Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

2021 год остался позади, но его итоги ощущаются до сих пор. Как изменилась автомобильная индустрия за последний год? Ситуация глазами менеджера одного из московских автосалонов.


Автомобили влияют на мировую экономику и вообще жизнь людей куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Эта индустрия касается не только покупателей машин, но и огромного числа людей, даже косвенно задействованных в их производстве. На автомобильную промышленность приходится около 3% мирового экономического производства, а в странах-производителях автомобилей, таких как Германия, Мексика, Япония или Южная Корея, или в таких штатах, как Мичиган, этот процент намного выше.

Замедление темпов производства автомобилей может оставить шрамы на экономике целых государств, на восстановление которых уйдут годы.

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

Кризис назревает

Пока что нельзя точно подсчитать, как сильно проблемы автопрома скажутся на мировой экономике, но не приходится сомневаться, что влияние будет очень заметным. Множество других отраслей зависит от автопроизводителей, которые выступают крупными потребителями стали и пластика, ведь благодаря им существуют многие обширные сети поставщиков, а также вся сопутствующая инфраструктура.

Вал проблем

Кризис стал явно прослеживаться в прошлом году, когда начали расти цены на ключевое сырье, в том числе сталь и медь. Ситуация осложнилась пандемией, из-за которой нарушились глобальные цепочки поставок, а синхронизировать некоторые процессы не удалось до сих пор.

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

Неравномерное восстановление мира после пандемии коронавируса привело к тому, что разветвленные звенья глобальной цепочки поставок до сих пор не восстановились. Когда в одних странах уже активно шла вакцинация, в других из-за разрушительных вспышек закрывались заводы.

Дефицит деталей

Нехватка запчастей, особенно полупроводниковых микросхем, и пандемия коронавируса привели к сокращению производства новых автомобилей. Это закономерно привело к дефициту и росту цен в дилерских центрах, а основной побочный эффект выразился в сильном росте стоимости подержанных авто.

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

Все это поставило в тяжелое положение покупателей автомобилей, но нехватка запчастей в промышленности и последующая невозможность произвести больше автомобилей еще окажут волновой эффект на всю экономику.

Угроза рабочим местам

Сегодня все рабочие места, связанные с выпуском авто, находятся под угрозой. И в данном случае не имеет значения география: источника дохода могут лишиться и шахтеры, добывающие руду для производства стали в Финляндии, и рабочие, делающие шины в Таиланде, и, например, сотрудники Volkswagen в Словакии, устанавливающие приборные панели в спортивных внедорожниках...

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

Спад экспорта

Ударные волны от кризиса полупроводников, который вынуждает практически всех автопроизводителей ограничивать смены или временно закрывать сборочные линии, могут быть достаточно сильными, чтобы подтолкнуть некоторые страны к экономической рецессии.

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

В Японии, на родине Toyota и Nissan, нехватка запчастей привела к падению экспорта на 46% в сентябре, по сравнению с показателями годом ранее. Что может убедительнее демонстрировать важности автопрома для экономики?

За чей счет банкет?

Автопроизводители смогли смягчить удар пандемии и дефицита комплектующих, попросту переложив часть издержек на покупателей. Ford и General Motors осенью сообщили о значительном падении продаж и прибыли за летний период, но улучшили прогнозы прибыли на весь год.

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

Daimler, производитель автомобилей Mercedes-Benz, заявил, что его чистая прибыль выросла на 20% в третьем квартале, несмотря на то, что компания продала на 25% меньше авто. Нетрудно догадаться, за счет чего были достигнуты показатели.

Кто в итоге пострадает

Проблемы сильнее всего коснутся работников отрасли и всех, кто нуждается в доступном автомобиле. Компании предпочитают использовать дефицитные чипы для автомобилей высокого класса и транспортных средств, которые приносят наибольшую прибыль, из-за чего покупатели вынуждены ждать более дешевые машины очень долго. Одновременно цены на подержанные автомобили стремительно растут ввиду нехватки новых авто.

Автомобили и мировая экономика: что изменилось за последний год

Многие автовладельцы в этом году поняли, что могут продать свой пяти-семи-десятилетний автомобиль дороже, чем купили. Продать-то могут, но вот купить ему замену… Вот здесь начинаются проблемы.

Комментарий менеджера по продажам московского автомобильного салона:
По моим ощущениям, ситуация за последний год особенно не изменилась. Все стабильно дорожает, повышаются кредитные ставки, но люди все равно покупают новые авто, даже на очень невыгодных условиях и практически без первоначального взноса. Там выходят огромные переплаты, но разве такие мелочи удержат русского человека от покупки машины?
Автомобили Б-класса стали немного активнее продавать, ввиду того, что их стало чуть больше. Те же авто, что стоят более 3 млн, продаются ещё дороже, так как нет машин, на складе буквально единицы.
Из-за того, что машин в целом мало, относительно упали продажи в декабре и январе, по сравнению с тем годом. Но тут еще важно учитывать, что в салонах не устраивались распродажи прошлогодних машин, так как их банально нет. И, если честно, я не думаю, что ситуация в 2022 году сильно поменяется.


Вам будет интересно

Случайные материалы