Доставка еды: с чего все начиналось
Если и есть у пандемии коронавируса какие-то плюсы, то самый главный касается развития служб доставки. Если года 3-4 назад заказ продуктов из условного «Перекрестка» казался какой-то диковинкой, то теперь этот процесс стал проще, чем поход в магазин. Но, конечно, так было не всегда. История доставки продуктов и готовых блюд началась достаточно давно, и сегодня мы расскажем об этом немного подробнее.
С чего все начиналось
Считается, что история доставки еды восходит чуть ли не ко временам древнего Рима. Жители империи доставку ценили так же сильно, как и мы в современную эпоху, и часто делали заказы в своих «ресторанах быстрого питания» — термополиях. Там продавали еду в больших глиняных горшках, в которых горячая еда долго сохраняла температуру.
Как вы думаете, какой была доставка в современном понимании? Если ваш ответ «пицца», то вы правы. Считается, что первая задокументированная доставка еды произошла в Неаполе, Италия, в 1889 году. Король Умберто I и королева Маргарита Савойская были в Неаполе, когда захотели попробовать народную еду: вкуснейшую пиццу знаменитого Рафаэле Эспозито.
Легенда гласит, что Эспозито подал три пиццы королевской семье, которая устала от французской кухни, популярной тогда у европейских королевских семей. Королеве полюбились все три пиццы, но одна с сыром моцарелла, помидорами и свежими листьями базилика (которые вместе составляют цвета итальянского флага) особенно запала в душу. Эспозито дал этой пицце имя в честь самой королевы, назвав ее Пицца Маргарита.
Даббавалы
К концу 19 века Индия еще находилась под британским правлением, и в мегаполисах страны наблюдался рост численности рабочей силы. Это положило начало развитию системы доставки еды для решения проблем этих самых работников. Курьеры, которых назвали даббавалас (буквально переводится как «тот, кто несет коробку») приносили горячие обеды из домов и ресторанов на рабочие места всем желающим. Даббавалы обычно пользовались велосипедами, но иногда и железнодорожными поездами. Во второй половине дня курьеры возвращались, чтобы забрать контейнеры.
С 1890 года даббавалы перевозят коробочки с обедами в Мумбаи, который входит в десятку самых населенных городов мире. До сих пор они не пользуются никакими программами или приложениями, что не мешает им эффективно работать с минимальным количеством ошибок. Эта система настолько эффективна, что даббавалы по-прежнему пользуются большим спросом. По данным Harvard Business Review, эти разносчики еды считаются «символом стойкости к трудностям», так как им приходится работать в непростых условиях.
Доставка с азиатским оттенком
Когда вы думаете о доставке еды, кроме пиццы вам, наверняка, приходят в голову белые бумажные коробочки и палочки для еды. Вся эта история с доставками китайской уличной еды началась с новаторского ресторатора Kin-Chu Cafe в Лос-Анджелесе в 1922 году. Хозяева заведения были настолько смелыми людьми, что разместили рекламу, утверждающую, что их кафе — «единственное место на Западном побережье, где клиенту приготовят и привезут настоящие китайские блюда». Сейчас трудно представить, что существовало только одно доступное заведение, где можно было заказать лапшу.
Досуг и доставка
В 1950-х годах, когда был изобретен телевизор, люди перестали ходить в рестораны и остались смотреть фильмы и передачи! Видя, что их любимые посетители стали заложниками новых изобретений, владельцы ресторанов поняли, что пора немедленно что-то предпринять. Это ускорило развитие концепции еды на вынос и доставки для ресторанов. Рестораны, где можно пообедать только внутри заведения, добавили варианты доставки на дом. Они также начали рекламировать по телевидению свои меню, сообщать о новинках и акциях, напоминая клиентам о вкусной еде.
Нужно еще больше удобства
Как сделать так, чтобы вас услышали среди гула других компаний, предлагающих доставку еды? Правильно, необходимо объявить, что вы ее привезете бесплатно! Культовый Casa D'Amore из Лос-Анджелеса начал предлагать бесплатную доставку при любом заказе свыше 2,5 долларов в 1952 году. Тогда их пицца среднего размера стоила примерно 2,25 доллара. Это была отличная идея — сподвигнуть людей делать заказы, при этом повысить стоимость самого заказа! В конце концов, кто откажется от пары пицц, которые привезут бесплатно?