Дефицит микрочипов и его влияние на мировую автоиндустрию
Эта печальная история началась около двух лет назад. Весной 2020 года в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, являющихся крупными центрами производства экспорта, из-за коронавируса был объявлен карантин. Ограничения, введенные правительствами по всему миру, чтобы уменьшить распространение вируса, спровоцировали побочный эффект — глобальный бизнес был заморожен, вызвав мощный эффект домино, который привел к международному кризису.
Фото: news.com.au
Он прямо или косвенно затронул многие отрасли мировой промышленности, некоторые компании обанкротились, другие были вынуждены сократить объемы производства. Та же участь постигла и производителей полупроводниковых устройств, что неизбежно потрясло всю высокотехнологичную индустрию, в том числе и автопром.
Фабрики и заводы закрывались, рабочих отправляли домой, а производства временно приостанавливались. Очень скоро пандемия накрыла все Западное полушарие, а автопроизводители и дилеры отменяли уже существующие заказы на автомобили или прекращали размещать новые. Однако мы не можем их за это винить, ведь такая рыночная стратегия основывалась на опыте.
Фото: medium.com
Во время предыдущих политических, экономических и социальных кризисов потребители переставали покупать автомобили, и общий объем продаж значительно сокращался. Кроме того, миллионы сотрудников перешли на удаленный режим работы, так что некоторые производители авто не думали, что у людей скоро возникнет острая потребность в личном транспорте.
Ситуация обостряется
После шока в первые месяцы пандемии ситуация резко изменилась, и потребительский спрос на машины вновь начал увеличиваться. Однако было уже слишком поздно: началась конкуренция на рынке электронной промышленности, ведь полупроводниковые чипы нужны не только для машин, но и для мобильных телефонов, компьютеров, приставок, бытовой техники.
Фото: rtde.xyz
Вместе с тем производители чипов сталкивались со все новыми проблемами: пандемия нарушила налаженные цепи поставок. Стало труднее покупать и доставлять сырье, которое порой приходилось везти не просто из других стран, но с других континентов, оказавшихся в полной изоляции. Когда же производство относительно наладилось, все столкнулись с отложенным спросом на мобильные телефоны и компьютеры, который был таким высоким, что производители микросхем просто не успевали удовлетворять его. С тех пор производители чипов не в состоянии угнаться за растущим спросом, и дела обстоят не очень хорошо, хотя с начала пандемии прошло уже более двух лет.
Что думают эксперты
Фото: videocardz.com
Несмотря на то, что в 2022 году ситуация с запасами улучшились, автомобильной промышленности еще предстоит пройти долгий путь для преодоления этого кризиса. Генеральный директор Intel Пэт Гелсинджер заявил CNBC, что глобальный дефицит полупроводников сохранится и в 2024 году. Он отметил, что полупроводниковая промышленность продолжает страдать из-за текущей нехватки оборудования, важного для производства электронных чипов, что неизбежно ограничивает объемы выпуска. Прямо сейчас Intel пытается найти инвестиции в постройку и развитие заводов в других частях земного шара, что помогло бы диверсифицировать производство, позволив компании удовлетворить спрос.
Фото: itcoinethereumnews.com
Генеральный директор General Motors Мэри Барра еще в декабре 2021 года отметила, что «с осторожным оптимизмом» относится к нехватке полупроводниковых чипов. Несмотря на позитивный тон Барры, некоторые эксперты были настроены более скептически в отношении данной ситуации. Так, консалтинговая фирма AlixPartners в 2021 году забила тревогу по поводу состояния автоиндустрии, отмечая, что кризис чипов обойдется мировой автомобильной промышленности примерно в 210 млрд долларов упущенной прибыли лишь в 2021 году! Также в компании заявили, что в прошлом году было «недовыпущено» 7,7 млн единиц продукции. Что еще хуже, некоторые автопроизводители сообщили, что отложат выпуск некоторых моделей и уберут ряд функций на других автомобилях.
Реакция компаний
Фото: fool.com
Автопроизводители пытались смягчить последствия кризиса, сокращая или даже закрывая производство авто с низкой маржинальностью и непопулярных моделей. Другая стратегия заключалась в том, чтобы продолжать выпуск машин, но держать их на конвейерах до тех пор, пока чипы снова не станут доступны.
Tesla переписала свое программное обеспечение для автомобилей с поддержкой альтернативных чипов. CNBC сообщало, что General Motors временно приостановила установку подогрева сидений на некоторых автомобилях, хотя пообещало в будущем вновь вернуть эту опцию. В других странах Hyundai поначалу выживала за счет запасов чипов, но позже и здесь было сокращено производство на некоторых заводах. Концерн Volkswagen пострадал сильнее, и ему пришлось временно закрыть завод в Братиславе, на котором производились Touareg, Porsche Cayenne и Audi Q7. Заводы Stellantis в Соединенных Штатах и Канаде были вынуждены замедлить производство. Toyota объявила о закрытии дополнительных производственных линий в Японии в июне и июле 2022 года. В таком контексте ни один бренд не застрахован от глобального дефицита микрочипов, но сегодня специалисты видят ранние признаки восстановления. Нам остается только надеяться, что ситуация постепенно придет в норму, а цены на автомобили немного опустятся.
Анонсирующие фото: quote.rbc.ru, mk.ru