bagio-winter
Евгения Жилина

Дефицит микрочипов и его влияние на мировую автоиндустрию

Нынешний дефицит чипов стал глобальным кризисом, затрагивающим несколько отраслей промышленности. Давайте разбираться, как это влияет на автомобильную индустрию.

Эта печальная история началась около двух лет назад. Весной 2020 года в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, являющихся крупными центрами производства экспорта, из-за коронавируса был объявлен карантин. Ограничения, введенные правительствами по всему миру, чтобы уменьшить распространение вируса, спровоцировали побочный эффект — глобальный бизнес был заморожен, вызвав мощный эффект домино, который привел к международному кризису.

Фото: news.com.au

Он прямо или косвенно затронул многие отрасли мировой промышленности, некоторые компании обанкротились, другие были вынуждены сократить объемы производства. Та же участь постигла и производителей полупроводниковых устройств, что неизбежно потрясло всю высокотехнологичную индустрию, в том числе и автопром.

Фабрики и заводы закрывались, рабочих отправляли домой, а производства временно приостанавливались. Очень скоро пандемия накрыла все Западное полушарие, а автопроизводители и дилеры отменяли уже существующие заказы на автомобили или прекращали размещать новые. Однако мы не можем их за это винить, ведь такая рыночная стратегия основывалась на опыте.

Фото: medium.com

Во время предыдущих политических, экономических и социальных кризисов потребители переставали покупать автомобили, и общий объем продаж значительно сокращался. Кроме того, миллионы сотрудников перешли на удаленный режим работы, так что некоторые производители авто не думали, что у людей скоро возникнет острая потребность в личном транспорте.

Ситуация обостряется

После шока в первые месяцы пандемии ситуация резко изменилась, и потребительский спрос на машины вновь начал увеличиваться. Однако было уже слишком поздно: началась конкуренция на рынке электронной промышленности, ведь полупроводниковые чипы нужны не только для машин, но и для мобильных телефонов, компьютеров, приставок, бытовой техники.

Фото: rtde.xyz

Вместе с тем производители чипов сталкивались со все новыми проблемами: пандемия нарушила налаженные цепи поставок. Стало труднее покупать и доставлять сырье, которое порой приходилось везти не просто из других стран, но с других континентов, оказавшихся в полной изоляции. Когда же производство относительно наладилось, все столкнулись с отложенным спросом на мобильные телефоны и компьютеры, который был таким высоким, что производители микросхем просто не успевали удовлетворять его. С тех пор производители чипов не в состоянии угнаться за растущим спросом, и дела обстоят не очень хорошо, хотя с начала пандемии прошло уже более двух лет.

Что думают эксперты

Фото: videocardz.com

Несмотря на то, что в 2022 году ситуация с запасами улучшились, автомобильной промышленности еще предстоит пройти долгий путь для преодоления этого кризиса. Генеральный директор Intel Пэт Гелсинджер заявил CNBC, что глобальный дефицит полупроводников сохранится и в 2024 году. Он отметил, что полупроводниковая промышленность продолжает страдать из-за текущей нехватки оборудования, важного для производства электронных чипов, что неизбежно ограничивает объемы выпуска. Прямо сейчас Intel пытается найти инвестиции в постройку и развитие заводов в других частях земного шара, что помогло бы диверсифицировать производство, позволив компании удовлетворить спрос.

Фото: itcoinethereumnews.com

Генеральный директор General Motors Мэри Барра еще в декабре 2021 года отметила, что «с осторожным оптимизмом» относится к нехватке полупроводниковых чипов. Несмотря на позитивный тон Барры, некоторые эксперты были настроены более скептически в отношении данной ситуации. Так, консалтинговая фирма AlixPartners в 2021 году забила тревогу по поводу состояния автоиндустрии, отмечая, что кризис чипов обойдется мировой автомобильной промышленности примерно в 210 млрд долларов упущенной прибыли лишь в 2021 году! Также в компании заявили, что в прошлом году было «недовыпущено» 7,7 млн единиц продукции. Что еще хуже, некоторые автопроизводители сообщили, что отложат выпуск некоторых моделей и уберут ряд функций на других автомобилях.

Реакция компаний

Фото: fool.com

Автопроизводители пытались смягчить последствия кризиса, сокращая или даже закрывая производство авто с низкой маржинальностью и непопулярных моделей. Другая стратегия заключалась в том, чтобы продолжать выпуск машин, но держать их на конвейерах до тех пор, пока чипы снова не станут доступны.

Tesla переписала свое программное обеспечение для автомобилей с поддержкой альтернативных чипов. CNBC сообщало, что General Motors временно приостановила установку подогрева сидений на некоторых автомобилях, хотя пообещало в будущем вновь вернуть эту опцию. В других странах Hyundai поначалу выживала за счет запасов чипов, но позже и здесь было сокращено производство на некоторых заводах. Концерн Volkswagen пострадал сильнее, и ему пришлось временно закрыть завод в Братиславе, на котором производились Touareg, Porsche Cayenne и Audi Q7. Заводы Stellantis в Соединенных Штатах и Канаде были вынуждены замедлить производство. Toyota объявила о закрытии дополнительных производственных линий в Японии в июне и июле 2022 года. В таком контексте ни один бренд не застрахован от глобального дефицита микрочипов, но сегодня специалисты видят ранние признаки восстановления. Нам остается только надеяться, что ситуация постепенно придет в норму, а цены на автомобили немного опустятся.


Анонсирующие фото: quote.rbc.ru, mk.ru

bagio-winter