Дорога длиною в ланч: история создания фудтраков
Еда — одна из базовых потребностей человека. Она, безусловно, должна быть питательной и сбалансированной, но, согласитесь, неплохо бы позаботиться и о ее вкусовых характеристиках, а еще — о доступности. И сейчас мы говорим не про стоимость, а, скорее, про локальную географию. Сегодня сложно представить, что в погоне за банальным сэндвичем придется топать два дня лесом и три дня полем, в итоге заблудиться и волею судеб перейти на «подножный корм». Однако раньше дела обстояли совершенно иначе.
Фото: uaz-export.com
Где и как зародились фудтраки
Когда крыши небоскребов еще не щекотали облака, а островки цивилизации отделяли друг от друга сотни, а то и тысячи безлюдных километров, любой вояж из точки А в точку Б требовал серьезной подготовки. Это касалось буквально всех аспектов жизнедеятельности и, в том числе, запасов провизии. Даже в глухом средневековье уже существовала масса ухищрений для того, чтобы продукты сохраняли свежесть, а если вдруг требовалась термическая обработка пищи, то с тем, чтобы организовать импровизированный очаг на бесхозных просторах, не было особых проблем. Но одно дело — возиться с обедом, используя подручные средства, и совсем другое — соорудить подобие походной кухни. Оказалось, имея под рукой минимальный набор утвари, можно сэкономить силы и время. Но еще удобнее было бы просто купить еду в дороге. Вскоре эта мысль дошла до самых расторопных начинающих бизнесменов, которые переместились с центральных площадей на самые оживленные торговые маршруты.
Фото: farmtruckphilly.com
Понятно, что единственным способом добраться до нужного места и обеспечить запас провизии на продажу, были повозки, но полноценными фудтраками такие «точки» назвать все же сложно. Ближе к истине оказались военные кухни, которые так или иначе были необходимы в дальних походах. Большая часть запасов, конечно, перевозилась в виде полуфабрикатов, уже готовых к употреблению, но случались и свежие заготовки, которые нужно было обрабатывать. С появлением моторизированной техники дела пошли уже значительно легче, и к концу 19 века в мире начали появляться первые полноценные «гражданские» фургоны, торгующие готовой едой.
Почему фудтраки обрели популярность
Ни для кого не секрет, что по природе своей фастфуд был ориентирован на наименее социально защищенные слои населения ввиду своей дешевизны. Поэтому в первую очередь такие «точки» появлялись в отдаленных и неблагополучных районах, становясь практически социальным объектом.
Со временем темп жизни рос, и перекусы «на бегу» потихоньку становились нормой. Предприниматели уловили тенденцию и откликнулись на эти изменения. Так, еще в 1872 году один из заокеанских жителей догадался поставить свой оборудованный фургон напротив здания редакции местной газеты. Правда, ассортимент на заре эпохи стритфуда не радовал, и большая часть людей все же отдавала предпочтение кафе и ресторанам. Но для следующей ступеньки эволюции потребовалось совсем немного времени. Некоторые рестораторы рискнули и привнесли на улицы элементы экзотической кухни практически без потери высокого уровня блюд. Затраты на приготовление и персонал не шли ни в какое сравнение с полноценным «крытым» заведением, что выгодно сказалось на ценах в меню, так что такая авантюра была практически обречена на успех.
Менее отважные торговцы оценили перспективы и со временем переняли опыт «первопроходцев». Кто-то решался на довольно смелые новинки, но чаще фургоны торговали более привычными глазу блюдами.
Фото: theluxonomist.es
Залог успешности фудтраков точно такой же, что и у сетей быстрого питания. Минимум потраченного времени, относительно доступная цена и удобство расположения. Согласитесь, куда сподручнее между встречами захватить что-то съестное по пути, чем заранее бронировать столик и подстраивать маршрут под месторасположение приличного ресторана.
А еще эта отрасль значительно менее инертна и готова подстраиваться под запросы клиентов. Меню обычно не только сезонное, но и соответствует современным тенденциям. Сейчас можно найти не только бургеры и хот-доги, но и, например, азиатскую или греческую кухню, а также блюда специально для вегетарианцев.
Откуда появляются фудтраки
По сути, такой фургон — мини-ресторан на колесах, и оборудование в нем должно быть соответствующим. Самый очевидный способ заполучить достойный фудтрак — сделать его практически своими силами. За основу чаще всего берут микроавтобусы и минивэны, но можно встретить и проекты, построенные на базе «коммерческих» легковушек. А еще в последнее время набирают популярность специально оборудованные прицепы.
Масштабный «рестайлинг» транспорта может выйти довольно затратным, ведь нужно не толь обзавестись техникой и мебелью, но и полностью заменить внутреннюю отделку, поработать над кузовом и дооснастить автомобиль дополнительными источниками энергии, резервуаром для воды и, возможно, газобаллонным оборудованием. Кстати, поработать над эстетической составляющей тоже придется, ведь кузов — это еще и реклама.
Если креатив такого уровня не входит в бизнес-план, можно особо не отчаиваться, так как существует полноценное производство уже готовых фудтраков. И оно развито не только где-то за границей, но и на просторах нашей необъятной родины.
От утилитарных «ГАЗелей» и «Ларгусов» до космических капсул-прицепов в ретростиле. Оказалось, что крупных локальных производителей примерно с десяток и большинство из них может реализовать самые смелые запросы. От крошки-кофейни до 8-метровых «громадин» площадью с небольшую жилую студию.
А что особо примечательно, все заводские «поделки» без труда встают на государственный учет, так что проблем с мобильностью быть не должно.
Фото: creativemarket.com
Парки, набережные, площади перед торговыми центрами, музыкальные фестивали, спортивные мероприятия и любые другие оживленные места — таков ареал обитания фудтраков. Так что смело отправляйтесь в импровизированный гастротур на поиски антуражных фургонов и уличных кулинарных изысков с нотками автомобильной романтики.
Анонсирующие фото: vagontrucks.com, ushayka.ru