bagio-winter
Оля Лукьянова

Даша Харченко: «Мне не нравится ездить по городу на мотоцикле»

Знакомьтесь: единственная девушка-стантрайдер в России, Дарья Харченко. Мы встретились с Дашей и узнали всё о её жизни, тренировках и о том, с какими трудностями ей приходится сталкиваться.

Даша, у тебя очень классная машина! Я её увидела и обалдела!

От того, что она розовая?

В том числе. Я обратила внимание на то, что у тебя всё розовое: розовая машина, розовый мотоцикл.

Мне просто очень нравится розовый цвет. Изначально у меня был розовый мотоцикл, и я захотела покрасить автомобиль в такой же, но в итоге просто обтянула его плёнкой. Мне кажется, что так даже лучше.

Это твой единственный автомобиль, или он только для тех дней, когда тебе нужен мотоцикл?

Это моя повседневная машина, другой у меня нет. Мотоцикл всегда ездит со мной. Всё это выглядит очень сложно, конечно, но на самом деле байк очень легко выкатывать и закатывать обратно: просто заводишь и закатываешь по специальному трапу. Зимой я оставляю его в гараже, если, конечно, не еду на тренировки в Сочи.

Как вообще получилось, что ты пришла в дисциплину стантрайдинг?

Изначально я просто ездила на мотоцикле по городу и в какой-то момент поняла, что мне хочется делать трюки, учиться этому. И так пришла к трюкам и осознала, что это то самое, чем мне хочется заниматься. Я обзавелась специальным подготовленным мотоциклом, много тренировалась и начало получаться.


Ты продолжаешь ездить по городу на мотоцикле?

Нет, мне не нравится ездить на мотоцикле по городу. Во-первых, это опасно, а во-вторых, приедается — всё время одно и тоже, одни и те же дороги, ничего не меняется. Делать трюки и учиться чему-то новому намного интереснее.

Сам собой напрашивается вопрос: получала ли ты травмы во время выступлений или тренировок?

Нет, но я получила травму, когда пошла в батутный центр.

Сразу вспомнила Шумахера, который всю жизнь выступал в F1, а травмировался, катаясь на лыжах…

Вот и я пошла с друзьями попрыгать на батутах и вывихнула две кости на руке, после чего у меня отказали два пальца. С тех пор в батутные центры я не хожу.

Даш, а у тебя есть какие-то «девчачьи» увлечения?

А почему ты считаешь, что мотоцикл — не девчачье увлечение?

Девушки такие хрупкие, нежные…

У меня розовый мотоцикл, вполне себе девчачий!

Я-то двумя руками «за» и считаю, что у девочек всё не хуже получается! Я горжусь и Ирой Сидорковой, которая выступала в международной W-Series, и Таней Добрыниной, которая выступает в РСКГ, но от этого эти виды спорта не становятся менее опасными.

Мне кажется, что девушки просто недооценивают себя, мы можем вообще всё!

Расскажи про свои первые шаги в мире мотоциклов?

Помню, что у меня были длинные волосы, и я была блондинкой, когда только купила этот мотоцикл и переделала его под стантрайдинг. И вот я приезжала куда-то, и все мужчины говорили: «Боже! Ну это просто кошмар! Ты ничему не научишься! Ты приехала сюда просто попонтоваться!» Помню, что даже плакала из-за этого, но в то же время такое отношение мужчин давало мне стимул развиваться в этой дисциплине, с целью доказать, что они были неправы. Мне действительно не хотелось быть «девочкой, которая фотографируется с мотоциклом».

А сейчас развеялся этот «шлейф мужского недоверия»?

Уже давно. Все видят, что я делаю, как и сколько тренируюсь. Я приезжаю утром на площадку и провожу тут целый день. 15 минут —тренировка, 15 минут — отдых и так весь день.

А со стороны подписчиков есть хейт, недоверие?

Они наоборот очень впечатляются, когда узнают, что это девушка выполняет трюки. Я же в шлеме, понимаешь, поэтому многие сначала принимают меня за парня. Иногда я специально переодеваюсь из экипировки в платье, чтобы зрители понимали, что я девочка. Хотя действительно, бывает так, что подписчики не верят и думают, что это всё постановка. А есть, кстати, фолловеры, которые думают, что это очень легко.

А как на самом деле?

Сейчас езда на заднем колесе для меня не проблема, но этому нужно долго учиться. А раньше мне казалось, что это невероятно трудно, практически невыполнимо.

А что самое сложное в этой дисциплине?

Учить новый трюк. Это всегда страшно и очень сложно, и с возрастом становится только труднее. Я страшно рада, что многим трюкам я научилась раньше, когда ещё не было такого «парашюта» самосохранения.

Как проходят твои тренировки? У тебя есть тренер, который ставит тебе трюки?

Я начала тренироваться, когда ещё жила в Санкт-Петербурге, и тогда я тренировалась одна. И одна из причин моего переезда в Москву — потому что тут очень много ребят, которые этим занимаются. Они-то и подсказывают мне, объясняют, если чего-то не понимаю. За два года в Москве мой уровень профессионализма вырос просто колоссально. Я осознала, насколько важно тренироваться с теми, кто ездит лучше тебя.

На дорогах общего пользования ты когда-нибудь позволяла себе делать какие-то трюки?

Раньше нет, никогда. Мне всегда было страшно ездить по городу, я никогда не ездила со скоростью больше 100 километров в час, хотя мотоцикл позволял ездить намного быстрее. Сейчас иногда бывает, но крайне редко, когда у меня какие-то съёмки. Тем не менее я делаю это только тогда, когда совершенно уверена в том, что это безопасно, и я никому не помешаю. Я боюсь скорости на самом деле, ведь все мои трюки выполняются на первой передаче, на очень маленькой скорости.

Как ты относишься к тем мотоциклистам, которые позволяют себе в городе, в потоке, вставать заднее колесо?

Они делают это ради понтов, но досадно то, что они не умеет делать трюки качественно. Так и хочется сказать: «Ты приезжай к нам на площадку, научись нормально «валить» на заднем колесе, чтобы показывать что-то в городе». А так это выглядит нелепо, когда они стартуя со светофора кое-как поднимаются на заднее колесо.

Ты спокойный водитель? Не злишься на мотоциклистов, которые ездят между рядов?

Я нервничаю только на тренировках за рулём мотоцикла, когда у меня что-то не получается. Я могу даже нецензурно и очень громко выругаться. А за рулём автомобиля я очень спокойная, даже если мне кто-то посигналит или выругается. Я только махну рукой и никак на это не отреагирую.

А что ещё может тебя разозлить?

Я не люблю, когда врут. Я за искренность, за честность. Знаешь, иногда ко мне приходят люди, а я знаю, что они говорили про меня гадости за спиной. Чаще всего это связано с девушками. Поэтому у меня нет подруг. Точнее есть одна близкая, в Санкт-Петербурге, и всё. У меня не складываются отношения с девушками. Надеюсь, что с возрастом появятся подруги, но пока вот так. Моя лучшая подруга со мной очень плохо поступила, да и вообще я часто узнаю через каких-то сторонних людей, что другие девушки говорят про меня плохо за глаза.

Это зависть?

Думаю, что это неуверенность в себе. Уверенный в себе человек не будет ничего говорить о других, просто потому что его не будут волновать чужие достоинства и достижения.

А бывало, что ты кому-то завидовала?

Белой завистью. Есть девушка, за которой я слежу — Сара Лезито, стантрайдер из Франции. Она невероятно крутая. И я завидую тому, что она не боится пробовать что-то новое. Я завидую белой завистью, то есть мне не хочется, чтобы у неё не получалось, мне просто хочется также. Да и в целом в России, в нашей сфере, всё не настолько круто, как в Европе, так как у нас эта дисциплина появилась относительно недавно, и сейчас всё только развивается, как и в автоспорте. А за рубежом и мотоциклы дешевле, и больше спонсоров интересуются стантрайдингом. Да и райдеров там очень много — они начинают тренироваться с самого детства, потому что у них есть такая возможность.

У нас в автоспорте когда-то было так же, но сейчас ситуация сильно улучшилась, благодаря стараниям отдельных людей и компаний. Отсюда вопрос: учитывая, что у тебя уже есть большое медийное влияние, ты стараешься как-то изменить ситуацию в стантрайдинге? Привлечь новых людей, спонсоров, партнёров?

У нас есть своя команда, ребята, с которыми я тренируюсь, и у нас есть свои соревнования, своё шоу, с которым мы ездим по разным городам, таким образом привлекая внимание и новых людей к дисциплине, популяризируя мотоспорт. И я замечаю, что с каждым днём людей становится всё больше. Нас стали чаще звать выступать на мероприятия, не связанные с мотоспортом. Недавно мы выступали с московской полицией: они тоже занимаются стантрайдингом и, кстати, очень хорошо катаются.

Насколько я поняла, учитывая, что ты боишься большой скорости, в кольцевых гонках на треке нам тебя не ждать?

Нет, точно нет. Я вообще сторонник того, чтобы заниматься одним делом, я не хочу растрачивать себя на разные виды деятельности. Были моменты, когда мне хотелось попробовать что-то новое, например, мототриал, мотокросс. Я попробовала и поняла, что это не моё.

Даша, как-то раз я была в Эстонии на мотофестивале Smash, и там впервые увидела твоё выступление, правда мельком, так как мы уже уезжали в тот момент…

Это самый крутой фестиваль, на котором мне удалось побывать, жаль, что его больше не проводят. Меня пригласили туда, чтобы я приняла участие в соревнованиях и показала своё шоу. Это было невероятно круто! Честно говоря, я бы даже бесплатно, за свой счёт поехала туда. А ещё мне довелось выступать в Финляндии в этом году в марте. Было очень здорово, я была единственной девушкой. Также я участвовала в соревнованиях в Чехии — это самые мощные соревнования по стантрайдингу в мире.

Скажи, у людей из других стран большой интерес к тебе? Много ли у тебя иностранцев среди подписчиков?

В Европе очень много стантрайдеров, и все друг на друга подписаны. В России есть чемпион мира по стантрайдингу, он из Санкт-Петербурга, вот за ним точно следят все страны, и многому у него учатся.

Ты часто путешествуешь на машине?

Да, постоянно. Я ездила на машине в Сочи и даже в Чехию — это было самое большое расстояние, которое я проезжала на ней. Бывает даже так, что я живу в палатке или ночую в автомобиле. Я в этом плане неприхотлива, могу и из бочки голову помыть. Понятное дело, что в отеле было бы удобнее, но если ситуация так сложилась, то без проблем могу поспать в машине.

Даш, как бы ты сама себя описала? Расскажи, чтобы читатели поняли, какая ты.

Я позитивная. Даже в какие-то моменты, когда случается что-то плохое, я смотрю на это с улыбкой и думаю: «Как хорошо, что я вообще живу, что у меня есть руки и ноги». Раньше было иначе, но в какой-то момент всё изменилось — это связано с тем, что я училась в медицинском и часто бывала в больницах. Там я видела по-настоящему страшные вещи — болезни, страдания. После этого я стала ценить то, что у меня есть. Понятное дело, что меня всё равно что-то может расстроить, и у меня после того, как я получала травмы и не имела возможности тренироваться, случались депрессии, но спустя время я всё равно осознавала, что зря грустила, всё же в жизни все на самом деле хорошо.

Бывают такие дни, когда тебе не хочется выезжать на мотоцикле?

Конечно. Поэтому классно, что есть межсезонье, когда ты ставишь мотоцикл в гараж и отдыхаешь. Ты успеваешь соскучиться, и в новый сезон войти с огромным желанием тренироваться. Если ты тренируешься постоянно, без перерывов — это тяжело. В прошлом году я уехала на всю зиму в Сочи, чтобы тренироваться, а в этом году поняла, что так я больше не хочу, потому что перерыв — это важно. Всем нужен отдых.

Ты занимаешься ещё каким-то спортом, чтобы оставаться в форме?

Нет. После фитнеса, к примеру, у тебя обязательно будут болеть руки и ноги, забьются мышцы, следовательно, ты не сможешь сесть на мотоцикл и провести полноценную тренировку. Моих тренировок вполне хватает, чтобы поддерживать себя в форме. Ну и плюс, хотя я очень много ем, я совсем не толстею, поэтому проблемы «потерять форму» для меня не существует.

Что приносит тебе основной доход?

У нас как в сфере туризма — весь заработок летом. Все шоу проходят в тёплое время года и чуть ли не каждые выходные. Плюс, спонсоры и реклама. В зимний период этого, конечно, в разы меньше.


Фото: Александр Исаев / личный архив Дарьи Харченко

bagio-winter