bagio-winter
Яков Фрудгарт

Батарея заряжена: когда появились первые электромобили

Сегодня электромобили являются диковинкой и, скорее, причудой богачей, однако когда-то всё было совсем по-другому. Рассказываем удивительную историю появления электрокаров.

Про историю

Вас может удивить, что на самом деле электромобили – не технологическая новинка, а достаточно старая технология. Ей уже 180 лет, а первые электромобили появились на полвека раньше, чем первый автомобиль. Конечно же, появились эти автомобили благодаря явлению электромагнитной индукции, которое открыл Фарадей. После этого все лучшие умы мира начали искать пути применения явлению, но, к сожалению, не сохранились в истории дата создания и имя автора этого транспорта.

Про первенцев

Есть информация о том, что в 1830-1840 годах публика знала три конструкции экипажей без лошадей, с электрическим двигателем. В разные даты электромобиль был изобретён шотландцем Робертом Андерсоном, англичанином Робертом Девидсоном и американцем Томасом Девенпортом. Эти экипажи могли ехать со скоростью в 4км/ч, но были не пригодны для практического пользования. Если бы в те годы были развиты небольшие аккумуляторы и технологии подзарядки – подозреваем, что бензиновый двигатель, вероятно, и не появился бы…

Безусловно, в то время на дорогах царствовали паровые двигатели, которые были мощными, всеядными и обладали чудовищным моментом. Правда эксплуатация требовала физической силы, ведь нужно было залить несколько вёдер воды в систему, раскочегарить бойлер, а затем необходимо было следить за давлением пара и вручную контролировать подачу масла в поршни. Согласитесь, тяжеловато для каждодневной поездки.

В 1865 году француз Гастон Планте представил прообраз такого аккумулятора. На тот момент он еще не годился для практического использования, но принципы, заложенные в его конструкцию, были взяты на вооружение другими изобретателями. К началу 80-х ХIХ века создаются сравнительно легкие, а главное, достаточно емкие и подзаряжаемые аккумуляторы. Это вызвало бум электромобилестроения. Конец ХIХ – начало ХХ веков можно даже считать «золотым веком» электромобиля.

Всё это действительно хорошо, особенно если помнить о том, что в бензиновые автомобили никто не верил в принципе. Капризный и грохочущий мотор выпускал облака гари, запах бензина и масла. Запускать его было достаточно тяжело, ведь электростартер ещё не придумали. Безлошадный экипаж, безусловно, был уделом элиты. А элита любит тишину, и поэтому сильные тех лет склонялись к электрическим автомобилям. Электромобили были настолько просты, что ими без проблем управляли и женщины, и пожилые люди.

Если углубляться, то первые рекорды скорости ставили именно электромобили. В 1895 году состоялся первый в мире официально зарегистрированный заезд, во время которого электромобиль француза Шарля Жанто показал скорость 63 км/ч. А в 1899 году впервые в истории наземное транспортное средство превысило стокилометровый скоростной рубеж. Электромобиль Jamais Contente («Всегда недовольная»), построенный бельгийцем Камилем Иенатци, разогнался до 105 км/ч.

Помимо этого, электромобили были категорически надёжны. Модели таких компаний как Baker Electrics, Detroit Electrics и Rausch & Langs, годами не требовали ремонта силовой установки. Компания Electric Storage Battery (ESB), производитель свинцовых аккумуляторов Exide, в Нью-Йорке имела собственный парк электротакси из нескольких десятков машин, а в Детройте 100 экипажей были в распоряжении Detroit Taxicab. Муниципальные службы эксплуатировали электрические кареты скорой помощи , электрические пожарные машины и почтовые фургоны.

Всего же в 1899 году в Штатах насчитывалось 12 производителей электромобилей с суммарным объемом продаж свыше 1400 единиц в год. Причем на рынке были представлены даже гибридные модели — их выпускала компания Woods Electric из Чикаго. На скоростях до 25 км/ч они приводились в движение электромотором, а свыше этого — бензиновым двигателем.

Двадцатый век наступает

В начале двадцатого века электромобили развивались ещё сильнее. Скорость и дальность поездок росла, некоторые модели получали рекуперативные тормоза. Но всё-таки бензиновые двигатели начали отвоёвывать пальму первенства, ведь в мире появилось много месторождений нефти, и бензин начал дешеветь.

Развитие сети автомобильных дорог дало возможность совершать дальние путешествия, на что электромобили были неспособны из-за малого запаса хода. Кроме того, их скорость была заметно ниже, чем у автомобилей, а вес – намного больше. Ну и, самое главное, конструкция автомобиля стала совершеннее и значительно дешевле в производстве. Применение электрического стартера и коробки передач значительно упростило эксплуатацию таких машин. Популярность электромобилей пошла на спад, и к 1920 году их доля составляла около 1%. К 1930 году их производство практически прекратилось.

До конца 1980-х годов об электромобилях никто не вспоминал, пока остро не встала проблема загрязнения окружающей среды и не замаячила перспектива истощения запасов нефти. Ряд компаний приступили к выпуску электрических транспортных средств, не предназначенных, однако, для личного использования. Немногочисленные электрические автобусы, развозные фургоны и грузовики использовались в различных городских службах. Следующий всплеск интереса к электромобилям, который мы наблюдаем и в настоящее время, произошел в 90-х годах прошлого века в связи с существенным ужесточением законодательства о загрязнении воздуха. Первым серийным электромобилем нашей современности стал GM EV1, выпускавшийся в США с 1996 по 2003 годы.

А у нас?

Пусть у нас подобные технологии приживались крайне плохо, однако электромобили не обошли стороной и 1/6 часть суши под названием Страна Советов. Первый автомобиль у нас появился в 1935 году на базе легендарного ГАЗ-А. Параллельно был и грузовой ЗИС-5. У него в кузове было 40 аккумуляторов в деревянных ящиках, чей суммарный вес превышал тонну. В 1974 году появился опытный электрический УАЗ, а в 1980-е была выпущена опытная партия электромобилей ВАЗ. Увы, массовой ни одна из моделей не стала. Однако на волне современной моды на электромобили энтузиасты продают старые ЛАДА-ЭЛЛАДА и прочие детища штучной промышленности 1980-х годов.

Про будущее

Отметим, что пускай карта нашей столицы пестрит зарядными станциями, однако работают они крайне плохо, да и оставлять автомобиль на такой станции нужно минимум на несколько часов. Государство идёт на уступки и даже освободило владельцев подобных автомобилей от оплаты парковки, но эти места всё равно заняты бензиновыми собратьями, которые видимо мстят за то, что не смогли установить первые скоростные рекорды. Однако в других странах дела обстоят лучше. В Европе, а также в задыхающемся от смога Китае, владельцев электромобилей с каждым годом становится все больше. Правда, слухи об экологичности таких транспортных средств сильно преувеличены — вред окружающей среде наносит и производство аккумуляторов для электрокаров, и их последующая утилизация. Но прогресс на месте не стоит, инфраструктура развивается, время зарядки сокращается, а для владельцев машин на электрической тяге во многих странах мира предлагаются разнообразные льготы, так что в ближайшие годы количество таких автомобилей будет только расти. При этом и стандартные двигатели внутреннего сгорания исчезнут еще очень нескоро.

bagio-winter