1925-250
Юлия Кожевникова

Джорджетто Джуджаро: тернистый путь легендарного автомобильного дизайнера

Расскажем о гениальном Джорджетто Джуджаро, чье имя давно стало нарицательным в авто-дизайне. Мастер, который подарил миру Alfa Romeo, Volkswagen Golf, Passat, Lotus Esprit, Maserati Bora и еще сотни авто.

Величайший дизайнер современности, дизайнер Божьей милостью, Зевс на дизайнерском Олимпе, создатель лучших автомобилей на земле. Как только не называют Джорджетто Джуджаро. И все эти эпитеты на самом деле правдивы. И все, кто хоть немного интересуется автомобилями, много раз слышал его имя. Мы не будем сегодня рассказывать обо всех шедеврах мастера и о том, как он их создавал. На это нам просто не хватит жизни. Сегодня мы немного притронемся к истории итальянского дизайнера и затронем наиболее яркие модели.

Джорджетто Джуджаро родился 7 августа 1938 года в простой итальянской семье. Умение рисовать и тонко чувствовать передалось по наследству. Отец был декоратором и писал религиозные картины, дедушка расписывал фресками церкви. И пока отец вдохновлялся работами Микеланджело и Рафаэля, наш герой тянулся к Пикассо.

Джуджаро учился в Турине в школе дизайна. Именно тогда дипломные работы Джуджаро увидел главный инженер Fiat Данте Джакоза (обладатель «Золотого циркуля» за «Fiat 500 Topolino»). Он пригласил 17-летнего юношу на работу. Однако, на протяжении нескольких лет все работы молодого итальянца постоянно браковал. Не стоит забывать, что Джакоза, был не просто дизайнером, он был и классным инженером. А рисунки и задумки Джуджаро уже тогда были невероятно смелыми, особенно для 1950-х, возможно, поэтому их не поддерживали.

Всё меняется в 1959 году, когда на Туринском автосалоне несколько эскизов Джуджаро увидел Нуччо Бертоне (основатель и владелец кузовной фирмы «Carozzeria Bertone»), который предложил 21–летнему юноше работать в своем ателье. И, стоит отметить, что должность была внушительная — главный дизайнер, вместо знаменитого Франко Скальоне. 

В эти же годы Джуджаро призывают в армию, но он активно работает над новым массовым купе Giulia Sprint GT. Джуджаро позднее будет вспоминать, как вез макет авто для Нуччо Бертоне, находясь в увольнительной. И тот даже немного повредился от тряски из-за плохой дороги. В итоге, купе станет одним из самых удачных проектов нашего героя. И за 14 лет автомобиль разойдется тиражом в 120 тысяч экземпляров.

Позднее из под творческой «руки» Джуджаро выйдут также Fiat 850 Spider и Fiat Dino Coupe. Всего более 20 проектов машин. Затем Джуджаро трудится в Ghia Алехандро де Томадо, где под его руководством создали купе De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli.

Уже в тот момент Джуджаро получает очень достойную оплату за свои труды. Но его беспокоит совсем другое: вся слава достается хозяевам фирм, на которые он работает, это их логотипы украшают авто, которые на самом деле придумал он. Поэтому в 1968 году Джуджаро совместно с инженером Альдо Мантовани открывают собственное дизайн-ателье ItalDesign (в одно слово).

И первым авто над которым ItalDesign начал трудиться стал седан Alfa Romeo Alfasud с передним приводом и оппозитным мотором. Не стоит забывать, что к тому моменту имя Джорджетто Джуджаро было хорошо известно в автопроизводстве. Поэтому можно было не переживать за заказы. И к тому же в компании было четкое понимание обязанностей – Джуджаро отвечал за творчество и идею, а Мантовани нес ответственность за инженерную составляющую проектов. И тут туринцы делают ставку на свою идею клиновидного силуэта моделей GT. «Зубила» буквально захватывает рынок: сначала в таком стиле были выполнены Maserati Bora и Merak. А затем в 1972 году английский Lotus выбирает подобный кузов для Esprit, который выпускается и в наши дни.

А для Туринского автосалона компания решила создать однообъемное купе Manta (уникальный случай в автомобилестроении) на шасси спорткара Bizzarrini. На авто планировали разместить мотор V8 с расчетной скоростью 330 км в час. Необычное лобовое стекло изначально было очень низко наклонено. Поэтому для лучшей видимости пришлось сделать в капоте смотровые щели. Но самое интересное, что данное авто создали всего за 37 дней.

Позднее в Турин прибыла делегация Volkswagen, которая выбрала самые яркие новинки автосалона. Четыре из шести были за авторством Джуджаро. Всё сошлось, и Volkswagen, остро нуждающийся, в замене «жука» нанимает Джуджаро.

Для начала Джуджаро приложил руку к хэтчбеку Passat на агрегатах Audi 80. Затем дизайнер создал Golf, у которого были клиновидный силуэт и острые углы. В честь «Гольфа» назвали целый класс компактных автомобилей, а общий тираж машины первого поколения почти семь миллионов.

После Европы активный характер Джуджаро требовал дальнейшего роста и развития. Поэтому его следующим шагом стала Азия. В 1974 году он создает Pony для корейской Hyundai и затем до 1988 года все главные модели марки имели кузова, нарисованные в Турине. Не стоит забывать, что первыми заказчиками с азиатского рынка все же была компания Isuzu, это было еще до Hyundai. Неудивительно, что Isuzu, а потом и Subaru с приходом Джуджаро заказывали все свои новинки у него. Но всё же главная удача в Азии у Джуджаро случилась с Toyota Aristo, более известная как Lexus GS 300. Впервые у японского автомобиля появились европейские черты. До этого никому не удавалось объединить такие детали. Но для нашего гения, это была несложная задача. GS300 до сих пор ценится среди знатоков.

ItalDesign считается довольно молодой компанией, но меньше чем за 30 лет великие итальянцы сделали более 70 серийных машин и 80 с лишним концептов. Среди них Scania T–серии и Streamline, все грузовые IVECO, Lancia Delta, Prisma, Thema, Fiat Panda, Uno, Croma, Punto, Saab 9000, Renault 21 и 19, Chrysler Eagle Premier, все модели Seat. Сложно вспомнить автомобильный бренд, для которого компания ничего не делала.

Джуджаро с юности отличался смелостью в рисунках и его фантазии всегда опережали время. Неудивительно, что часть его автомобильного наследия благодаря своей внешности становилась главными героями фильмов. Так, например, Lotus Esprit стал автомобилем-подлодкой Джеймса Бонда, а DeLorean DMC-12 машиной времени в «Назад в будущее».

Все знают Джуджаро, как невероятно талантливого автомобильного дизайнера. Но великий гений не мог ограничиться только автомобилями. И Фердинанд Пьех, бывший глава наблюдательного совета VW, отмечает, что Джуджаро обычно всегда работал над десятками проектов сразу. ItalDesign трудился над дизайном поездов, мебели, часов Seico, прототипов Apple, пистолетов Beretta и камер Nikon. Что тут сказать, такой размах всё сам говорит за нашего героя.

Так выглядела кухня от Джуджаро

Вагоны скоростного поезда Pendolino (маятник) наклоняются, чтобы не снижать скорость в поворотах

Nikon F4 —первая в мире профессиональная фотокамера, штатно оснащенная автофокусом

В 2015 году Джуджаро уходит из компании, которую создал. По официальным данным, для того, чтобы посвятить больше времени личным интересам. Но позднее стало известно, что Джуджаро открыл новое ателье GFG Progetti. Скорее всего оно будет работать для корейских и китайских производителей. Напомню, что в августе Джуджаро исполнился 81 год и, по его словам, он недостаточно стар, чтобы просто отдыхать дома. На сегодняшний день известно, что первой работой нового ателье стала доводка китайского суперкара Techrules с микротурбиной, вырабатывающей электричество для тяговых электромоторов суммарной мощностью более 1000 лошадиных сил. 

1925-250