bagio-winter
Юлия Кожевникова

Автогеральдика: логотипы и символы на ваших авто – II часть

Вторая часть материала про логотипы на ваших авто. Давайте вместе продолжим разбираться, почему тот или иной автобренд выбрал свой логотип и название.

Когда я только начала писать материла про логотипы, то даже представить себе не могла, какая обширная выйдет тема. Текст пришлось делить на две части. А возможно и это не предел.

Volkswagen

Всё началось осенью 1933 года в Берлине, с диалога трех создателей Адольфа Гитлера, Якоба Верлина и Фердинанда Порше. Именно тогда Гитлер дал указание создать для немецкого народа хороший и надёжный автомобиль стоимостью не более 1000 рейхсмарок. Автомобиль планировали собирать на новом, олицетворяющем новую Германию, заводе. Главным конструктором назначили Фердинанда Порше. Автомобиль так и назвали — «Volks-Wagen» (Volks - народный и Wagen –автомобиль).

Сначала эмблема представляла собой изображение герба замка Вольфсбург, который был рядом с заводом Volkswagen. Позже герб убрали и на эмблеме появилась буквы W, которая обозначает заглавные буквы немецких слов Volks и Wagen. Есть, правда, еще версия, что при определенной скорости вращения эмблема Volkswagen напоминает свастику. Ну не знаю…

Mazda

Сегодня все знают о японской автомобилестроительной компании, выпускающей автомобили. А в 1920 сын простого рыбака Дзюдзиро Мацуда вместе с инвесторами приобрел обанкротившуюся строительную компанию Abemaki. Сначала завод производил изделия из пробкового дерева, затем были пробные партии мотоциклов, потом трициклы. В 1931 году название компании сменили на «Mazda» — имя верховного зороастрийского бога Ахура Мазда. Затем были тяжелые годы восстановления после второй мировой войны. Завод Mazda находился в Хиросиме и его удалось восстановить после американских бомбардировок только в 1948 году. Завод Mazda вернулся к выпуску трёхколёсных грузовиков. И только в 1960 появился первый автомобиль производителя — микролитражное заднемоторное четырёхместное купе Mazda R360.

А логотип, разработанный Рей Йошимара, означает: крыло, солнце и круг света. Символ с обновленным дизайном был представлен в 1997 году. Лого в виде стилизованной буквы «М», изображает расправленные крылья.

Volvo

Шведская автомобилестроительная компания позаимствовала свое название из латинского языка. И когда-то слово «Volvo» являлось лозунгом материнской компании — знаменитой SKF (известный производитель подшипников). Само «Volvo» можно перевести, как «Кручусь» или «Вращаюсь».

Первый лого компании появился в 1927 году и представлял собой эмблему в виде диагональной полосы на радиаторе и круга со стрелой (символ мужского начала, в астрологии — символ Марса). Позднее в 1975 круг убрали и оставили только надпись VOLVO.В таком виде эмблема и существует до сих пор.

Peugeot

Семья Пежо из городка Валантинье (Франция) начала заниматься мануфактурным делом еще в 1700-х годах. В 1840 году Пежо запустили производство ручных кофемолок и мельниц для перца и соли, затем было производство пил, топоров, ножей. Стоит отметить, что стальной механизм гарантировал такую безотказную работу, что Пежо давали (и дают до сих пор) пожизненную гарантию на металлические элементы. Причем, они были невероятно острыми, оттуда и пошло сравнение с клыками льва. Неудивительно, что в 1858 году Эмиль Пежо выбирает в качестве фирменной эмблемы царя зверей и патентует изображение животного в качестве торговой марки.

Есть еще версия, что лев выбран из-за монумента царю зверей в Бельфоре. Это окрестности завода Peugeot. Монумент был установлен Огюстом Бартольди (автором статуи Свободы) в память о  немецкой осаде 1871 года.

Mercedes-Benz

Сам концерн образовался через слияние двух конкурирующих на тот момент компаний, принадлежащих Карлу Бенцу и Даймлеру Готлибу. Да и так бывает в нашем мире. Тогда и получился единый концерн. Название решили взять от двух главных автомобилей компаний, которые объединились - Mercedes (1901 года) и Benz Patent-Motorwagen (1886 года).

В 1909 компания регистрирует фирменные четырёх - и трёхлучевую звёзды в качестве торговой марки. Но затем стала использовать только одну. По признанию представителей автоконцерна сейчас логотип означает превосходство марки во всех направлениях: на земле, воде и в воздухе.

BMW

Девиз компании — «Freude am Fahren», что означает в переводе с немецкого  — «с удовольствием за рулём». Тот случай, когда популярность бренда в нашей стране такова, что даже те, кто не владеет авто, знает или когда-то слышал, что означает логотип компании. Многие считают, что логотип – это пропеллер самолета. Но давайте разбираться. Да, действительно 20 июля 1917 года происходит регистрация компании BMW именно, как производителя авиационных двигателей. Даже округ Мюнхена — Milbertshofen выбрали неслучайно, а из-за расположения Flugmaschinenfabrik Густава Отто — немецкого производителя самолётов. И с 1929 года бело-голубая круглая эмблема BMW позиционируется именно, как самолётный винт на фоне голубого неба. Всё логично, производство связано с авиацией – эмблема соответствующая.

Но затем в 1920 самолетный пропеллер преображается в круг, который разделен на четыре части. И сегодня бело-голубая эмблема – это символ уважения к Баварии. Это родина BMW и цвета на лого взяты из баварского флага, он тоже бело-голубой. Еще один случай, когда геральдика дала импульс автогеральдике.

Audi

Знаете, у меня есть друг, который шутя, называет всех владельцев Audi – властелин колец. Забавно, конечно. Но даже я никогда не задумывалась, а почему собственно кольца и почему Audi. И здесь есть интересная история. Август Хорьх один из создателей компании изначально был владельцем автомобильной фирмы Horch & Co. Но обстоятельства сложились таким образом, что кредиторы отстранили его от управления собственной компанией. Тогда позднее в 1909 году он организует новую компанию. Назвать компанию снова своей фамилией он уже не мог (так как такая уже была) и поступил хитрее. В переводе с немецкого Хорьх ( Horch) означает «слушай». Фамилию, а точнее слово предложили перевести на латынь, так и получилось Audi  (в переводе с латыни  — «слушать»).

А в 1932 году произошло слияние четырех компаний - DKW, Horch, Audi и Wanderer. Так родился концерн Audi, на эмблеме которого появились четыре кольца. Те самые «четыре кольца» символизируют союз четырех немецких автомобильных брендов.

Alfa Romeo

Знаете, что еще легендарный Генри Форд говорил: «Когда я вижу Alfa Romeo, то я снимаю свою шляпу». Да, итальянский производитель автомобилей премиум класса и сегодня поражает нас своими машинами и влюбляет с первого взгляда. А основана компания была 1906 году французским автомобильным инженером Александром Дарраком.

Завод по производству авто был построен в Милане. Поэтому для первого логотипа 1910 года использовали два основных геральдических элемента напрямую связанных с Миланом. Во-первых, справа зелёная змея (дракон) «Biscione» — эмблема Дома Висконти, правившего в Милане в XIV веке, а слева — красный крест на белом фоне — эмблема города Милана. При этом дракон по легенде убит в V веке прародителем Висконти, а красный крест (напоминает о Первом крестовом походе, в котором участвовали и члены семейства герцогов Миланских). В 1918 году компанию возглавляет Никола Ромео, и на значок было добавлено темно-синее металлическое кольцо, содержавшее надпись «ALFA — ROMEO».

Ferrari

У итальянской компании поистине красивая и яркая эмблема. История появления такого логотипа также интересная. Логотип Ferrari — гарцующий жеребец— впервые появился на печатных материалах и официальных документах компании в 1929 году. Но на самих авто его долгое время не было, так как тогда главным владельцем компании была Alfa Romeo.

Энцо Феррари в своих воспоминаниях писал:
«История этого вздыбленного коня простая и забавная. Такую эмблему нес на своем истребителе Франческо Баракка, с первой мировой войны. Его сбили под Монтелло. Когда в 1923 году я выступил на трассе «чиркуито дель Савио» в Равенне, я познакомился с графом Энрико Баракка, отцом героя. Он представил меня своей жене, графине Паолине Баракка, которая однажды предложила: Феррари, а почему бы вам не изобразить вздыбленного коня моего сына на вашем гоночном автомобиле? Он принесет вам удачу»

Именно в честь героя первой мировой войны гарцующий жеребец появился сначала на борту автомобиля Scuderia Ferrari (итальянская автогоночная команда), а со временем стал и эмблемой компании.

Porsche

Немецкий производитель автомобилей и солнцезащитных очков, основанный известным конструктором Фердинандом Порше на своем логотипе также расположил лошадь. Но история уже совсем другая без подвигов и романтики. Лого фирмы не что иное, как герб. Чёрно-красные полосы и оленьи рога позаимствованы из герба германской земли Вюртемберг, столицей которой был город Штутгарт. Штаб-квартира и основной завод Porsche находится, как раз в Штутгарте. Поэтому в центре логотипа, по сути, герб города с лошадью. Ведь сам Штутгарт был основан, как конная ферма в 950 году.

Автором логотипа считается Франц Ксавьер Раймшписс. Впервые логотип появился в 1952 году, когда марка вышла на американский рынок. Нужна была узнаваемость бренда и свой характер. До этого же на капотах автомобилей была только надпись «PORSCHE».

Maserati

Один из моих любимых автобрендов. Мое сердце тает при виде капота с заветным трезубцем. До сих пор помню, как увидела вживую Maserati в путешествии по Кипру и сразу влюбилась. Люблю этих итальянцев до сих пор.

Что касается исторических данных, то компания эксклюзивных автомобилей спортивного и бизнес-класса, основана в 1914 году в Болонье, Италия. И это чисто семейная история. Дело в том, что основали компанию братья Мазерати. Всего их было шестеро: Альфьери, Биндо, Карло, Этторе, Эрнесто и Марио. Карло был достаточно удачливым автогонщиком. Альфьери, Биндо и Эрнесто трудились в автомобильной фирме «Isotta-Fraschini». И в 1914 году Альфиери вместе с младшими Биндо и Эрнесто, открыв собственную мастерскую, вместе собрали свой первый спортивный автомобиль с двухлитровым двигателем. Позднее в 1926 они основали компанию «Maserati». Кстати один из первых автомобилей Maserati под управлением Альфьери даже победил в гонке 1926 года Targa Florio.

А еще один брат художник Марио разработал эмблему компании — трезубец. Братья родом из Болоньи, главной достопримечательностью которой считается фонтан Нептуна. А морской повелитель, конечно, держит в руке – трезубец.

Lamborghini

Еще одни итальянцы в нашем списке. Компания по производству дорогих спортивных автомобилей основана в 1963 году Ферруччо Ламборгини (в то время основатель крупной компании по производству тракторов). И снова животное на эмблеме, но уже совсем другое.

Ферруччо Ламборгини был достаточно обеспеченным и имел в своем гараже хорошие дорогие автобобили: Mercedes 300SL, несколько Maserati 3500 GT, Jaguar E-type, несколькими Ferrari 250 GT, разных версий. На дворе были 60-е и возможно кого-то другого эти автомобили приводили бы в дикий восторг. Но Ламборгини был все время чем-то недоволен. Каждый автомобиль был для него неидеален. Как-то он приехал на фабрику к знакомому нам уже Энцо Феррари пожаловаться на качество сцепления в своём автомобиле Ferrari 250 GT. Но Энцо отправил Ламборгини и дальше заниматься тракторами. Тогда наш герой вернулся на фабрику, разобрал трансмиссию в своём Ferrari 250 GT и выяснил, что производитель многих деталей тот же, что и в тракторах Lamborghini. На своих заводах он нашёл подходящую замену, и после сборки проблема была решена. Затем он привлёк к своему проекту талантливого инженера Джотто Биццарини, и установил двигатель V12.

И уже в марте 1964 года был показан первый серийный автомобиль Lamborghini 350 GT. А продажи серийной версии автомобилей были настолько ошеломляющими, что доказали, что Ферруччо Ламборгини разбирается не только в тракторах.

Особенно символично было расположить на логотипе компании упёртого быка. Ведь без настойчивости, упёртости Ферруччо Ламборгини мы бы сегодня не наслаждались данной маркой. Хотя официальная версия компании просто гласит, что это всего лишь знак зодиака нашего создателя.

Bugatti

Сегодня это французская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей класса люкс. А в 1909 году, когда Этторе Бугатти основывал свою собственную компанию, у него была только заброшенная красильня в Мольсеме, которую он использовал в качестве завода.

Сегодня же весь тонкий стиль, изящная и неповторимая харизма читается в логотипе компании. Овал — это форма жемчуга, по краям которого изображены 60 жемчужин. И конечно в лого добавлены стилизованные инициалы основателя бренда Этторе Бугатти. А слово Bugatti красуется на каждой модели концерна с 1909.

bagio-winter