Dodge La Femme: автомобиль для женщин, созданный мужчинами
Рассказываем об эксклюзивной машине для прекрасного пола. Смелая идея для своего времени или тёмная страница в истории Dodge, которую бренд хотел бы стереть не только из своей памяти?
Идея создания
Сейчас таргетированная реклама — обычное дело. Стоит ввести какое-нибудь слово в поисковике, перейти во ссылке — и вот на почту или в социальные сети уже сыпятся десятки тематических предложений. Но в 50-е годы 20 века этот метод эффективной продажи только набирал обороты в США.
В те времена американский общественный уклад менялся: послевоенная экономика процветала, а женщины, которые до этого придерживались роли «идеальной жены» и домохозяйки, стали стремиться к большей самостоятельности. Так, автопроизводители смекнули, что одной машины в семье может быть маловато, и решились на смелый, но, как выяснится позже, не слишком удачный эксперимент — представили автомобиль для леди.
Вообще, изначально эта идея принадлежала Сhrysler, головной компании Dodge. Буквально за год до появления La Femme они выпустили два прототипа авто «для него и для неё» — La Comte («Граф») и La Comtesse («Графиня»). Оба базировались на платформе Сhrysler New Yorker, имели схожий дизайн (различался лишь цвет) и смотрелись очень дорого. Насладившись произведённым фурором, концерн передал дела Dodge, надеясь быстро заполучить миллионы долларов от состоятельных американок. И вот, в 1955 году свет увидела модель La Femme.
Барбикор «на максималках»
La Femme позиционировалась как «первая машина, созданная исключительно для женщин». За основу был взят Dodge Custom Royal Lancer. Выглядел автомобиль так, словно предназначался для Марго Робби из нашумевшего фильма «Барби»: розовый кузов, светло-розовая отделка салона из винила и ткани с узором в виде розовых бутонов и золотая надпись «La Femme» на бардачке. А чтобы повысить продажи, девушкам предлагали целый ассортимент аксессуаров: плащ, шляпу и зонтик на случай дождя, а также сумку от Evans c помадой, пудреницей, портсигаром, зажигалкой и кошельком. Вcё — в той же розово-золотистой цветовой гамме. Кстати, у каждого из этих предметов в машине был предусмотрен собственный отсек для хранения.
Женщины не оценили?
В начале января 1955 года новинку показали на Нью-Йоркском международном автосалоне, а затем «отправили» дилерам. Правда, успехом модель почти не пользовалась: в первый год удалось реализовать менее 1000 экземпляров. Однако в Dodge таких цифр не испугались и уже к 1956-му немного переосмыслили концепцию. Машину перекрасили в цвета Misty Orchid/Regal Orchid (лилово-кремовый), добавили коврики лавандового оттенка, а «бутоны» в отделке салона заменили на светло-коричневую кожу с жаккардовым узором. Кошелёк, портсигар и бьюти-продукты больше не дарили, зато набор от дождя по-прежнему можно было получить при покупке авто. Но чуда всё равно не случилось…
Что же пошло не так
Во-первых, налицо явный просчёт маркетологов: вместо того, чтобы сделать акцент на технических характеристиках автомобиля, они сфокусировались на рекламе сопутствующих дамских принадлежностей. Кроме того, сам слоган — машина «Специально для Её Величества — американской женщины» (By Special Appointment to Her Majesty… the American Woman) — казался слишком вычурным и туманным и ничего не говорил о реальных преимуществах этой модели для прекрасного пола. Во-вторых, во время Второй мировой войны немало девушек были вынуждены оставить хозяйство и пойти работать. И такая «самостоятельность» понравилась им больше, чем сидеть в четырёх стенах. Так что, когда мужчины вернулись с фронта, многие мисс и миссис не захотели снова вставать к плите. Конечно, до развития полноценного феминистского движения пройдёт ещё без малого 10 лет, но 50-е годы определённо заложили для него фундамент. Из удобной домашней куклы леди начали трансформироваться в независимых участниц американского общества. На фоне этого «выкатывать» на рынок то, на что купятся разве что диснеевские принцессы (и то не все), было, мягко говоря, неосмотрительно. А в-третьих, Dodge был не единственной маркой, которая задумывалась о создании «девчачьего» автомобиля. Взять хотя бы команду женщин-дизайнеров Damsels of Design, работавшую в General Motors под руководством вице-президента компании Харли Эрла. Они продемонстрировали прототипы Chevrolet Impala Martinique, к которой прилагался чемоданчик от Жанетт Линдер, и Cadillac Eldorado Seville Baroness с более вместительным салоном и телефоном внутри. Оба шоу-кара не имели ничего общего с розовым цветом — они были стильными и современными. И несмотря на то, что концепты так и не вышли на рынок, они послужили хорошим примером для других автоконцернов.
Печальный финал
В конце 1956-го машину сняли с производства. Точных данных нет, но говорят, что за два года было выпущено менее 2500 таких моделей. Dodge La Femme стал поучительной историей для многих американских автокомпаний и рекламщиков того времени. Из-за попыток угодить женской аудитории, основанных на неверных представлениях о нуждах и желаниях прекрасного пола, машина была обречена на провал с самого начала. И сколько бы сумочек, зонтиков и плащиков бренд ни предлагал, они, к сожалению, а, может, и к счастью, не спасли ситуацию.
Анонсирующее фото получено при использовании YouTube-канала Rare Classic Cars & Automotive History