footer
Анна Криворучко

Danke, Seb: вспоминаем самые яркие моменты в карьере Себастьяна Феттеля

Немецкий четырехкратный чемпион «Формулы-1» Себастьян Феттель попрощался с «Королевскими гонками». Рассказываем, чем запомнился немецкий пилот за 16 лет выступлений.

Мир знает много выдающихся и по-настоящему великих гонщиков, которые творили историю мирового автоспорта. Но отдельное место в импровизированном зале славы занимают пилоты «Формулы-1». Они настоящие заклинатели скорости, которые от старта к старту рискуют своими жизнями в борьбе за тысячные доли секунды.

Фото: sebastianvettel.de

«Летопись» серии началась в далеком 1950-м году, и за 72 года ее существования титул удалось выиграть лишь тридцати четырем участникам. Ровно половина из них становилась чемпионами только один раз, семеро имеют в активе по два чемпионских звания, пять пилотов праздновали победу в чемпионате трижды. Себастьян Феттель заканчивал сезон на первой строчке общего зачета четыре раза — он оставался непобедимым с 2010 по 2013 год. Столько же титулов в активе у француза Алена Проста. Более выдающиеся результаты пока смогли показать только трое гонщиков. Пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио (1951, 1954-1957 гг.), а также семикратные чемпионы мира Льюис Хэмилтон (2008, 2014, 2015, 2017-2020 гг.) и Михаэль Шумахер (1994, 1995, 2000-2004 гг.).

20 ноября 2022 года в Абу-Даби состоялась заключительная гонка сезона. Она же стала последней для Себастьяна, который принял решение завершить выступления в «Формуле-1». Феттель — выдающийся пилот и, по отзывам коллег, невероятный человек. С его уходом закончилась целая глава в истории «Королевских гонок», и мы решили вспомнить самые яркие и запоминающиеся моменты в его карьере.

Дебютная гонка

Себастьян впечатлил формульное сообщество еще на тестах благодаря своей скорости. Уже тогда он поставил один из рекордов, став самым молодым на тот момент участником уикенда. Феттелю было 19 лет и 53 дня. Немец получил место резервиста в BMW Sauber на сезон 2007 года, что уже стало неплохим достижением, ведь тандем баварцев и швейцарцев вполне успешно конкурировал в топ-3 чемпионата. В этом же году молодой и перспективный пилот дебютировал в больших гонках. Для него события сложились более чем успешно, но в то же время они едва не обернулись трагедией для другого талантливого гонщика — Роберта Кубицы. Шестой этап чемпионата принимала у себя Канада. На трассе в Монреале поляк боролся с итальянцем Ярно Трулли, выступающим за Toyota. Между ними произошел контакт, что повлекло за собой одну из самых зрелищных и одновременно страшных аварий «Формулы-1». Кубица врезался в барьеры на скорости около 300 км/ч — от машины остался только остов монокока, а гонщик был доставлен в госпиталь на вертолете. Перегрузка составила невероятные 28g, но, вопреки здравому смыслу, Роберт практически не получил травм. Однако врачи настояли на том, чтобы он пропустил следующий этап в США. Это дало возможность Феттелю занять свое место на стартовой решетке трассы в Индианаполисе. Квалификация проходила в стандартных условиях — было сухо, солнечно и довольно жарко. Поул достался Льюису Хэмилтону, и молодой дебютант не только прорвался в третий сегмент, но и занял 7-е место, уступив опытному напарнику Нику Хайдфелду две позиции и 0,666 сек. И хотя старт не задался, финишную черту Себастьян пересек в очковой зоне. Это позволило ему стать самым молодым пилотом, заработавшим баллы.

Первая победа

Себастьян Феттель оказался за рулем Toro Rosso — дочерней «конюшни» Red Bull уже на 11-м этапе чемпионата 2007 года, заменив американца Скотта Спида. Коллектив, созданный в конце 2005 года на базе команды Minardi, не претендовал на высокие позиции и служил скорее испытательным полигоном для основного состава. Однако Феттель смог блеснуть и там. В свой дебютный год он сотворил маленькую сенсацию на пятнадцатом этапе в Шанхае. Себ квалифицировался на 12-й позиции, но получил пять мест штрафа за блокировку Хейкки Ковалайнена, поэтому стартовал лишь семнадцатым. Но на помощь ему пришла стихия. В гонке погодные условия то и дело менялись, осложняя жизнь не только гонщикам, но и стратегам. Toro Rosso и Себастьян прекрасно справились с трудностями, и наградой стала 4-я позиция на финише. Контракт с командой был продлен на 2008 год, но после первых стартов у многих закрались сомнения в верности этого решения — Феттель не добрался до финиша ни в одной из четырех гонок, в то время как его напарник заработал для команды очки на первом же этапе (несмотря на то, что тоже закончил заезд досрочно). Следующие семь Гран-при проходили более удачно, но стабильности в результатах не было. Однако на этапе в Валенсии случилась метаморфоза — Себ наконец смог найти общий язык с болидом, и успех не заставил себя ждать.

Фото: wikipedia.org

Главный прорыв он осуществил в ходе четырнадцатого этапа в «Храме скорости» — на трассе Монца. Во время тренировок то и дело начиналась гроза. В первой сессии свободных заездов лидировал Адриан Сутиль (Force India), а во второй, на радость тиффози, доминировал действующий чемпион Кими Райкконен (Ferrari). Протокол последней тренировки возглавил Тимо Глок (Toyota), а на втором месте неожиданно оказался Феттель. Квалификация была «дождевой», и ключевым аспектом стал контроль за состоянием дорожного полотна. Инженеры и пилот сработали филигранно — оптимальное время для проездов и контроль машины на грани фантастики принесли команде и Себастьяну первую в истории поул-позицию. А заодно и +1 к рекордам немца — теперь он стал еще и самым молодым в истории победителем квалификации. Оставалось самое сложное — гонка. Первую половину заезда пилоты провели на дождевой резине, но затем непогода отступила и трек начал потихоньку подсыхать. Все были уверены в том, что немец не сможет удержать первое место, но лидеры заигрались в стратегию, а Хейкки Ковалайнен так и не смог нагнать Себастьяна.

Фото: championat.com

Как итог — блестящая победа с внушительным отрывом в 12,512 секунды и новый рекорд — на этот раз пилот завоевал звание самого молодого чемпиона в истории. Запредельный результат для команды калибра Toro Rosso, который, определенно, не был случайностью — оставшиеся гонки Феттель не заканчивал ниже 9 места, в то время как его напарник Себастьен Бурде ни разу с тринадцатого этапа в Бельгии не «заехал» в очки.

Первое чемпионство

Себастьян получил место в Red Bull в 2009 году, но машина смогла «дать бой» болидам Brawn GP только в конце сезона, поэтому чемпионские амбиции пришлось отложить до 2010 года. В межсезонье над машиной RB6 потрудились на славу — она с первых гонок смогла конкурировать со скоростными Ferrari и McLaren. Весь год был похож на американские горки, и борьба в чемпионате не утихала до последнего заезда — на титул претендовали сразу четыре участника. Перед стартом финального этапа в Абу-Даби лидером зачета был Фернандо Алонсо, вторым шел Марк Уэббер, Себастьян Феттель занимал лишь третье место, а следом за ним расположился Льюис Хэмилтон. Решающую роль сыграл просчет стратегов Ferrari, которые среагировали на пит-стоп Уэббера, «отправив» Алонсо вслед за ним. Феттель при этом остался на трассе и лидировал. После остановки Фернандо выехал за Виталием Петровым, которого так и не смог опередить последующие 40 кругов. Алонсо финишировал на седьмой позиции, Марк Уэббер — на восьмой, а Льюис Хэмилтон поднялся на вторую ступень подиума.

Фото: as.com

Феттель триумфально выиграл гонку, а вместе с ней и чемпионат. Он стал самым молодым обладателем титула в истории, и этот рекорд сохраняется за ним по сей день — немцу было 23 года, 4 месяца и 11 дней.

Третье чемпионство

Сезон 2011 года прошел под эгидой неоспоримого доминирования Себастьяна Феттеля. Болид был буквально создан для него, и у соперников не оставалось ни единого шанса, а вот в 2012 году Ferrari смогли подтянуться. Фернандо Алонсо был полон решимости отыграться за 2010 год и навязывал борьбу уже двукратному чемпиону в течение всего сезона. На финальный этап в Бразилию гонщики прибыли с разницей в 13 очков — Феттель был впереди. Алонсо провалил квалификацию и стартовал только седьмым, Феттель же отправился на четвертую позицию. В гонке дела у испанца пошли куда лучше, но отвоевать победу он не смог — первым финишную черту пересек Дженсон Баттон, Фернандо отстал менее чем на 3 секунды. Себастьян занял шестое место, что позволило ему сохранить лидерство в общем зачете с разницей в три очка.

Фото: news.drom.ru

Переход в Ferrari

2013 год стал практически повторением 2011-го — Себастьян не знал себе равных и без особого сопротивления выиграл титул. Однако следующий год ознаменовался началом турбоэры, и доминированию Red Bull пришел конец. С точки зрения аэродинамики, концепт болида был традиционно хорош, но двигатели Renault, которые отлично показывали себя в прошлые года, в новых реалиях были неконкурентоспособны. В команде тоже случились некоторые перестановки. Место завершившего карьеру Марка Уэббера занял другой австралиец — молодой и перспективный Даниэль Риккардо. Как ни парадоксально, Себ проиграл напарнику. Но это не сказалось на репутации и ценности Феттеля на трансферном рынке — сезон 2015 года он должен был провести в команде, о которой мечтают практически все гонщики на старте карьеры. Себастьян занял место Алонсо и стал пилотом Ferrari. Постоянным зрителям «Формулы-1» известно, что вплоть до 2021 года Mercedes не оставляли соперникам шансов на титул, однако это не значит, что Феттель в то время не блистал. Вместе с Ferrari он провел множество ярких гонок — этому периоду мы посвятили отдельную большую статью.

Фото: mavink.com

Тест на эрудицию

За Себастьяном закрепилась репутация полиглота «Формулы-1», и на это есть вполне веские основания. Он свободно говорит на трех языках, очень трепетно относится не только к самим гонкам, но и к их истории, да и технические аспекты ему не чужды. Все «обитатели» паддока уже давно в курсе обширных познаний четырехкратного чемпиона, но для тех, кто только начинает следить за «Королевскими гонками», это становится неожиданностью.

В 2021-м «Формула-1» продолжила привлекать аудиторию разнообразными активностями развлекательного характера, и одним из проектов стало шоу Grill The Grid. В нем гонщики отвечали на разнообразные вопросы — в зависимости от раунда они могли требовать реальных знаний или касаться самых обычных жизненных ситуаций. В финале пилотам предстоял тест по истории «Формулы-1» — каждый из них должен был назвать обладателей титула в хронологическом порядке от 1950 до 2020 года. Права на ошибку нет — тот, кто дал неверный ответ, выбывает из борьбы. Поразительно, но основной костяк «старой гвардии» столкнулся с трудностями в этом конкурсе. Чего стоит один только всеми любимый «король Спа» Кими Райкконен, умудрившийся перепутать год собственного чемпионства. Зато молодые пилоты смогли удивить — в числе трех лучших оказались Джордж Расселл (3-е место) и Макс Ферстаппен (2-е место). Джоржд ошибся на 1986 году (тогда сезон выиграл Ален Прост), а Макс не смог вспомнить обладателя титула 1982 года (им стал Кеке Росберг). Занявший четвертое место Риккардо был уверен, что в подобном состязании Себастьяну не будет равных: «Я думаю, Феттель возьмет этот раунд, он немного занудный». И экс-напарник Себа по Red Bull оказался прав. Немецкий гонщик смог безошибочно назвать всех обладателей главного трофея за всю историю существования этих гонок.

Фото: youtube.com/formula 1

Гран-при Азербайджана 2021

2020 год стал для Себастьяна последним в Ferrari. Места в других командах первого эшелона были уже заняты, да и уверенные «середняки» заранее укомплектовали состав пилотов. В сложившейся ситуации Феттель принял неоднозначное для многих решение — он перешел в Aston Martin. Команда, получившая в 2021 году название и титульное спонсорство британского автопроизводителя, по сути управляется канадским миллиардером Лоуренсом Строллом и является уже второй ступенью «фейслифта» многострадальной Force India (2008-2018 гг.), которой руководил Виджей Малья. Первым ребрендингом был Racing Point (2019-2020 гг.). В отдельных сезонах Force India действительно блистала и регулярно навязывала борьбу самым грозным соперникам, во времена Racing Point дела пошли чуть хуже, но отдельные просветы все же случались — чего стоит одна только P4 Кубка конструкторов в 2020 году и блестящая победа Серхио Переса на Гран-при Сахира. Чего ждать от Aston Martin в 2021 году, не знал никто. Начало сезона откровенно не задалось — команда хоть и не рухнула на дно турнирной таблицы и даже изредка прорывалась в очковую зону, но это все же не было похоже на уровень многократного обладателя титула. Внезапные метаморфозы произошли на пятом этапе сезона. В Монако Себастьян смог финишировать на пятой позиции и это, по-видимому, стало для него неплохим стимулом. Перед следующим этапом немец был воодушевлен и, кажется, настроился на борьбу.

Фото: sebastianvettel.de

Город ветров встретил гонщиков жаркой и сухой погодой. Впереди был по-настоящему сложный уикенд, ведь трасса в Баку не прощает ошибок. Этот трек проще всего охарактеризовать как своеобразный симбиоз несравнимых между собой Монако и Монцы. Запредельные скорости на городских улочках и нулевые зоны вылета практически каждый сезон вносят изрядную долю непредсказуемости в пелотон. 2021 год не стал исключением. Квалификацию уверенно выиграл Шарль Леклер — экс-напарник Феттеля по Ferrari. Он разделил первый стартовый ряд с главным претендентом на титул Льюисом Хэмилтоном. Себастьян немного не дотянул до третьего сегмента и остался одиннадцатым.

На стартовом отрезке лидировал Леклер, но его покрышки слишком быстро износились, и вскоре он откатился на четвертую позицию, пропустив вперед Хэмилтона, Ферстаппена и Переса. Борьба обострилась ближе к пит-стопам: голландец стал стремительно приближаться к Хэмилтону, а после заминки при смене покрышек Льюис пропустил обоих пилотов Red Bull вперед. Этот момент мог стать ключевым в гонке, но в дело вмешался случай. Неожиданно на 31-м круге напарник Себастьяна Лэнс Стролл разбивает свой болид, и на трассе появляется машина безопасности. В этот момент Феттель оказывается на 6-й позиции. Safety car собирает пелотон и нивелирует отрывы. В конце 35-го круга трек наконец очистили от обломков и дали рестарт. Лидеры сохранили свой статус-кво, а Себ в первом повороте смог обойти Ferrari и подняться на одну позицию. На следующем круге немец благодаря слипстриму на проспекте Нефтяников обогнал Alpha Tauri Пьера Гасли и вышел на чистое четвертое место. Но на этом сюрпризы не закончились.

В самом конце 46-го круга у лидера гонки Макса Ферстаппена «сдается» задняя левая покрышка, и болид на полной скорости отправляется в стену. Как потом скажет Pirelli, причиной прокола мог стать обломок на трассе. Лидером становится Серхио Перес, Хэмилтон — второй, а Феттель — третий. Несколько кругов прошло за машиной безопасности, но из-за того, что болид замер на старт-финишной прямой, заезд был прерван красными флагами на 49-м круге — у гонщиков оставалось всего два круга. Рестарт было решено дать с места. К этому моменту у всех был «обут» свежий комплект софта. Ситуация накалялась.

Фото: t.me/simply_formula

Хэмилтон лучше всех среагировал на сигнал светофора и получил серьезное преимущество над замешкавшимся Пересом. К точке торможения перед первым поворотом Льюис был впереди практически на корпус. Но британец, закрывая траекторию Серхио, заблокировал правое переднее колесо. Из-за этого он не попал на апекс и вынужден был проехать по прямой мимо поворота, что автоматически отбросило его в самый конец. Перес вернул лидерство, а Себ вышел на чистую вторую позицию и успешно отбил атаки Пьера Гасли. В таком порядке они и пересекли финишную черту. Блестящая работа Феттеля, первый подиум в истории Aston Martin и более чем заслуженное возвращение на пьедестал. Сразу после финиша Себастьян сказал по радио: «Felicidades, Feliz Navidad… или что там нужно говорить Чеко, я счастлив за него!» В переводе Feliz Navidad значит «счастливого Рождества», но простим ему такую забавную оплошность.

Фото: t.me/simply_formula

Себастьян Феттель оставил яркий след в истории «Формулы-1» и стал для многих настоящим примером для подражания не только как талантливый пилот, но и как человек с большой буквы. Всем поклонникам автоспорта будет его не хватать. Danke, Seb.


Анонсирующие фото: sebastianvettel.de

footer