Автомагнитола: как она появилась на советских машинах
История
Как мы с вами знаем, автомобильные аудиосистемы появились на свет в начале двадцатого века, и 1/6 часть суши в процессе их создания не участвовала. Не до этого, собственно, было. Однако уже совсем скоро инженеры в новой стране начали увлекательное путешествие к звуку в автомобиле, да и к автомобилю в целом.
Приёмники
Как считают эксперты, первая аудиосистема появилась в 1904 году в руках американца Ли де Фореста, который показал устройство на Всемирной выставке. Но путь к массовому производству у приёмников был очень долгим — целых три десятилетия, собственно, до момента начала производства автомобилей для широких масс. Первые автомобили новой страны выпускали в НАМИ вручную, а по итогу автомобили распределялись между гаражами предприятий — ни о каких излишествах в виде радиоприёмников не было и речи.
Но как только в СССР началось массовое радиовещание, появилась необходимость слушать новости партии в любом месте. На работе, дома, на прогулках, и, конечно, в автомобилях. Первенцем советского радио стал «АИ-656», которым комплектовали «ЗИС-101». Выпускался приёмник в 1936 году, и название содержало в себе шифр – «6-контуров, 5- ламп» и, конечно, год выпуска. Любили в то время аббревиатуры, сокращения и прочие простые бюрократические радости.
Безусловно, ЗИС-101 был далеко не самым доступным автомобилем, поэтому давайте считать первым серийно доступным радиоприёмником модель «А-5», которую собирали на базе представительского «ЗИМ».
Совсем же массовой моделью безусловно нужно считать радиоприёмник «А-8М», который устанавливали на экспортный Москвич-402, появившийся на конвейере в 1956 году.
После подобного успеха радиоприёмники начали получать и другие советские автомобили. «Волги», «Запорожцы», и, безусловно, элитный сегмент в виде «Чайки», «ЗИЛ-115». Верхушке страны полагалось использовать приёмник «АВ-75» и его модификации : «АВ-75-3С», «АВ-75-3Е», «АВ-75-ЧС» и «АВ-75-ЧЕ» — буквы в конце наименования указывали марку автомобиля и диапазон УКВ (для СССР или Европы). Подобные «элитные» магнитолы могли иметь пульт управления и вход для кассетной приставки. Но «народными» стали абсолютно не эти приёмники. К примеру, «Урал Авто» мог радовать своего владельца не только в автомобиле, но и на природе. Он извлекался из машины и превращался в обыкновенный радиоприёмник.
Новая школа
Вторая половина века прошла под знаменем радио, ведь оно стало популярным по всему миру, однако для прослушивания музыки появились и другие форматы. К примеру, в пятидесятых в США выпускались проигрыватели для пластинок, но мы об этом говорили в другом материале, обойдём это стороной.
Советский Союз тоже принял участие в этом виде «спорта» и выпустил в шестидесятых годах автомобильный виниловый проигрыватель «Даиси». К сожалению, информации о нём не сохранилось, но точно можно сказать, что скорость пластинок была медленнее стандартной, а именно 16 2/3 оборотов в минуту, и ходит легенда о решении проблем с американским исполнением проигрывателя. Для «Даиси» был подготовлен «широкий ассортимент» пластинок, а устанавливался он в автомобиль «Волга».
О кассетниках того времени известно гораздо больше. В начале семидесятых годов в Санкт-Петербурге выпускали «Автокассету-Стерео», «Автокассету-201» и «Автокассету-202-стерео», которыми можно было оснастить «Жигули», «Волги», «Москвичи» и даже «Запорожцы». Но, как частенько бывало в то время, магнитолы не пошли в серию, однако через несколько лет в Московской области наладили выпуск «АМ-301», а в Гродно — «Гродно-301». Проигрыватели были схожи в устройстве, а устанавливать их можно было в легковые автомобили ВАЗ-2103 и ИЖ-2125. «АМ» и «Гродно» воспроизводили кассеты МК-60 с лентой шириной в 3,81 мм.
Уже позже производство было налажено в Харькове, Арзамасе, Тамбове, Муроме и других городах. Устройства выпускали в течение 80-х, а некоторые модели продолжили собирать и в 90-е. После этого началось производство стереофонических систем. Новосибирская область «подарила» аудиофилам «Вега 8АС-2А». Этот проигрыватель позиционировался как высококачественное оборудование.
А после этого страна уже стала другой. Производства подобных систем есть и по сей день — это уже совсем другая история, но некоторые имена из той самой, ламповой, страны звучат в автомобилях и сейчас. Вернее, «внуки» тех самых первых аудиосистем.