«А я сяду в кабриолет…»: история становления самых неоднозначных автомобилей
Вы можете как угодно относиться к кабриолетам, но машина с откидным верхом никогда не останется без внимания на дороге.
У каждого из нас хоть раз в жизни появлялось желание сесть в кабриолет и укатить в даль светлую, пока ветер будет трепать волосы, солнце освещать путь, а свежий воздух уносить подальше дурные мысли. Эта картина вызывает в нашем сознании ощущение веселья и беззаботности, чему отлично способствует реклама с её идеализированными образами.
Кстати, на заре автомобильной эпохи мало какой транспорт мог похвастаться полноценной крышей: так, буквально каждый, у кого была машина, оказывался невольным владельцем «кабриолета». Но на фоне эволюции в технической сфере двигатели становились всё мощнее, так что ездить без верха было менее и менее комфортно. Авто начали снаряжать откидными текстильными, кожаными, а потом и стальными крышами. Сегодня мы как раз поговорим про эти нетипичные для наших широт автомобили.
Название, как и полагается, имеет историческое обоснование. Само слово «кабриолет» происходит от термина, которым обозначали лёгкую двухколёсную карету с откидным верхом, запряжённую одной лошадью. Хотя она отличалась изяществом и миниатюрностью, внутри могли с комфортом расположиться два пассажира. Иногда это существительное также использовалось для описания других экипажей без «козырька».
Люди прошлого века на выдумки были хитры, так что сейчас в музеях мы можем проследить весь процесс «формирования» кабриолетов. Попадались и совсем необычные варианты, например, автомобиль с типом кузова «броган». Он отличался открытым водительским местом и закрытым пассажирским салоном без боковых окон. Впервые такие «нетолерантные» варианты продемонстрировали миру в Штатах.
Другим непривычным для современного горожанина кузовом был «ландо». Здесь, наоборот, пассажир наслаждался свежим воздухом благодаря откидной крыше, а водитель сидел в кабинке, отделённой перегородкой. В середине прошлого века ландо пользовались спросом по большей части у сильных мира сего. Так можно было без стеклянных преград и на других посмотреть, и себя показать, и заслуженную долю народной любви, если повезёт, ощутить острее. Последним гвоздем в крышке гроба этой практики можно считать убийство Кеннеди, ведь, как вы помните, нет повести печальнее на свете, чем въехать в Даллас на кабриолете.
Время летело, запросы общества росли. Начиная с 1920-х рынок заполонили машины с полностью стальными кузовами, средний покупатель мог позволить себе такую роскошь, и менее «всепогодные» открытие автомобили сошли с пьедестала.
Совсем скоро, уже к середине 1930-х годов, все кабриолеты, которые ещё оставались в модельном ряду производителей, относились к категории люкс и стали не рядовыми средствами передвижения, а показателями статуса. К 1936 году на их долю приходилось менее 1% продаж, но что это были за машины… Массивные, красивые, с восьмицилиндровыми (а в некоторых случаях и с 12-цилиндровыми) двигателями, они предназначались только для самых обеспеченных ценителей.
В 1939 году инженеры Plymouth явили миру первый кабриолет, крышу которого снабдили механическим приводом. Но до ажиотажа среди покупателей дело не дошло. Действительно же авто с откидным верхом пережили очередной ренессанс после Второй мировой, когда американские солдаты вернулись на свою родину. Во Франции они насмотрелись на компактные и симпатичные родстеры, которые были ещё не востребованы в США. Спрос, как и положено, породил предложение, но спустя пару десятилетий любовь к кабриолетам охладела.
Неумолимое время и технические инновации обращали достоинства кабриолетов в их недостатки. Автомобили становились быстрее, а движение на дорогах — плотнее, поэтому и водителя, и пассажиров уже не устраивали ни шум, ни ветер, ни качество воздуха во время езды. Откидные крыши часто ломались, текли и постоянно требовали повышенного внимания, так что покупатели не были готовы с этим мириться.
Одновременно всё больше моделей оснащались кондиционерами, а в потолке был установлен люк, который позволял любоваться небом без «издержек», сопряжённых с открытым кузовом.
Росли и требования к безопасности личного транспорта. В 1975 году в Америке даже ввели специальный налог для владельцев кабриолетов, так как эти машины сочли потенциально более травматичными при ДТП. По итогу в стране значительно упал выпуск автомобилей без верха, а кабриолеты с родстерами рисковали кануть в лету.
Бренды напрягали своих маркетологов и инженеров, чтобы те придумали, как вернуть кабриолетам народную любовь. Автомобили с откидными крышами выпускали Opel, Ford, VW. Появился новый вид кузова — «тарга». Он являлся разновидностью двухместного родстера с жёстко закреплённым лобовым стеклом, дугой безопасности позади сидений, съёмной крышей и задним окном. Конструкция выглядела эффектно, да и шанс в случае чего сломать шею для пассажиров стал куда более призрачным, особенно если машина в результате аварии переворачивалась.
Сегодня кабриолеты не пользуются особой популярностью, но стабильно «держат» свои пару процентов на рынках тех стран, где климат позволяет ездить на машине с таким кузовом. Едва ли кабриолеты когда-нибудь исчезнут, потому что всегда найдутся ценители удовольствия и острых ощущений. А вообще, пока на свете есть хотя бы один мужчина, переживающий кризис среднего возраста, отыщется и новенький кабриолет, который можно будет ему продать.
Анонсирующее фото: motorlease.com