rdsbanner
Юлия Кожевникова

Джузеппе Бертоне: история успеха культового автомобильного дизайнера

Расскажем историю родоначальника многих современных тенденций в автомобильном дизайне, человека, который не боялся экспериментировать.

Все, кто хоть немного интересовался автомобильным дизайном, знают имя Джузеппе Бертоне и поклоняются ему. По другому никак. Джузеппе Бертоне был и остается великим, и это не просто громкие слова. Это данность. Ключевые модели автомобилей 20 века созданы им — именно он задал тенденции в развитии автомобилестроения на десятилетия вперед. Для кого-то он был учителем, для кого-то ярым конкурентом, для кого-то настоящим идолом. Равнодушных не было. Он был королем!

Всё началось еще с его отца, у которого была своя фирма, создающая повозки к конным экипажам. Позднее компания стала заниматься проектировкой автомобилей. И маленький Джузеппе, получивший уже тогда прозвище Нуччио (уменьшительное от Джузеппе), всё свое время проводил рядом с автомобилями, всей своей сущностью тянулся к ним. Тогда ему было 12 лет. Позднее он получит экономическое образование, и отец передаст молодому человеку управление фирмой. Но Нуччио никогда не интересовали экономические вопросы, он хотел заниматься творчеством, его волновала стилистика машин.

Уже тогда компания Bertone создавала кузова на шасси Lancia и Fiat, имея громкое имя и известность. Но Вторая Мировая война внесла свои коррективы и, для того, чтобы совсем не разориться без заказов, Бертоне взялся за кузова санитарных и армейских автомобилей. Послевоенные годы также были тяжелыми и Нуччио занялся гоночными авто — Fiat и ASCA.

В 1952 году происходит ключевой поворот в судьбе Джузеппе Бертоне — он представляет на Туринском автосалоне купе и кабриолет, созданные на шасси британской фирмы MG. Дилеры из США влюбляются в силуэт и бронируют их для американского рынка. За океан уезжает почти 500 машин (так появилась марка Arnolt–Bristol), и фирма Бертоне, наконец, получает финансовую возможность проектировать новые авто и начать сотрудничество с крупными авто брендами. Через два года уже знаменитый Джузеппе Бертоне закрепляет свой успех на Туринском автосалоне. С оглушительным успехом он представляет модель Alfa Romeo Giulia Sprint. На тот момент планировалось, что авто будет эксклюзивным, но в итоге Giulia стала всеобщей любимицей и вышла в количестве более 40 тысяч экземпляров. При этом она задала тон и создала фирменный стиль всей марки на долгое время.

Бертоне становится главным дизайнером компании Alfa Romeo и создает такие авто как 1900 Sport Spider, GTA, 2000 Sportiva, Giulia. Примерно в это же время маэстро Нуччио представляет шоу-кары В.А.Т. (Berlina Aerodinamica Tecnica) — серия данных авто удивляет своим сверхнизким коэффициентом лобового сопротивления, всего лишь 0,19. Отметим, что образ именно этого авто лег в основу «Бэтмобиля», легендарного героя комиксов о Бэтмене.

Знаете, почему Бертоне удалось так сильно повлиять на автомобилестроение? Всё дело еще и в его компаньонах и учениках. Он работал со многими дизайнерами и конструкторами своего времени, и со всеми был в хороших отношениях. Джорджетто Джуджаро, Франко Скальоне, Марчелло Гандини — все они когда-то поработали с великим мастером и, конечно, стали некими последователями его стиля и вкуса. Все они влияли друг на друга и, в итоге, создавали будущее автомобильного дизайна.

Бертоне продолжает создавать свои шедевры, и в те годы редкий автосалон не содержит его концепций. Еще одним нашумевшим творением становится Lamborghini Miura 1966 года. Считается, что модель перевернула представление о дизайне и компоновке в классе GT. Казалось, уже после этой модели можно остановиться, потому что имя мастера навеки вошло в историю. Но отдых не для Нуччио Бертоне.

Еще одной звездной моделью мастера стала Lamborghini Countach, увидевшая свет в 1971 году. Это был эффект бомбы и проявление большого таланта Бертоне. Автомобиль был абсолютно не похожим ни на один другой. Невероятный, необычный и порождающий вопрос: неужели это реальность? Клиновидная машина со «злыми» воздухозаборниками и дверями, которые поднимаются и откидываются вперед. Lamborghini Countach открыл моду на новый дизайн и разрушил все старые устои.

Стоит отметить, что Бертоне работает не только с люксовыми брендами, но и активно взаимодействует с Fiat. Такие модели, как Fiat 128, Fiat 850 Coupe, Fiat X1/9 — все они созданы нашим героем.

В 80-е годы Бертоне сосредотачивается на международных компаниях и в свет выходят такие авто как Opel Kadett Cabrio, Volvo 780 Coupe, Daewoo Espero, Citroen Xantia. А в 90-е появляется Bertone Karisma на основе Porsche 911. Создание культового купе доверили культовому дизайнеру. Авто получает легендарные двери «крыло чайки», но самое главное заключается в том, что Бертоне смог, видоизменив кузов, сберечь «сердце», стиль и особенность модели Porsche 911.

Еще одним значимым событием в этой богатой на успех биографии стал сигарообразный электромобиль Bertone ZER. И здесь дело было уже не в пластичных или клиновидных формах, хотя, конечно, модель, как всегда, выделялась. На этот раз это была инженерная победа — в марте 1995 года «хвостатая» торпеда стала первым электромобилем, перешагнувшим порог скорости в 300 км/ч.

Всю свою жизнь величайший талант, Нуччио Бертоне, работал не на 100, а на 1000 процентов. Об этом рассказывает всё его окружение. Добавьте сюда невероятную память, которая цеплялась за каждую стилистическую изюминку авто и имена всех людей, с которыми он пересекался. И, возможно, вот они составляющие успеха.

Однако отметим, что для успеха нужна еще и страсть к делу, которой Нуччио обладал. Дизайнер мог приехать утром, в выходной, на работу, для того, чтобы самостоятельно посмотреть наброски, а утром в понедельник подчиненные обнаруживали на своих рабочих местах коррективы и поправки от мастера. И есть еще один главный ингредиент успеха Нуччио Бертоне — его коллега дизайнер Марчелло Гандлини, как то сказал: «он не боялся рисковать, поэтому всегда побеждал».

rdsbanner