1925-250
Виктория Мальцева

Центр притяжения: как живёт главный автоспортивный комплекс страны

В 2023-м Гран-при России должен был пройти на автодроме «Игора Драйв», но «Формула-1» уже второй год подряд не приезжает в Россию. Поговорили с Алексеем Титовым, экс-промоутером этапа в РФ, о том, как живёт главный автоспортивный комплекс страны в новых реалиях. 

Как прошёл летний сезон 2023 для «Игора Драйв»? Сколько было мероприятий, какие из них вы бы отметили?


На 2023 год всего у нас было запланировано 84 мероприятия, из которых более 70 проходят летом, поэтому летний сезон у нас был очень-очень плотным. Мне трудно выделить среди них какое-то одно, потому что наша задача — создать множество событий на любой вкус и для любой аудитории от различных кубков Северо-западного федерального округа до этапов чемпионата России и GARAGE FEST, который стал одним из главных автомобильных событий в масштабе страны. 

На автодроме «Игора Драйв» проходят все ключевые гоночные серии нашей страны: кольцевые чемпионаты СМП РСКГ Туринг и Эндуранс, этап Российской серии гонок на выносливость, чемпионат России по ралли-кроссу, по мотокроссу, баха «Северный лес», чемпионаты по тайм-аттаку Turbo Racing Cup и RHHCC, RDS GP, а также RDS Europe. Единственная значимая серия, которая к нам не приехала — это Classic Touring, но уже в следующем году этап на «Игора Драйв» запланирован и у этого чемпионата. 

Самый большой плюс для нас, как для площадки, в том, что у нас есть возможность всех принять, разместить, «выкатать» и внести свою лепту в развитие отечественного автоспорта. Мы всегда стараемся вовлекаться в мероприятие, даже если не мы являемся организатором, и помогать.

Проводите ли вы какие-то мероприятия помимо автоспортивных?

На «Игора Драйв» проходит «Драйв Шоу» — это театральная постановка в автомобильной тематике. Оно родилось в 2020 году во время пандемии, когда наши партнёры из шоу-пространства «Ленинград Центр» создали театральное представление на открытом воздухе, которое зритель смотрит из окна своего автомобиля. То есть ты покупаешь билет, приезжаешь на огромную парковку перед сценой, включаешь радио на определённую частоту и слушаешь. Из непрофильных мероприятий у нас было несколько велогонок: как те, которые полностью проводились на территории «Игора Драйв», так и те, маршрут которых пролегал через наш автодром. Мы также организовали несколько детских соревнований по езде на роликах, а зимой — «Лыжню России». Мы вообще всегда поддерживали лёгкую атлетику: у нас есть спортивные понедельники, когда любой желающий может походить, побегать или поездить на шоссейном велосипеде по автодрому — велосипедисты любят трассу «Игора Драйв» за перепад высот.

В картинг-центре открыли детскую секцию «Микро 4Т», которая работает как академия в рамках Северо-западного федерального округа. Также мы начали проводить мероприятия для автолюбителей — слаломы и автомногоборье, в которых может принять участие любой желающий. 

Автоспорт в новых реалиях сталкивается с целым комплексом логистических и организационных проблем. Были ли у вас какие-то сложности, связанные с текущей ситуацией? И насколько успешно их удалось решить?


Проблемы были с поставками программного обеспечения и датчиками для системы хронометража, с запчастями для спецтехники, с картами Sodi для проката, но все эти вопросы решаемые. Санкции не работают так, как того, наверное, хотели люди, их вводившие — мы справляемся. 

GARAGE FEST стал самым одним из самых массовых автомобильным событий в нашей стране в текущем году. За счёт чего удаётся привлекать десятки тысяч зрителей, которые готовы приехать за несколько десятков километров от Санкт-Петербурга?

Во-первых, это выверенная билетная программа. Тут есть две составляющие: наполнение каждой категории билетов контентом и соотношение цена/качество. Во-вторых, это баланс между спортом и развлечениями. Ко мне подошёл один посетитель и поблагодарил за то, что GARAGE FEST помог ему вытащить свою жену на соревнования по дрифту. Большая анимационная программа, да ещё Леонид Агутин и Владимир Пресняков на одной сцене убедили её прийти, а уже на «Игора Драйв» ей так понравился дрифт, что она сама уговорила мужа купить билеты на следующий этап RDS GP. В-третьих, правильно выстроенная рекламная кампания. Важно верно определять целевую аудиторию, находить пути донесения до неё информации о предстоящем фестивале и мотивировать её выбирать именно твоё мероприятие. Кто бы что ни говорил, но мероприятия не продают сами себя — какой бы крутой у тебя ни была программа, если про неё никто не узнает, то никто и не приедет. Нельзя полагаться только на сарафанное радио и тех людей, кто и так в курсе, нужно быть в проактивной позиции. Наконец, в-четвёртых, нам безумно повезло с погодой. Она всегда играет роль, но особенно заметную — в Санкт-Петербурге. Как только стало понятно, что будет тепло и солнечно, билеты начали выкупать гораздо быстрее.

В рамках GARAGE FEST вы впервые в нашей стране предложили зрителям два автоспортивных соревнования в рамках одного мероприятия. Зрители, которые приходят на дрифт и на кольцо — это разные люди, нужно ли с ними по-разному работать?

На самом деле не впервые. Был опыт на трассе «Нижегородское кольцо», когда в рамках одного мероприятия пытались совместить соревнования по дрифту и дрэг-рейсингу. Но тогда проблемой стала необходимость использовать один и тот же участок трассы, в результате чего тайминг одного соревнования сдвигался, если на другом происходили непредвиденные задержки. Возможности автодрома «Игора Драйв» позволяют проводить соревнования параллельно: у каждого соревнования своя площадка и свои трибуны. 

Что касается вопроса, то да, публика разная. На кольцевые гонки приходит более зрелая аудитория. И речь не про количество прожитых лет, а про восприятие мира. Кольцо более размеренное, этот вид автоспорта требует больше логики и стратегии, в которым успех зачастую определяется нюансами. Дрифт сам по себе гораздо более эмоциональный спорт с «выпячиванием груди» — смотрите, как я могу. Дрифт — это протест, направленный в инженерно-техническое русло. Главная разница именно в этом, а с точки зрения возраста и достатка это близкие аудитории. Ключевое преимущество GARAGE FEST — возможность для этих двух аудиторий посмотреть друг на друга, проникнуться иным видом спорта, познакомиться с ним и понять, что это тоже очень сложно и интересно. 

Если мы говорим о разных активностях, то взаимодействовать с разной публикой нужно по-разному, но на фестивальных мероприятиях вроде GARAGE FEST ты изначально настроен на работу с несколькими сегментами аудитории и стараешься дать каждой то, что она ищет.   

Есть ли у вас представление о портрете вашего зрителя? Сколько ему лет, какое у него семейное положение и т.д. Или у разных ивентов и зритель разный?

При подготовке GARAGE FEST нашей целевой аудиторией были семьи. Мы ожидали, что соотношение мужчин и женщин будет примерно 60% на 40%. Это была амбициозная цель, так как обычно на автоспортивных мероприятиях преобладает сильный пол: 80% на 20%, в лучшем случае 70% на 30%. Но реальность оказалась совсем иной: 43% мужчин и 57% женщин! При этом почти вся аудитория — это компании: семейные пары, друзья и родственники. Возрастные группы: 24-29 — 18%, 30-35 — 32%, 36-40 — 21%. То есть на GARAGE FEST пришла молодая женская аудитория, и по отчётам мы понимаем, что ей всё очень понравилось.

Но вот на этапах СМП РСКГ, RDS и RDRC всё-таки мужчин больше: соотношение примерно 70% на 30%. Это я лично видел. На ралли-кроссе аудитория и вовсе преимущественно мужская, где девушки — это, как правило, члены семей участников.

«Игора Драйв» находится дальше от центра, чем «Сочи Автодром». Насколько сложнее привлекать зрителя на «Игора Драйв»?

Вопрос не в том, сложнее или проще, вопрос в том, какими инструментами приходится пользоваться. Во-первых, трасса «Сочи Автодром» расположена в черте города, во-вторых, сам Сочи — курортная столица страны. С одной стороны, у тебя есть доступ к огромной аудитории, с другой — этой аудитории нужны пиво и чипсы на пляже. Наличие большого числа туристов не гарантирует тебе полные трибуны. Сочи и Санкт-Петербург сильно различаются, в том числе и своими гостями — люди приезжают в эти два города за разными эмоциями. Труднее всего было найти подход к этой публике, но как только он найден, жизнь становится проще. Однако сделать это в Сочи было не легче, чем в Петербурге. 

РЖД должно было открыть железнодорожную станцию «Игора», которая заметно упростила бы поездку на автодром. Какие перспективы?

Станция построена, но ещё не введена в эксплуатацию. Это чисто бюрократический вопрос. Мы её очень ждём, но пока конкретные сроки открытия неизвестны. И не только мы — впереди зимний сезон, станция находится в пешей доступности в том числе и от соседнего горнолыжного курорта «Игора», поэтому она будет очень востребована. Со своей стороны мы стараемся всячески упрощать логистику для посетителей автодрома. 

Есть ли у «Росгонок» и автодрома «Игора Драйв» программы среднесрочного и долгосрочного развития? Насколько далёкий горизонт планирования?

Важно разделять: «Росгонки» создавались для проведения этапа «Формулы-1» и с перспективой на другие международные соревнования, поэтому сейчас организация впадает в некоторую «спячку» и занимается только текущими проектами. По автодрому «Игора Драйв» есть обширная программа, главная цель которой — развитие автоспортивного комплекса для привлечения разных аудиторий. Это и туристическая, и спортивная, и социальная составляющие, и наука — тестирование различных технологий. И по каждому направлению мы уже работаем. Помимо того, о чём я сказал выше, это сотрудничество с фондом «Дети Донбасса» — к нам приезжали группы детей и на кольцо, и на ралли-кросс, и на дрифт. Мы показывали им, что такое автоспорт, знакомили их с автодромом, с отдельными дисциплинами. 

Какие планы на предстоящий зимний сезон и на следующий год? 

Зимой мы планируем активности по зимнему дрифту, а также рассчитываем подготовить ледовый трек для мотогонок. Дальнейшее развитие получит Инженерное соревнование «Формула студент», будем увеличивать количество тест-драйвов. Важно сделать из «Игора Драйв» «витрину» отечественного автоспорта и всего автомобильного движения. Я бы хотел это особенно подчеркнуть, так как из-за того, что большое внимание уделяется профессиональному спорту, мы зачастую забываем про автолюбителей, которым просто хочется поездить на своей машине. И для них у нас тоже есть целый комплекс мероприятий. Мы уже активно работаем с Автомобильной Федерацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области по организации автомногоборья и слалома, сами в межсезонье будем проводить соревнования на среднюю скорость движения. Повторюсь, наша цель — привлекать на автодром «Игора Драйв» абсолютно разные категории граждан, которых объединяет техника. 

Мы также работаем над созданием второго фестиваля, посвящённого двухколёсному братству. Изначально мы хотели включить мотоциклы в GARAGE FEST, но потом поняли, что это не совсем правильно — программа будет чересчур насыщенной. Мы и дальше будем продвигать и развивать GARAGE FEST в существующем формате. Кроме того, в процессе реализации автоспортивное экспо для профильной аудитории и раллийное шоу. 

Есть ли у вас какая-то профессиональная мечта?

Мне бы очень хотелось создать и провести мероприятие, которое соберёт 150 000 человек за день. 

Какой горизонт у этой мечты? Сколько нужно лет, чтобы пройти путь от 30 000 посетителей на GARAGE FEST до 150 000 за день?

Я надеюсь, за время моей жизни. А если серьёзно, то я уверен, что для этого вполне хватит 10 лет. У того же GARAGE FEST есть все шансы вырасти в грандиозное мероприятие, если мы будем продолжать так же усердно работать и скрупулезно подходить ко всем процессам, повышать интерес аудитории, сохранять отношения со всеми, кто нас поддерживает. Даже в том виде, в котором она существует сегодня, «Игора Драйв» способна принять такое число зрителей, а ведь трасса не остановилась в своём развитии. «Игора Драйв» сейчас и три года назад — это два разных автодрома. Это не всегда видно со стороны, но инфраструктурные изменения очень значительные. Появилось огромное количество дополнительных въездов, входов, тоннелей, зрительской инфраструктуры — подготовленных площадок, куда подведены электричество и вода. Автодром естественным образом растёт и расширяется.   


Фото: пресс-служба «Игора Драйв»

1925-250