Двигатель с разборки: как выбрать правильно?
А теперь признавайтесь, кто ещё разговаривает со своей машиной? Хочется верить, что нас таких много. Самый неприятный вопрос, который мне приходилось задавать своей это: «что у тебя болит?». Иногда подсказывают лампочки на панели, а когда-то заметны едва уловимые изменения в поведении, которые даже умная система ещё не распознала. Чаще всего можно отделаться лёгким испугом, но иногда проблема может оказаться по-настоящему серьёзной.
Любая поломка не добавляет оптимизма, а если недуг вдруг настиг двигатель, то практически любой владелец задумается о срочной продаже машины по минимальной стоимости. Но у каждой проблемы есть решение и случай с мотором не исключение. Обычно вариантов замены двигателя три: абсолютно новый ДВС, контрактный двигатель или б/у мотор. Новый агрегат, безусловно, лучшее решение с технической точки зрения. Он идеально подойдёт машине, будет в безупречном состоянии и иметь соответствующий ресурс. Но есть и пара существенных минусов: время и деньги. Новый движок может потребоваться долго ждать, а его цена рискует приблизиться к половине стоимости машины. А если модель уже снята с производства, то заказать новый оригинальный силовой агрегат может быть и вовсе невозможно.
Любая из этих причин может заставить вас посмотреть в сторону контрактных моторов (если речь про иномарки, конечно). С восстановленными и «откапиталенными» агрегатами из Японии и Европы всё тоже неоднозначно. С одной стороны условия эксплуатации мягче Российских, а с другой — история автомобиля, которому этот мотор принадлежал, туманна. Нет достоверной информации об авариях и угонах, а вдобавок вам придётся ждать и либо самим его растамаживать, либо прибегать к услугам посредников. Так что к контрактным вариантам чаще склоняются владельцы редкой на территории России техники.
Б/у двигатели, проведшие всю жизнь в России, пожалуй, одни из самых доступных и распространённых вариантов раздобыть «донорское сердце» для машины. На это не нужно много времени, товар и продавца можно увидеть своими глазами, и это вселяет некоторую уверенность. Но везде есть обратная сторона медали. Давайте разберёмся, чем вас может удивить двигатель с разборки.
Состояние
Чаще всего двигатели поступают в продажу после того, как машина попала в ДТП и не подлежит восстановлению. Тогда с остатков транспорта снимают все годные запчасти и продают. Если удар пришёлся в заднюю часть, скорее всего, могли пострадать только опоры ДВС и патрубки. Сам блок с большой долей вероятности будет в порядке. А вот если машину ударили в перед, то покупка такого двигателя сродни лотерее. В цилиндрах могут образоваться микротрещины, шкивы и валы могут иметь явные и скрытые повреждения. Но помимо механических дефектов не стоит забывать и про ресурс агрегата. Сейчас практически невозможно встретить авто с чугунным блоком, а алюминиевых «собратьев» принято считать менее надёжными, и доля правды в этом есть. Моторы из лёгкого сплава больше подвержены тепловым нагрузкам и не такие прочные. Отсюда повышенный износ блока цилиндров и не такой впечатляющий срок службы.
Но чугун — тоже не панацея. В случае его механического повреждения, наплавить слой материала сверху практически невозможно. Чем больше моточасов «намотал» двигатель, тем ближе момент его капитального ремонта. Он достаточно дорогой и может стать неприятным сюрпризом, особенно если этим приходится заниматься вскоре после замены.
Документы
Даже если с самим двигателем всё в порядке, не стоит забывать про то, что документы должны быть чуть ли не более идеальными, чем сам мотор. Никаких специальных сертификатов или паспортов, в которых был бы указан номер и прошлый владелец для ДВС не делают, но можно оформить договор купли-продажи и прописать все значимые нюансы в нём. Номер, дополнительные маркировки, VIN автомобиля с которого агрегат был демонтирован и на каком основании это сделали. Если продавцом является сам собственник машины-донора, то нелишним будет вписать в договор и номер ПТС, в котором указан номер двигателя. Если же нет возможности оформить договор, то попросите хотя бы товарный чек, в котором будет указана реальная стоимость и номер. Это нужно для того, чтобы обезопасить себя в случае проблем с прошлым запчасти. К сожалению, проверить историю двигателя по одному его номеру практически невозможно.
Онлайн-сервисов и других открытых источников информации — нет. Все имеющиеся базы предназначены для служебного доступа сотрудников МВД и узнать, что агрегат, например, в розыске, вы сможете только в момент постановки автомобиля с заменённым мотором на учёт. В таком случае вам нужно доказать, что вы купили этот двигатель честно и не участвуете в преступной схеме. Для этого вам и пригодятся документы, и исчерпывающая информация в них.
Маркировка
Не забывайте проверять номер двигателя. Несмотря на то, что формально это — запчасть, его статус всё же чуть повыше, чем у коробки передач или деталей подвески. Из-за достаточно большого ресурса и редкой замены, этот номер является вспомогательным и иногда может служить для идентификации авто. За перебивку или умышленное уничтожение номера с целью дальнейшей продажи даже предусмотрена уголовная ответственность. Такая же, как и за махинации с VIN или номером рамы. Так что к проверке шрифтов и метода их нанесения есть смысл подойти ответственно и с должной степенью теоретической подготовки. Для начала нужно узнать, в какой части двигателя расположен номер. Затем найти образцы шрифтов, которыми наносят символы. Лучше, чтобы примеров было несколько и можно было сравнить все буквы и цифры. Кроме шрифта нелишним будет обратить внимание на интервал между знаками и их наклон. Помимо самой маркировки нужно осмотреть и поверхность вокруг. На ней не должно быть следов механического вмешательства и деформаций.
Будьте внимательны и аккуратны при покупке, не пренебрегайте проверкой у экспертов и механиков. Всё это поможет сберечь ваши нервы и время. А ещё даст возможность вашему автомобилю обзавестись именно тем сердцем, которого он заслуживает.