Двухколёсная пора: основные правила для мотоциклистов перед началом нового сезона
Поговорили с опытными мотоциклистами и собрали основные советы, которые стоит знать не только «первосезонникам», но и тем, кто уже много лет на двух колёсах.
В нынешнем году апрель будто бы телепортировал всех нас в условия резко континентального климата. Температура воздуха менялась от почти летней до заморозков, вместе с этим нагревалась, а затем остывала дорога. Несмотря на такие «качели», многие мотоциклисты уже достали с зимовки свои байки, немного не дождавшись официального открытия сезона.
Мы же довольно консервативны, поэтому подготовили базовый кодекс для тех, кто предпочитает два колеса вместо четырёх прямо перед официальным стартом. Конечно, умудрённые опытом водители могут подумать, что вроде бы очевидные советы и напутствия не для них, но есть нюансы. Во-первых, за длинное межсезонье часть навыков из рефлексов превратилась в простые (пусть и свежие) воспоминания, а во-вторых, в аварию может попасть каждый, не взирая на возраст и стаж. Вы помните хоть одно «умное» ДТП? Готовы поспорить, что все они случались по чьей-то глупости, поэтому, даже если вы всё знаете и умеете, основы будет нелишним повторить. А тем, для кого текущий сезон окажется дебютным, эти восемь принципов помогут освоиться, а также сохранить здоровье и люимый мотоцикл.
Итак, топ-8 советов для безопасной езды.
С чистого листа
Будьте предельно аккуратны, когда выезжаете на дороги первый раз в сезоне. И это не только потому, что за зиму автомобилисты забыли про существование своих двухколёсных «коллег», но и потому, что с началом весны участников дорожного движения прибавилось (да, и обладателей СИМ тоже).
Повторение — мать учения
Освежите свои навыки. Да, каким бы опытным водителем вы ни были, примите как данность тот факт, что из-за перерыва можно растерять сноровку. Поэтому в ваш первый выезд обращайте внимание на всё, что может доставить проблемы, а лучше покатайтесь сначала на площадке, поезжайте на джимхану либо запишитесь на несколько занятий в специализированную школу. Там вам точно помогут.
«Ехал в паре с “первосезонником”: он впереди, я за ним. Выезжали в районе Дмитровского шоссе на ТТК, причём я попутно смотрел влево и контролировал поток. Спустя секунду поворачиваю голову, а он уже на боку лежит. Я сразу остановился, подбежал, уточнил, что с человеком всё в порядке, стал помогать поднимать мотоцикл, одновременно спрашивая, как так получилось. Оказалось, из-за того, что райдер начинающий, он едет, держа ноги не на подножках и притормаживая задним тормозом, как положено, а свешивает их всегда и тормозит передним. Вот именно из-за этого он не удержался на байке и упал. Это как раз к тому, что на небольшой скорости не надо выставлять ноги и пользоваться передним тормозом, нужно оставить их на подножках и тормозить только задним».
«Прозрачный» транспорт
Про вас забыли, и это нужно постоянно держать в голове. Вы не отражаетесь в зеркалах у большинства автомобилистов потому, что они, увы, не так часто смотрят в них. Надо напоминать о себе постепенно, но не «откручивая выхлоп» в пробке, а следуя допустимой скорости потока. Лучше лишний раз притормозить, чем влететь в перестраивающегося водителя. Кстати, по поводу пробок: учтите, что при серьёзном заторе кто-нибудь обязательно захочет выйти из машины, чтобы узнать, почему все стоят.
Песчаная буря
Несмотря на то, что на улице уже уверенный плюс, асфальт ещё недостаточно прогрет для хорошего сцепления колёс с дорожным полотном, а на майские (кто знает?) и вовсе может выпасть снег. Также не забывайте про пыль, грязь, песок, реагенты и ямы на дорогах — даже небольшая лужица или камешек может стать причиной падения. Ах да, напомним ещё про такие «препятствия», как разметка, трамвайные пути, рельсы и резиновые плиты.
«Ехал по двору, а передо мной внезапно резко остановился таксист. Я, в свою очередь, тоже не сориентировался и вместо заднего тормоза нажал на передний. Дорога была покрыта песком и грязью, в результате у меня колесо ушло юзом — я даже не успел ноги поставить на асфальт и, соответственно, упал вместе с мотоциклом».
Про культуру
Все вы наверняка помните неписаные правила езды по дорогам: не двигайтесь правее правого и левее левого. Поворачивающий направо водитель не ждёт, что вы решите объехать пробку правее и уже разогнались — он попросту туда не смотрит. Он включил «поворотник» и тронулся с места. С левыми полосами то же самое. Дабы не рисковать, займите «междурядье» слева. Большинство водителей готовы вас видеть именно там.
Если едете в паре, то постарайтесь не обгонять автомобиль одновременно справа и слева. Водитель инстинктивно испугается и дёрнется в одну из сторон, а там — как повезёт.
Если вы считаете, что ваша светотехника в пробках делает вас заметным, вы сильно заблуждаетесь. Ваш моргающий дальний или «колхозные» дополнительные фары только слепят водителя, и он на автомате попробует убрать «световой шум» из боковых зеркал. Результат, думаю, очевиден.
Техника, техника и ещё раз техника
Ваш «железный конь» зимовал в тёплом гараже, под тентом, в идеальных условиях, и вы приходили его проведать пару раз в месяц? Безусловно, вы ответственный мотоциклист. Но спорим, что без подготовки вам не удастся пробежать спринтерскую дистанцию? Вот и мотоцикл после длительного простоя тоже сразу не может войти в рабочий режим. Поэтому тщательно проверяем технику, все жидкости, а особенно тормозную систему. Не стоит в первый же выезд отправляться на дальние расстояния либо устраивать гонки. С большой долей вероятности байк к этому попросту не готов — ему также нужно какое-то время, чтобы проснуться от зимней спячки.
Бесконтактность
Одним словом — экипировка. Без каких-либо изысканий, поблажек и отговорок типа «мне неудобно». Нет экипировки — лучше остаться дома. Сегодня вариантов снаряжения довольно много — на любой вкус и кошелёк. А ещё имейте в виду, что от шлема, доставшегося вам от «кореша» после падения, стоит всё же отказаться и купить себе пусть менее пафосный, но прошедший сертификацию. То же самое и с другими вещами: сейчас на рынке представлено достаточное количество мотоодежды, которая подходит для любого типа двухколёсного транспорта, ну разве что кроме гордых пилотов спортивных мотоциклов в комбинезонах. Но это уже другая история. Для остальных есть всё что нужно.
Я маленький, ты большой
Речь идёт о фурах. Это одни из самых больших автомобилей на дороге, если сравнивать их с мотоциклами. Иногда необходимо не только проехать мимо такого большегруза в пробке, но и двигаться параллельно с ним или обогнать его. Поэтому, повстречавшись с грузовиком, помните, что при обгоне на скорости по возможности выезжайте как можно дальше от него. Также нельзя забывать о потоке воздуха от фуры, который стремится сместить вас на встречную полосу. Поэтому нужно всегда ехать с незначительным упреждением, немного «прижимаясь» к грузовику.
Когда пробираетесь между большегрузами в пробке, точно оцените габариты своего мотоцикла. Порой лучше просто пропустить их вперёд, а дальше уже спокойно объехать. И ключевой момент: водители грузовиков действительно не видят вас, когда вы находитесь близко к бортам, поэтому будьте предельно бдительны.
Вместо заключения
В этих правилах нет главных или второстепенных. Все они одинаково важны и в любой момент могут спасти жизнь. Мотоцикл, безусловно, достаточно полезный городской транспорт в крупном мегаполисе с пробками. Он действительно помогает разгрузить поток, а для тех, кто считает мототусовки своей второй семьёй, является частью культуры. Поэтому, дорогие мотоциклисты, давайте вместе быть аккуратными на дорогах и уважать друг друга.
Благодарим за помощь в подготовке материала опытных мотоциклистов Павла Филимонова и Владимира Соловьёва.
Анонсирующее фото: somanyhorses.ru