bagio-winter
Евгения Жилина

9 неожиданных фактов о «Титанике»

Даже спустя более сотни лет одна их самых трагичных историй прошлого века продолжает волновать современников, и из года в год всплывают все новые подробности о гибели «непотопляемого» лайнера.

Вы только представьте: на момент своей постройки «Титаник» был самым большим транспортным средством на планете. Гигантский пассажирский корабль был объявлен непотопляемым технологическим чудом. Само судно было очень красивым, вот только аварийные спасательные шлюпки немного портили общий холеный вид, так что с некоторыми было решено распрощаться.

14 апреля 1912 года, во время своего первого путешествия из Англии в Нью-Йорк, лайнер натолкнулся на айсберг и затонул. В ледяной воде оказались тысячи человек, так как в шлюпки сели немногим более 700 пассажиров (в основном, первого класса) и членов экипажа. Как позже посчитали эксперты, если бы шлюпки были загружены полностью, то спаслось бы еще пятьсот человек.

Нашумевший в 1991 году фильм «Титаник», посвященный катастрофе, показал ход трагедии: человеческое отчаяние и радость спасения, благородство и несправедливость, отчаянную храбрость и трусость. Хотя имена некоторых участников были изменены, по свидетельству очевидцев действительно имели место случаи, когда богатые пассажиры уступали место в шлюпке более бедным, когда женщины решали остаться на корабле и погибнуть вместе со своими мужьями и многое другое. Но в одной ленте невозможно полностью изобразить масштабные события вековой давности.

Сегодня мы расскажем несколько фактов о «Титанике, которые, наверняка, станут для вас новыми.

Не все суда откликнулись на призыв о помощи

Когда команда поняла, что случалось необратимое и лайнер идет ко дну, с «Титаника» стали посылаться многочисленные сигналы всем проходящим мимо кораблям. Проходившее неподалеку судно «Калифорниец», тем не менее на помощь не пришло, ввиду стечения обстоятельств: радио на корабле якобы было отключено в ночь, когда лайнер врезался в айсберг. Капитан «Калифорнийца» проснулся от вспышек сигнальных ракет, которые запускал «Титаник», но подумал, что это были просто фейерверки. К тому времени, когда, наконец, пришло сообщение SOS, было уже слишком поздно.

Впрочем, «Калифорниец» тоже недолго пробыл в этом мире — он затонул во время Первой мировой войны в ноябре 1915 года в результате попадания торпеды немецкой подводной лодки.

На «Титанике» погибли не только все музыканты, но и все инженеры

Все до единого инженеры на борту «Титаника» погибли — они остались на лайнере, чтобы поддерживать корабль в рабочем состоянии до самого конца. Огни судна погасли только тогда, когда он пошел ко дну, и это стало возможным благодаря неустанным усилиям корабельных технических специалистов, которые пожертвовали собой ради того, чтобы поддерживать электрогенераторы и насосы в рабочем состоянии, пока корабль тонул.

Кроме того, они не выключали радио, которое подавало сигналы бедствия до тех пор, пока корабль не затонул. Ни один из 25 инженеров не выжил. В английском городе Саутгемптон в память об их подвиге был установлен мемориал.

Мощный и неэкологичный

«Титанику» для движения требовалось много энергии. Чтобы вырабатывать 51 тыс лошадиных сил, необходимых для плавания этого могучего корабля, были установлены два поршневых паровых двигателя тройного расширения с турбиной Парсонса низкого давления, что было уникальным для того времени. Весь пар шел от угля, который перерабатывали через 29 котлов и 159 печей.

«Титаник» был настоящим экологическим кошмаром. Пересекая Атлантику, он ежедневно перерабатывал огромное количество угля. Если быть точным – 825 тонн в день! А потом, когда черное топливо сгорало, оставшаяся угольная зола сбрасывалась в океан в объемах 100 тонн в день. Непросто вообразить такие масштабы.

Огромный расход воды

Никто не спорит, что вода является основой для всего живого, но ее чрезмерные траты едва ли можно оправдать. А теперь представьте себе: каждые 24 часа гигантский корабль и его пассажиры использовали 53 тонны питьевой воды.

Само собой, такой расход в меньшей степени касался пассажиров третьего класса — едва ли они могли мечтать о душе во время плавания, ведь на несколько сотен пассажиров приходилось всего 2(!!!) ванные комнаты. Но вот обеспеченные люди никак не ограничивали себя в том роковом путешествии.

Роль всей жизни

Актриса Дороти Гибсон была одной из счастливиц, которым удалось спастись с тонущего корабля. Мало того, что ей удалось выжить в катастрофе, она также снялась в фильме «Спасенные с «Титаника», который был снят и выпущен всего через месяц после трагедии. Стремясь к достоверности в ныне утраченном фильме, Гибсон надела для съемок ту же одежду, что в ночь, когда корабль пошел ко дну.

Когда «Титаник» затонул, он не просто опустился на несколько тысяч футов — он отправился в путешествие к центру Земли. Глубина Атлантического океана на месте аварии составляла почти 4 километра! Поэтому точно обнаружить место «захоронения» лайнера удалось лишь в 1985 году, то есть через 73 года после трагедии.

Кстати, стоимость самого «Титаника» в пересчете на сегодняшний курс составляла примерно 190 млн долларов, а бюджет фильма Джеймса Кэмерона достиг 200 млн. Так что съемки фильма о крушении корабля стали оказались дороже его строительства.

«Титаник» был просто огромным

Трудно даже сегодня представить себе размеры и размах «Титаника». С 840 комнатами для пассажиров, судно, по сути, представляло собой 270-ми метровый плавучий небоскреб, который мог вместить ошеломляющие 46 328 тонн. Очевидцы говорили, что на десяти палубах этого гигантского корабля было очень просто заблудиться.

«Титаник» вез 850 бутылок крепкого алкоголя, 1000 бутылок вина, 15000 бутылок эля и 8000 сигар. Еще более впечатляющими кажутся перевозимые 75 000 фунтов мяса, 40 000 свежих яиц и 1200 литров мороженого.

«Классовая борьба»

Статистика говорит сама за себя: 61% пассажиров первого класса выжили, в то время как только 42% пассажиров второго смогли уцелеть. Хуже картина среди людей менее обеспеченных: лишь четверть пассажиров третьего класса дожили до того, чтобы рассказать о своей истории. Погибло всего 4 женщины, плывшие 1-м классом, и одна их них (Энн Элизабет Ишем) отказалась залезать в шлюпку без своего любимого дога.

Показательно, что в первую очередь в шлюпки садились женщины и дети, мужчины же в основном оказались джентльменами и спокойно пропускали их вперед. Большинство женщин выжили (75%), при этом по статистике после крушения лайнера спасся лишь один мужчина из пяти.

Не всегда все решают деньги

Один из богатейших людей в мире, полковник Джон Джейкоб Астор IV, был на борту «Титаника», когда тот шел дну. Когда его тело было найдено, у него в карманах лежал сегодняшний эквивалент 60 000 долларов. Старший сын полковника объявил поисковой команде награду за тело отца — 10 тыс долларов. (примерно 260 тыс. по сегодняшнему курсу) и сдержал свое слово.

Серебряный призер Олимпийских игр сэр Космо Дафф-Гордон выжил благодаря тому, что успел сесть в одну из первых спущенных на воду лодок, подкупил команду. Более того, опасаясь, что в шлюпку набьются еще люди или кто-то из оказавшихся в воде ее перевернет, он заплатил команде, чтобы поскорее убраться с места трагедии. В результате вместо 40 человек на спасательной шлюпке отплыли лишь 12.

Последняя пассажирка «Титаника»

Элизабет Глэдис «Милвина» была ребенком, когда вместе с родителями поднялась на борт «Титаника». Милвине было всего 2 месяца, когда ее завернули в пеленки и опустили в спасательную шлюпку. После крушения она стала самой долгоживущей из тех, кто уцелел в трагедии, и в 2009 году Элизабет умерла в возрасте 97 лет.

Среди спасшихся был один японец. Когда он вернулся домой, его высмеяли и подвергли остракизму за то, что он не пошел ко дну вместе с кораблем. На родине его называли бесчестным и обвиняли в том, что он переоделся женщиной, хотя этому нет никаких подтверждений. Масабуми Хосоно первоначально называли «счастливым японским мальчиком» в американских СМИ, но вскоре его заклеймили трусом за то, что он сел в спасательную шлюпку, предназначенную в первую очередь для женщин и детей (доказательств этому нет).

bagio-winter