  2. самостоятельная поездка с принятием собственных решений по ходу маршрута
  3. поездка с выполнением указаний экзаменатора

Испанцы во время сдачи практической части смотрят в целом на то, как вы чувствуете себя и ведете за рулем. Если вы будете резко тормозить или забывать смотреть в зеркала, а также создавать какие-то опасные ситуации на дороге, то, скорее всего, экзамен вы провалите. Если же сделаете всё правильно, то через месяц получите по почте права, а пока будете ездить по временным со значком «L», который должен красоваться на вашем авто в течение первого года после сдачи.


Америка

США по праву считаются самой автомобильной страной — американцы рано садятся за руль и получают права. И тут начинается самое интересное: дело в том, что вам сразу надо будет определиться, где вы планируете сдачу экзамена и дальнейшее вождение, так как правила дорожного движения отличаются в разных штатах. Стоит отметить, что при подаче формы на получение прав, помимо данных о росте и весе, цвете глаз, вас обязательно спросят, согласны ли вы быть донором, ведь для американцев — это очень важный пункт и многие отвечают положительно.

Теория

Обычно тест в зависимости от штата состоит из 15-40 вопросов: вам нужно ответить правильно на 80%, чтобы успешно его сдать. Вас будут спрашивать про принципы безопасного вождения, проверят знание законов и дорожных знаков. Готовиться к сдаче теории вы можете самостоятельно. Что касается правил, то отмечают, что в целом система такая же, как и везде, но при этом дорожных знаков всё же меньше и часто информация доносится очень просто и доступно для водителя. Например, с данного участка штрафы за превышение скорости удваиваются. Из примечательного также, на перекрестке разрешено поворачивать направо на красный, если это отдельно не запрещено.

Практика

После успешной сдачи теории, вам могут выдать так называемое Learner’s permit (ученическое разрешение) с которым вы можете садиться за руль при нахождении в машине более опытного водителя и практиковаться, или сразу сдать экзамен, если уверены в своих силах. Но снова в зависимости от штата вас ждут свои сложности, и в некоторых регионах вы просто обязаны будете взять уроки с инструктором. В Америке также доступна такая услуга автошкол, как сопровождение на экзамен. Вы получите машину, вам заранее расскажут про маршрут и его сложности, и отвезут на место экзамена.

Еще одна интересная особенность сдачи практики в США: в некоторых центрах вы можете пройти процедуру на специальных закрытых треках, согласитесь, это намного удобнее, чем поездка по городу в потоке, особенно если вы новичок.

Основные моменты практической части экзамена:

  1. соблюдение знаков дорожного движения
  2. параллельная парковка (в некоторых штатах перпендикулярная между конусами)
  3. выполнение разворота
  4. корректное сигнализирование о поворотах
  5. навык езды задним ходом (смотря при движении в заднее стекло)
  6. плавное торможение по команде инструктора

После удачной сдачи вы получаете права либо сразу на месте, либо по почте. Как вы помните, водительское удостоверение в США является одним из главных документов, удостоверяющих личность — американцы предъявляют его везде, как мы — паспорт.


Норвегия

Но для того, чтобы вы, наконец, поняли, что получение прав в России всё же в сравнении с другими странами процедура простая, мы расскажем про Норвегию. Во-первых, это очень дорого – более трех тысяч евро нужно будет выложить, чтобы стать счастливым обладателем ВУ в этой стране. Во-вторых, это сложно. Но есть и плюсы, например, права выдаются до 75 лет, а раньше вообще до 100, это также значит, что вам не нужно менять их каждые 10 лет как в России.

Теория

С теорией всё как у всех — выучил по специальному пособию или сайтам, записался на тест, сдал. Можно сдавать на английском или норвежском, 45 вопросов и вы можете ошибиться не больше 7 раз. Но отметим, что подростки начинают учиться на права здесь в 16 лет, хоть за руль их и пустят не раньше 18. Подросткам и тем, кто не имел водительского удостоверения другой страны, придётся перед тестом пройти специальный курс обучения, за который нужно будет выложить немалую сумму.

Практика

А вот здесь начинается самое интригующее. Дело в том, что в Норвегии особый принцип подготовки водителей. И данный этап состоит из 4 блоков: курс первой помощи, ночная езда, курс безопасной езды, итоговая часть. При этом вас просто не допустят к следующему этапу, пока вы качественно не сдадите предыдущий. И, чтобы вы понимали всю серьезность ситуации — в Норвегии каждый инструктор окончил двухлетний университетский курс по подготовке и является специалистом высокого класса с лицензией. Поэтому договориться или надеяться на мягкость, норвежским водителям не приходится.

Курс первой помощи

Норвежцы очень серьезно относятся к авариям, и если ты проехал мимо и не помог, то тебе грозит тюрьма и лишение прав. Поэтому на занятиях по первой помощи жители этой северной страны изучают алгоритмы действий во время опасных ситуаций. Если норвежец увидел аварию, он должен надеть жилет, выставить аварийный треугольник, осмотреть пострадавших и набрать специальный номер. Оказывать первую помощь не рекомендуют, считая, что новичок может сделать хуже и лучше дождаться скорую, которая в Норвегии действительно быстро приезжает на место.

Ночная езда

Данный этап вы сможете сдать только с осени по весну из-за полярного дня — в другие времена года этого сделать не получится. Таким образом, процедура получения ВУ в Норвегии еще может быть и очень долгой. На тренировке навыков ночной езды используются специальные манекены, одетые в светоотражающую или тёмную одежду. Причем инструктор может специально отвлекать кандидата в водители разговорами, а затем резко для ученика показать фигуру лося на дороге (через пульт управления). Как вы понимаете, реакция должна быть мгновенной, иначе курс провален.

Курс безопасной езды

На этом этапе идет отработка вождения на скользкой дороге. В Норвегии есть специальные площадки, смазанные маслом или покрытые металлическими пластинами, изображающими ледовые участки. Во время такой тренировки вас может занести, но в финале вы должны выйти из аварийной ситуации правильно.

Вдобавок в Норвегии серьезно заботятся об окружающей среде и стараются минимизировать выбросы выхлопных газов. Поэтому как будущий автолюбитель вы должны ездить с нормальной скоростью, не выжимая сцепление лишний раз и не газовать.

Итоговый блок

И если вы, наконец, прошли удачно эти «норвежские голодные игры», то вас ждет итоговый блок и еще 13 часов теории и практики. Затем две дальние поездки (по 4-6 часов), где вы будете вести автомобиль туда, а обратно — другой ученик, по оживленной дороге, упражняясь в обгонах на скоростном шоссе. И только после этого испытания будет назначена дата экзамена со специалистом из дорожного управления, который оценит поездку по городу, умение ездить задним ходом и навыки парковки. Если после всего этого, ваши нервы не сдадут и вы сделаете всё правильно, через день после экзамена вы, наконец, получите заветные норвежские права.

bagio-winter