Автомобили скорой помощи: как они появились
Современные машины скорой помощи созданы специально для всех видов чрезвычайных ситуаций. Автокатастрофы, пожары, террористические акты и другие подобные трагедии входят в печальный список происшествий, с которыми парамедикам приходится регулярно иметь дело.
Для адекватного реагирования машины скорой должны быть укомплектованы специальным оборудованием: мониторы ЭКГ, дефибрилляторы и другие устройства, которые могут спасти жизнь человека в критической ситуации. Но, как вы можете догадаться, так было не всегда. История показывает, что потребовалось много времени и усилий для того, чтобы получить то, что мы имеем сегодня.
Первые упоминания
Есть упоминания о людях, использующих «машины скорой помощи», еще в XX веке, однако в основном такие машины представляли собой гамак, натянутый между двумя лошадьми. Задатки автомобилей скорой, какими мы их знаем сегодня, начали формироваться примерно в 1887 году. В это время Лондон и другие европейские столицы начали предлагать транспорт для больных и немощных, и первоначально прибегали к помощи специально изготовленных и модифицированных конных экипажей. Острая необходимость в быстрой транспортировке больных стала очевидна еще в 1881 году после страшного пожара в Венском театре.
К концу 1880-х многие города по всему миру вдохновились английским опытом. В таких муниципалитетах, как Сент-Луис, городские советы модифицировали трамваи: там появилась рабочая зона для медсестры с 2 кроватями. Трамвайные линии были расположены таким образом, чтобы можно было напрямую добраться до всех 16 больниц города.
В Германии в 1902 году был введен настоящий медицинский поезд. Это было немного сложнее, чем в организация трамваев в Америке, так как в поезде была целая операционная. Кроме того, власти отдавали этим поездам приоритет перед всеми другими.
Как Первая мировая война изменила облик скорой помощи
В начале 1900-х годов в городах начали появляться моторизованные машины скорой помощи. Однако это стало обычным явлением только после Первой мировой войны. Из-за многочисленных жертв Красный Крест и сами военные поняли, что им нужны современные транспортные средства для перевозки раненых.
Новый транспорт отлично показал себя на фронтах Первой мировой, что вдохновило чиновников перенять этот опыт и в мирное время для гражданского населения. Кроме того, изобретение и широкое использование двусторонней радиосвязи позволило создать диспетчерские службы.
После войны в качестве машин скорой помощи использовались катафалки, потому что они были единственными доступными транспортными средствами необходимого размера. Помощь требовалась очень часто, так что похоронные бюро обычно отвечали за отправку машин «скорой» для спасения людей. Кроме того, именно в это время утвердилась практика присутствия медицинских работников в машинах скорой.
Вторая мировая война и новые сложности
Прямо перед началом Второй мировой войны на сцену вышел другой вид скорой: военные самолеты, которые были преобразованы в средство для перевозки больных из отдаленных районов. Во многих случаях в этих самолетах служили женщины. Они продолжали выполнять свои обязанности и во время Второй мировой войны, и после ее окончания.
В годы Второй мировой войны качество медицины, связанное со скорой помощью, резко упало. Поскольку медицинские работники были нужны на фронте, многим городам и муниципалитетам пришлось отослать своих докторов. В результате не хватало врачей, чтобы позаботиться о тех, кто нуждался в медицинской помощи дома. Это стало болезненно очевидным в таких странах, как Англия, которые часто подвергались бомбардировкам, чего уж говорить о Советском Союзе, принявшем на себя основной удар нацистов.
Из-за одновременной нехватки врачей, транспорта и оборудования многие города были вынуждены проявлять изобретательность. Гражданские фургоны и автомобили превратились в импровизированные машины скорой помощи. Тем, кто хоть немного разбирался в медицине, был способен оказать экстренную помощь или просто быстро учился, пришлось выполнять роль младшего медицинского персонала.
Превращение в мобильный госпиталь
К середине 50-х годов органы общественного здравоохранения начали понимать, что помощь, получаемая по дороге в больницу, так же важна, как и помощь, оказываемая в самой больнице. В результате машины скорой помощи были превращены в «лазарет на колесах», а это, в свою очередь, привело к внедрению, разработке и стандартизации действий по сердечно-легочной реанимации.
Со временем комплектация машин скорой помощи становилась все более обширной: дефибрилляторы, мониторы ЭКГ, складные носилки и аппараты для вентиляции легких стали стандартным оборудованием. Тут отменим, что оснащение зависит от класса автомобиля (А, В или С, где С — почти реанимационный кабинет). Шасси фургона и грузовика начали использоваться, чтобы компенсировать весь дополнительный вес.
Как видите, за последние 120 лет концепция скорой прошла довольно долгий путь. Тем не менее, мир продолжает меняться и сталкиваться с новыми проблемами, поэтому скорой помощи придется и дальше адаптироваться к растущим потребностям человечества. Интересно посмотреть на то, как будет выглядеть скорая помощь еще через 120 лет.