bagio-winter
Юлия Кожевникова

Автогеральдика: логотипы и символы на ваших авто

Сегодня мы затронем автогеральдику, которая отвечает за традиции и практики использования автомобильных лого и эмблем. Строение, употребление и правовой статус логотипов автомобилей соответствуют особым, исторически сложившимся традициям.
Вы, наверняка, задумывались, почему та или иная автомобильная марка выбрала свой логотип. Что стоит за этим заветным значком на радиаторе. А стоит, на самом деле, всегда интересная история, значимое событие или масштабная личность. Давайте разбираться вместе.

Hyundai

Начнем с корейцев. Ведь надо отдать им должное, за последнюю десятку лет они действительно завоевали российский рынок. Средний класс наших граждан всё чаще отдает предпочтение именно новым корейским автомобилям из салона. Когда я спрашиваю своих знакомых, которые ездят на Hyundai, что значит символ компании, многие из них не отвечают. Но подкованные эрудиты знают, что за красивой латинской буквой «H» скрывается рукопожатие двух человек. Вглядитесь, и вы поймете, что это действительно так. Компания Hyundai, одна из немногих, которая прямо у себя на сайте уверенно заявляет: «Больше, чем символ. Это то, как мы делаем бизнес». «Логотип Hyundai может выглядеть, как первая буква нашего имени, но он также символизирует двух человек – компанию и рукопожатие клиентов. В настоящее время, когда стоимость рукопожатия снижается, наше обещание клиентам остается неизменным в виде гарантии на 10 лет / 100 000 миль на каждый автомобиль» . И еще немного фактов. Есть версии, что инициатором рукопожатия на символе выступает левая фигурка человека. Именно она изображает компанию Hyundai и первой протягивает руку человеку, который справа. Мужчина слева даже наклоняется вперед, а другой немного отклоняется назад. Он даже отодвигает ногу немного назад, для опоры и равновесия.
И стоит отметить, что первоначально логотип компании Hyundai был совсем другой. Это были латинские буквы «HD». К сожалению, точной информации, что они означали, найти не удалось.

Mitsubishi

А теперь перейдем к соседям Кореи. Японский концерн Mitsubishi имеет интересную историю своего символа. Здесь, как раз вступает в силу геральдика. Основатель компании Ятаро Ивасаки просто позаимствовал три алмаза со своего фамильного герба. Правда, есть версия, что тогда это были три дубовых листа на гербе японского клана Тоса. Название авто бренда тоже имеет объяснение. «Мицу» по-японски «три», «биси» — алмаз. При этом, алмазы символизируют честность, ответственность и взаимопонимание между народами.

Nissan

Еще один японский автопроизводитель компания Nissan прошла несколько шагов по изменению своего значка. Изначально круг был красным и означал восходящее солнце, а прямоугольник (синий) — небо. Всё это помогало олицетворить девиз «Искренность приносит успех». Но со временем, яркие цвета сдались, и эмблема стала из холодного металла.

Subaru

Наконец, автомобильный японский бренд, к которому наш редактор Оля Лукьянова испытывает теплые чувства – это Subaru. Это был первый японский автомобильный гигант, который взял себе название на родном языке. В переводе оно означает «объединяться» или «собирать вместе». Основатель и первый президент компании Кэндзи Кита, был настоящим энтузиастом своего дела и лично участвовал в создании первого прототипа пассажирского автомобиля в 1954 году. Кэндзи Кита был уверен, что японский автомобиль должен быть под японским именем. Он объявил конкурс на лучшее название. Но в итоге ему ничего не понравилось. Тогда он придумал его сам. Ведь Subaru – это еще и японское название звездного скопления в созвездии Тельца, известное нам, как Плеяды. Нечего добавить, действительно красиво и оригинально.
Скопление включает в себя порядка трех тысяч звезд, но невооруженным глазом человек может увидеть не более четырнадцати. Самые яркие шесть и отражены на эмблеме автомобилей Subaru. Это имеет дополнительное значение, концерн Fuji Heavy Industries, выпускающий автомобили Subaru, как раз образовался путем слияния шести компаний.

Lexus

Японцы подарили нам много красивых и интересных авто. Так,например, автомобили Lexus имеют множество фанатов в нашей стране. И по самым популярным версиям во время обсуждения вариантов названия для нового авто в компании Toyota Motor было два названия «Цельсий» и «Алексис». Кто-то преобразовал Alexis в Lexus, созвучное и Luxury (англ. – «роскошь»).
А саму идею лого подсказал тот самый итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро. Он отклонил идею с эмблемой в виде геральдического щита. Придумав красиво изогнутую и вписанную в овал букву «L» - символ роскоши, не нуждающийся в нарочитости.

Acura

Кажется, всё просто: заглавная буква «А». Но в автогеральдике не все так однозначно. На самом деле, японская компания, делающая автомобили премиум-класса, зашифровала в своем символе циркуль, который обозначает точность. Стоит отметить, что «Acura» стал первым японским премиум-брендом, который на равных конкурировал на рынке США с европейскими производителями.

Toyota

Японцы, как много их оказалось. Еще один народный автомобиль России – Toyota. Автомобильная компания унаследовала фирменный знак от родительской Toyoda Automatic Loom Works. Не секрет, что первоначально бренд занимался производством ткацких станков. В один из дней Сакичи Тойода (хозяин фабрики) бегал по цеху и зацепился брюками, в результате порвал. В офисе он взял нитку с иголкой (на фабрике этого было много) и уже собрался было штопать штаны. И в этот момент он посмотрел на иголку, в которую продевал нитку и решил «Это и станет нашим фирменным знаком!»
Затем в 1935 году была сформирована японская автомобильная компания. Сакичи Тойода решил производить автомобили по американскому образцу. Его фамилия стала торговой маркой фирмы. А логотип – три овала, сейчас обозначает единство автопроизводителя, его партнеров и клиентов. Есть, правда, еще одна версия значения лого Toyota. По ней символ – это просто скрытая надпись Toyota.

Chery

Перейдем к китайскому автопрому. Chery в переводе с китайского это «особое благословение». Стилизованное сочетание трех латинских букв С-А-С (последняя перевернута). По сути, это аббревиатура от Chery Automobile Corporation. Эмблема напоминает букву «А» и обнимающие ее руки. Буква «А» символизирует «первый класс», а вокруг её - поднятые, обнимающие ее руки, означающие солидарность.

Renault

Переместимся в Европу. И расскажем о французской автомобилестроительной корпорации. С логотипом у братьев Братья Луи, Марсель и Фернан Рено долгое время были трудности. По некоторым данным, лого не было 32 года, по другим 25. Сначала у французов появился знак в виде круга с помещенной внутри него на решетке надписью Renault. Символ вешали на клаксон, решетка же позволяла выходить звуку. А известный символ «Рено» — вертикально вытянутый ромб, появился в 1925 году. Стиль логотипа изменяли в 1972 и 1992 году, в 2004 он получает желтый фон, а в 2007 появляется снизу надпись RENAULT. На Женевском автосалоне 2015 года Renault представили новый фирменный стиль и логотип компании. Фон стал белым. Ромб округлился и получил ярко-выраженный световой блик.
Символ Renault, похожий на бриллиант, эволюционировал из формы геральдического щита. Информации, что он обозначает, нет. Есть история про появление отверстия в центре логотипа. В 20-х годах прошлого века сразу за ромбом устанавливался электрический звуковой сигнал. Для лучшего звучания были добавлены прорези.

Citroёn

Еще одни французы в нашем списке со штаб-квартирой в Париже всегда умели привлекать внимание. Если честно, мой взгляд всегда цепляют эти немного космические автомобили. Все их девизы – «citroen, creative technology», что-то в этом есть. Но вернемся к инженеру Андре Ситроену. Он начинал с завода по производству коробок передач. Именно ему принадлежит идея создать деревянные двойные винтовые зубчатые шестерни. Уже тогда он запатентовал свое изобретение. Шевронная передача, которая также называется двойной винтовой зубчатой передачей, является частью набора шестерен, предназначенных для передачи энергии.
Но как любой талантливый человек, Андре Ситроен не остановился и в 1919 году с конвейера сошел первый его автомобиль. И логично, что на фирменном значке «Citroёn» изображены зубья шевронной передачи.

Opel

На логотипе, конечно, сразу угадывается молния. Но откуда она там взялась и что обозначает? По-немецки «молния» - blitz. Впервые это слово «Blitz» - молниеносный, быстрый – появляется на велосипедах и швейных машинках еще Адама Опеля в 1890 году (да, Адам Опель, как и многие автогении сначала производил совсем другие вещи). Но затем на 40 лет это слово из лексикона фирмы Опель выпадает. Но в 1930-х годах появляется на радиаторе популярнейшего грузовичка, который так и назывался – «Blitz». Так и появилась молния, которая пронзает круг, та самая эмблема, которую мы видим на «Опеле» и сегодня.

Chevrolet

Chevrolet или Chevy (в США именно так) была создана 3 ноября 1911 года Уильямом Дюрантом, тем самым основателем General Motors. Компанию он основал совместно и с известным гонщиком и автомобильным инженером Луи Шевроле, который в тот момент был в гоночной команде Buick. И при этом был самым любимым гонщиком Дэвида Бьюика. Неудивительно, что новую компанию решили назвать в честь Луи Шевроле.
Что касается символа в виде желтого креста, то тут существует несколько версий. Первая гласит, что во время поездки в Париж Уильям Дюрант остановился в гостинице, увидел оригинальный рисунок на обоях. Изображение невероятно понравилось Дюранту, и вернувшись домой, он предложил использовать его в качестве эмблемы компании. Вторая отсылает нас к швейцарскому флагу (основатель компании Луи Шевроле родом как раз оттуда). Есть еще версия жены Дюранта, которая рассказывала, что муж позаимствовал лого из газетной рекламы одной из угольных компаний того времени. Какая из версий правдивая на данный момент не знают даже автомобильные историки. Выбирайте свою.

Škoda Auto

Чешская автомобилестроительная компания надо признать, имеет достаточно оригинальный логотип, и сразу даже не скажешь, что он обозначает.
Версии о значении символа так же, как и у Chevrolet существуют разные. Но доподлинно известно, что «крылатая стрела» была впервые представлен в 1926 году. Автором идеи является коммерческий директор Pilsen Skoda господин Maglie. Он был весьма увлечён дизайном эмблемы на основе стилизованной головы индейца с головным убором с круглой застёжкой и пятью перьями. По другой версии это была голова петуха. Но стоит отметить, что слово «индеец» в двадцатые годы часто использовали как синоним нового символа. Поэтому эта версия кажется более правдоподобной. По сохранившимся документам лого был результатом конкурса. Но имя дизайнера до наших дней не дошло.

Lada

На этот раз всё оказалось достаточно просто и однозначно. Главный город ВАЗ-й продукции - Тольятти. Город расположен на левом берегу Волги по которой раньше плавали на ладьях. Поэтому сделать логотипом – ладью было вполне логичным решением.
Сегодня мы закончим наши автогеральдические исследования. Но обещаем вторую часть, где будут представлены истории о логотипах таких гигантов, как Mercedes-Benz, BMW, Audi , Lamborghini, Maserati.
bagio-winter