Даниил Квят: 10 самых ярких моментов в карьере российского гонщика «Формулы-1»
Даниил Квят – пилот, который не нуждается в представлении. Самый успешный российский гонщик в истории «Формулы-1», который три раза поднимался на подиум самых престижных гонок в мире. Его карьера была сопряжена со взлетами и падениями, он уходил из F1 и снова туда возвращался. Первое серебро для России в истории «Формулы-1», борьба с Ferrari за подиум в Китае 2016 года, фантастическая дождевая гонка в Германии 2019 года – Квят стал настоящим символом скорости в нашей стране. Его фан-база насчитывает десятки тысяч болельщиков по всему миру, о нем создают мемы, его восхваляют и критикуют, его любят и ненавидят. Но один факт никто не ставит под сомнение – он полностью заслужил право выступать в самых быстрых гонках на планете. В сезоне 2020 года Даниил продолжает атаковать в составе команды AlphaTauri, но каким был путь российской легенды в Королевском автоспорте?
Вспоминаем 10 самых ярких моментов в карьере гонщика «Формулы-1» Даниила Квята.
Без тормозов: спасение в Монце
Даниил Квят дебютировал в автогонках класса «Формула-1» в 2014 году. После победы российского пилота в гонках GP3 советник Red Bull доктор Хельмут Марко принял незамедлительное решение посадить его в болид команды Toro Rosso. Наш гонщик провел стабильный сезон, регулярно зарабатывая очки и показывая отличную скорость – чего только стоит пятое место в квалификации Гран-при России 2014 года на «Сочи Автодром» впереди обеих Ferrari, перед родными трибунами.
Но самый яркий эпизод случился на Гран-при Италии в Монце. Даниил вел борьбу за очки с гонщиками из Ferrari и McLaren, вплотную преследуя финского пилота Скудерии Кими Райкконена. Квят уже совершил подвиг к тому моменту – из-за использования шестого двигателя по ходу сезона он получил штраф в десять позиций. В итоге пилот стартовал с двадцать первого места на более жестком комплекте резины, но к середине гонки уже боролся за места, позволяющие получить зачетные баллы. За семь кругов до финиша Даниил проходит Хюлкенберга, и, кажется, вот-вот получит очередные очки...
И вот, первый поворот предпоследнего круга гонки – и Квят лишь чудом не таранит группу гонщиков впереди себя! Даниил проезжает мимо точки торможения на полной скорости более 200 км/ч, ловя машину в заносе, коррекция рулем, еще одна коррекция рулем, наш пилот уже на траве! В тот момент все зрители в мире были уверены, что авария неизбежна, но каким-то чудом Даниил не только спас свой болид, но и довел до финишной ленты, в одном шаге от очков – на одиннадцатом месте. Как оказалось, у Toro Rosso отказал тормозной диск, и наш пилот в буквальном смысле влетал в поворот без тормозов. Несмотря на то, что у Квята было много борьбы в том сезоне, самым ярким эпизодом стало именно спасение в Монце.
В огне не горит...
Но чуть раньше, в том же дебютном сезоне произошел еще один известный эпизод, после которого можно было с уверенностью сказать – наши гонщики в огне не горят.
Даниил Квят на протяжении всего Гран-при Германии 2014 испытывал проблемы с двигателем, хотя квалифицировался достаточно неплохо – на восьмом месте. К тому же в гонке у нашего пилота случился контакт с гонщиком команды Force India Серхио Пересом, что усугубило ситуацию. На втором отрезке гонки скорость пилота Toro Rosso заметно снизилась, и Даниил уже едва мог бороться с соперниками. А еще чуть позже мощность внезапно упала, и из машины повалил дым. Двигатель на машине Квята отказал, а затем и вовсе вызвал возгорание! Даниила мгновенно охватил столп пламени, и все болельщики наглядно увидели, почему комбинезоны гонщиков «Формулы-1» так дорого стоят.
Квят спешно отстегнул ремни безопасности и покинул болид, не получив никаких ожогов, в том числе благодаря огнестойкому материалу своей спортивной экипировки. Маршалы остались тушить болид Даниила, но перед этим весь мир увидел Квята, охваченного пламенем, который медленно поднимается из своей горящей машины. Болельщики автоспорта быстро привели аналогии с гонками прошлых лет, когда безопасность была на более низком уровне, и пилоты часто выпрыгивали из огненных ловушек.
Остается лишь удивляться хладнокровию Даниила, который разве что не отмахнулся от огня.
Квят в «Ред Булле», Квят в «Ред Булле», ля-ля-ля
Пусть Даниил и не стал непосредственно автором следующего эпизода, все события того дня в Японии вращались вокруг нашего пилота.
4 октября 2014 года было объявлено о том, что действующий чемпион «Формулы-1» Себастьян Феттель покидает команду Red Bull, с которой он выиграл четыре титула подряд. Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы – и все стали гадать, кого посадят на место первого номера. Почти сразу доктор Хельмут Марко сообщил, что с 2015 года в составе старшей команды будет выступать наш пилот Даниил Квят. Разумеется, именно Даниил мгновенно стал героем той квалификации на трассе «Сузука». Гонщик, который еще год назад в 2013 боролся за титул в младшей серии GP3, аналоге современной «Формулы-3», сегодня уже заменяет самого Себастьяна Феттеля в команде, которая может бороться за подиумы и победы (пусть и с оговоркой на доминирование команды Mercedes, которые как раз в 2014 году начали свой чемпионский путь).
Переход Квята в Red Bull сам по себе стал одним из самых ярких эпизодов в карьере гонщика. Но нашим болельщикам запомнился и другой момент того же дня. Когда началась трансляция квалификации Гран-при Японии 2014, самый известный телекомментатор «Формулы-1» в России сказал в прямом эфире одну из самых легендарных фраз.
– Квят в «Ред Булле», Квят в «Ред Булле», ля-ля-ля-ля-ля.
«Квят в Ред Булле, ля-ля-ля» мгновенно разлетелось на мемы, цитирование и многочисленные так называемые «фотожабы». Но самое главное – Россия, наконец, получила своего гонщика в топ-команде «Формулы-1».
Гран-при Венгрии 2015: первый подиум в карьере
Гонка в Венгрии 2015 года получилась абсолютно безумной. Достаточно сказать, что пилоты даже не смогли стартовать с первой попытки – пилот команды Williams Фелипе Масса ошибся с расположением своей машины на стартовой решетке, и пилоты провели два прогревочных круга. А уже в дебюте гонки Льюис Хэмилтон в борьбе с Нико Росбергом вылетел в гравий, потеряв шансы не только на победу, но даже на подиум.
Себастьян Феттель достаточно уверенно лидировал от старта до финиша, сдерживая Нико Росберга и пилота Red Bull Даниэля Риккардо. Как раз за ними следовал Даниил Квят, и казалось, гонка так и завершится, но за шесть кругов до финиша Даниэль пошел в рискованную атаку на Нико. Риккардо не смог рассчитать дистанцию своего маневра, и оба гонщика получили повреждения! В итоге Росберг откатился на восьмое место, возможно, потеряв решающие баллы в борьбе за титул чемпиона мира 2014 года, а Риккардо был вынужден заехать на пит-стоп, чтобы поменять переднее крыло.
Почти все российские болельщики втайне надеялись, что, возможно, сейчас что-то случится и с машиной Себастьяна Феттеля, и Квят победит уже в своем втором сезоне «Формулы-1». Но немецкий пилот Ferrari уверенно довел дело до победы, а Даниил принес второй подиум России после Виталия Петрова в 2011 году!
Интересно, что ранее судьи наказали Квята штрафом в 10 секунд за обгон вне пределов трассы, но все соперники оказались слишком далеко позади, чтобы догнать Даниила в итоговом протоколе. И еще одна любопытная деталь – Риккардо с поломкой машины в итоге закончил гонку на третьей позиции, едва доведя болид до финиша, а позади него на четвертое место… приехал Макс Ферстаппен, дебютант на тот момент и пилот команды Toro Rosso! Если бы не расторопность механиков Даниэля, возможно, мы увидели бы Макса на подиуме уже в 2015 году. На первом подиуме Квята в карьере.
Япония 2015: самая ужасная авария
Вероятно, самая страшная авария Даниила в карьере случилась на квалификации Гран-при Японии 2015. Российские болельщики даже не любят пересматривать тот эпизод – как говорят в таких случаях, не для слабонервных.
Квалификация на Сузуке близилась к своему окончанию. Нико Росберг из команды Mercedes показал первое время, и Льюис уже готовился побороться с ним за свой очередной поул, когда над трассой сначала загорелись желтые флаги, но сразу же сменились на красные. Операторы мгновенно переключились на страшные кадры – машина Квята, разбитая вдребезги, стояла рядом с ограждениями.
Даниил повременил с моментом выезда на трассу, чтобы лучше прогреть резину. На своем быстром круге Квят показывал хорошее время, но допустил ошибку, зацепив траву на неасфальтированной части трассы при выходе из 10 поворота трассы «Сузука». К слову, скорость в крайней точке поворота достигает 296 км/ч. Даниил попытался скорректировать рулем вылет машины, но в тот момент уже был пассажиром. Машина несколько раз ударилась об ограждение задней частью, и затем сделала полное сальто.
Наш гонщик сразу же сообщил, что с ним все в порядке, позже признав в интервью свою ошибку. Что касается машины Даниила, левая задняя часть оказалась полностью разрушенной. Остается аплодировать механикам Red Bull, которые смогли подготовить машину к гонке, но в очки Квят так и не смог приехать. И все же важнее, что сам пилот остался цел и невредим, потому что скоростная «Сузука» с минимумом безопасных зон не прощает ошибок.
«Ты влетел как торпеда!» — Гран-при Китая 2016
Символично, что на всех подиумах Даниила Квята рядом с ним неизменно присутствовал Себастьян Феттель. В начале 2016 года случились два судьбоносных эпизода для нашего пилота, и в обоих случаях опять принял участие немецкий гонщик, прямо или косвенно повлияв на события. Можно сказать, что Феттель стал своеобразным «вестником» для Даниила.
В начале сезона 2016 года поползли слухи о том, что доктор Хельмут Марко хочет видеть в старшей команде Макса Ферстаппена. Молодой пилот из Нидерландов, которому не так давно исполнилось восемнадцать лет, уже успел заявить о себе, и руководство Red Bull хотело как можно быстрее посадить вундеркинда за руль более быстрой машины. На этом фоне «зашатались» места под Риккардо и в большей степени под Квятом, потому что Даниэля все еще считали первым номером команды, хотя в сезоне 2015 года он проиграл нашему пилоту по очкам.
Российский гонщик стал больше рисковать в первых гонках сезона. В частности, на старте Гран-при Китая 2016 года Даниил буквально «выстрелил» на третью позицию, заняв внутреннюю траекторию в стартовой «улитке» трассы в Шанхае. На повторе зрители могли увидеть, что Себастьян Феттель просто не ожидал увидеть соперника справа в боковое зеркало, поэтому вынужденно отрулил в левую сторону… Выбив своего напарника по команде Кими Райкконена. В итоге Даниил провел отличную гонку, завоевав второй подиум в своей карьере и третий для России в «Формуле-1»!
Себастьян смог прорваться на второе место, и перед подиумом между гонщиками произошел любопытный диалог.
Феттель: – Ты влетел в первый поворот, как торпеда! Это слишком рискованно!
Квят: – Это гонки!
С этих пор в интернет-среде за Квятом закрепилось прозвище «торпеда». Если бы Себастьян знал, что произойдет на следующей гонке в России...
Двойной таран Феттеля на «Сочи Автодром»
После подиума в Китае российские болельщики верили, что на родной гонке в Сочи, которая в 2016 году проходила весной, Даниил Квят закрепит свой успех.
Но Гран-при России 2016 обернулся настоящим кошмаром для нашего пилота. Эта гонка четыре с половиной года назад оказалась последней в составе Red Bull для Квята.
Себастьян Феттель провалил старт, и в конце стартовой прямой оказался впереди Даниила. К сожалению, наш гонщик не рассчитал свое торможение, или немецкий пилот нажал на педаль тормоза раньше обычного. Произошел контакт, и Квят буквально «торпедировал» гонщика Ferrari. И полбеды, если на этом все закончилось бы, но затем в следующем повороте, на дуге «Medals-Plaza» Олимпийской площади, Даниил еще раз «догнал» Себастьяна, выбив того окончательно в стену.
Сразу после вылета, Феттель пошел к своим старым товарищам из Red Bull, на командный мостик к Кристиану Хорнеру и что-то сказал тому о Квяте. В своих послегоночных интервью Себастьян не скупился на красочные «эпитеты» в сторону российского пилота. Ситуацию усугубил тот факт, что гонка в России проходила сразу после Китая, когда Феттель уже дал критическую оценку действиям Даниила.
В итоге, к следующему гран-при Квята пересаживают из Red Bull в Toro Rosso, а на его место приходит Макс Ферстаппен посреди сезона, к Гран-при Испании 2016.
И какая же ирония судьбы, что в этой гонке пилоты Mercedes столкнулись между собой, а Макс одержал свою дебютную победу в карьере. Победа в первой же гонке после замены Квята – судьба бывает порой очень жестока к одним, но милосердна к другим.
Гран-при США 2017: ухожу красиво
В сезоне 2017 года Даниил Квят остался выступать в команде Toro Rosso, однако его результаты сильно ухудшились. Карлос Сайнс, напарник по команде, заработал в несколько раз больше очков, российский пилот все более резко высказывался о руководстве Red Bull и о том, что ему не подходит машина. Возможно, у российского гонщика оставалась обида за то самое решение о его понижении в младшую команду.
Апогеем стал дождевой Гран-при Сингапура 2017 года, сложная ночная гонка. Даниил Квят претендовал на хорошие очки в гонке, но разбил машину. Red Bull и доктор Хельмут Марко объявили о том, что временно исключают пилота из команды, и на его место посадили Пьера Гасли. Все думали, что на этом история Квята в «Формуле-1» окончена, но Карлос Сайнс объявил о своем переходе в команду Renault, и с Гран-при США команде Toro Rosso понадобилась замена.
Несмотря на плохие отношения с руководством Red Bull, Даниил Квят вернулся за руль на Гран-при США. Как окажется затем, это была его последняя гонка вплоть до весны 2019 года, потому что доктор Марко сделает выбор в пользу Брендона Хартли, дав тому доехать сезон 2017 и начать сезон 2018.
Но Даниил громко хлопнул дверью. По возвращении за руль в США, на трассе в Остине, Квят квалифицировался двенадцатым, и в гонке смог прорваться в очковую зону! Российский пилот атаковал настолько красиво и отчаянно, что зрителям оставалось лишь любоваться работой профессионала.
Достаточно сказать, что ни Брендон Хартли, ни Пьер Гасли до конца сезона так и не смогли завоевать зачетные баллы для команды Toro Rosso.
Многие надеялись, что Квят останется в команде после такого яркого выступления, но доктор Марко даже не дал нашему пилоту попрощаться с командой. Сразу после гонки он попросил Даниила покинуть автодром.
Можно ли оправиться после таких ударов судьбы? Даниил доказал – можно не только оправиться, но и нанести ответный! Как не вспомнить о том, что Квят увлекается боксом, и как никто другой, знает, как надо держать удар.
Гран-при Германии 2019: я вернулся
Осенью 2018 года Red Bull объявили о том, что Даниил Квят после одного года работы тест-пилотом Ferrari возвращается в «Формулу-1» в качестве боевого гонщика Toro Rosso на сезон 2019. По слухам, этой договоренности предшествовала личная встреча Хорнера и Квята, и доктор Марко за год смягчил свое отношение к российскому пилоту, признав его скорость.
Даниил отлично провел сезон 2019, и главное достижение – третий подиум в карьере и четвертый для России в «Формуле-1»! Дождевой Гран-при Германии выдался по-настоящему сумасшедшим и даже слегка диким – Хэмилтон, Хюлкенберг и Леклер по очереди разбили свои машины, Боттас вылетел с трассы, Феттель прорывался с задних рядов, пока гонщик команды Racing Point Лэнс Стролл и наш Квят вели борьбу за подиум! Даниил вовремя заехал на пит-стоп, в итоге выехал на третьем месте позади Лэнса. Через пару кругов Квят был уже вторым!
И знаете, в чем ирония судьбы? За несколько кругов до финиша сзади к Квяту, идущему на второй позиции впервые после возвращения в королевские гонки, подъехал Себастьян Феттель. Сердца всех болельщиков в России замерли – неужели опять?! Но нет, темп Ferrari был намного выше темпа болида Даниила, в итоге немецкий пилот спокойно проехал вперед, а наш гонщик принес второй подиум Toro Rosso в их истории!
Кто принес первый? Вы не поверите.
Себастьян Феттель. И это произошло в 2008 году на трассе Монца.
Наши дни: уберите камеры!
Последний яркий эпизод в карьере Квята на данный момент связан с довольно серьезной аварией на Гран-при Великобритании 2020 года.
Машина AlphaTauri, экс-Toro Rosso, испытывает дефицит скорости в текущем сезоне, и пилотам приходится искать предельные лимиты трассы, чтобы «выжимать» максимум из своих болидов. Даниил уверенно проводил гонку на трассе Сильверстоун, но оказалось, что за несколько кругов до аварии у него случился медленный прокол резины. В итоге, в скоростной связке шина лопнула, и Квят на огромной скорости влетел в ограждения, почти перевернувшись!
Гонщик выбрался невредимым из болида, и затем постоял рядом с трассой, приходя в себя. Все это время его снимал оператор «Формулы-1», подойдя почти вплотную, и когда Даниил направился в сторону выхода с трассы, сопровождал его объективом видеокамеры.
Не самая лучшая идея делать это перед гонщиком, который только что вылетел на скорости под 300 км/ч и потерял возможность показать хороший результат. Нервы Даниила сдали, и он не сильно, но довольно импульсивно ударил ладонью камеру.
Эпизод попал в официальную трансляцию, и болельщики сразу же вспомнили, что Квят занимается боксом. Впрочем, до ринга дело все же не дошло – сам оператор заявил, что ничего серьезного не произошло, это всего лишь естественная реакция гонщика.
В текущем сезоне 2020 года Даниил ведет борьбу за место в «Формуле-1». Его напарник Пьер Гасли одержал сенсационную победу на Гран-при Италии в Монце, и в спину дышит молодой воспитанник академии Red Bull и протеже Honda Юки Цунода, выступающий в «Формуле-2». Но мы верим, что нашему гонщику по плечу самые смелые вызовы, и он обязательно останется в «Формуле-1», чтобы принести первую победу российским пилотам в истории самого престижного автоспорта в мире!
Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.