rdsbanner
Роман Кузнецов

5 женщин в истории «Формулы-1»: кто из них смог завоевать очки?

«Формула-1» постепенно возвращается к концепции гендерного равенства, пусть и в своей очень специфической форме. За последние четверть века мы уже и забыли, что женщины когда-то соревновались на равных с мужчинами в главном виде автоспорта на планете.

В девяностые годы XX века и в первое десятилетие XXI века «Формула-1» не только сильно «ушла» в коммерческое развитие, предоставляя бизнес-гигантам площадку для рекламы на весь мир, но и довольно сильно укоренилась в своей концепции «мужчины-рыцари и дамы с платочками». Представить себе даже теоретически женский пол на стартовой решетке в качестве пилотов было просто невозможно. Напротив, пожалуй, именно в то время весь автоспорт достиг пика своей брутальной сексуальности и ярко выраженного мужского характера F1, когда на каждой машине присутствовали логотипы алкогольных и табачных спонсоров, а полуголые красотки буквально наваливались своими прелестями на все известные части машины.

Никакой речи о гонщицах не шло. Более того, в то время владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун относился к концепции «девушка за рулем формулы» с известным скепсисом, хотя никогда не отрицал: если дамы пробьются сквозь сито младших серий, он будет только рад. Однако даже на начальных этапах девушки сталкивались с холодным безразличием спонсоров и инвесторов, и даже талантливые гонщицы не могли получить свой шанс.

Пожалуй, по-прежнему одной из главных героинь в женском автоспорте остается Мишель Мутон. Она стала вице-чемпионом WRC в 1982 году, выиграла четыре этапа за карьеру и уже более двадцати лет ведет просветительскую деятельность.

В частности, в 2010 году она стала первым президентом Комитета женского автоспорта FIA.

Благодаря ей и смене власти «Формулы-1» мы постепенно начинаем видеть девушек в гоночном кокпите. И уже покойная Мария де Вилотта, и Сьюзи Вольфф, и Джейми Чейдвик, и Даника Патрик… София Флёрш, наша Ира Сидоркова — пока маленькими шагами, но девушки все-таки пробиваются в достаточно мужской вид автоспорта.

Думаю, вы уже поняли, насколько трудно попасть женщине в автоспорт, и тем более в «Формулу-1». Вашему вниманию пять гонщиц, которые смогли это сделать, а одна из них даже набрала единственные очки для женщин в гонках F1.

Мария Тереза де Филиппис: сезоны 1958, 1959

Полвека назад все было куда проще. На гоночных автомобилях катались только настоящие безумцы, и, как правило, это были или гении, или инженеры, или выходцы из богатых семей, которые решили заняться необычной деятельностью.

Мария Тереза де Филиппис родилась 11 ноября 1926 года в крайне обеспеченной итальянской семье. Будучи представителем аристократического общества в Италии, Мария изначально занялась конным спортом и скалолазанием, питая слабость к экстремальным видам спорта. Ее семья происходила из благородного рода в Неаполе, предок Марии носил титул «граф», и девушка могла выбрать, чем ей заниматься.

Когда нашей героине исполнилось 22 года, она захотела попробовать себя в автоспорте, причем с этим связана забавная история. Ее братья прямо сказали, что Мария никогда не сможет стать гонщицей, потому что это «занятие для мужчин», и она захотела поспорить с ними, что сможет пилотировать на высшем уровне. И девушка выиграла первую же гонку, в которой участвовала! На Fiat 500 она оказалась быстрейшей в заезде между Салерно и Кава ди Тиррени. Интересный факт: в национальном первенстве Италии Мария даже успела посоревноваться с Тацио Нуволари –—легендарный итальянский пилот считался лучшим гонщиком в довоенный период по версии многих экспертов.

«Я выиграла один из заездов Fiat Topolino. Помню как сейчас, люди очень возмущались, что девушка ездит за рулем. Я успела застать и Тацио, это была, кажется, его последняя гонка» — говорила Мария Тереза де Филиппис

Дальше — больше. Бывшая наездница и альпинист до 1953 года побеждала в классе Fiat Giannini, в 1954 году финишировала второй в престижной гонке того времени Giro di Sicilia, в 1956 году участвовала в гонке Mille Miglia, где соревновалась в том числе с действующими гонщиками «Формулы-1». К тому моменту Мария уже была победителем национального первенства Италии по автоспорту, и страна хорошо знала гонщицу. И здесь ей выпал «счастливый билет».

В 1957 году команда Maserati выиграла свой последний титул F1 вместе с Хуаном-Мануэлем Фанхио, и заявила об уходе из Королевского автоспорта. Тем не менее, машины итальянской марки остались в «Формуле-1», их активно использовали остальные команды, в том числе в 1958 году, в том числе итальянские. И самое главное: Марию заметил как раз… сам Фанхио! Именно он поспособствовал приходу гонщицы в Королевский автоспорт.

И, казалось, успех близок: на своей первой внезачетной гонке, «Гран-при Сиракуз», Тереза ди Филиппис с ходу финишировала пятой. Случись это на официальном этапе «Формулы-1», Мария получила бы очки, но… на Гран-при Монако 1958 гонщица не смогла пройти квалификацию, правда, вместе с ней это не удалось сделать и многим мужчинам. Забавный факт: Мария в том заезде все равно смогла опередить… бывшего руководителя «Формулы-1» Берни Экклстоуна, который в то время был гонщиком!

В дальнейшем Тереза ди Филиппис участвовала еще в трех Гран-при. Результаты: десятое место без очков и два схода. Не самые веселые итоги, кроме того, в 1958 году на Гран-при Франции погиб один из ее лучших друзей, пилот Ferrari в «Формуле-1» Луиджи Муссо.

В начале 1959 года Марию заметил Жан Бера — известный пилот, который выступал в команде Behra-Porsche. Он пригласил девушку в свой коллектив. Но и здесь случилась трагедия: Жан погиб в 1959 году в гонке поддержки перед Гран-при Германии. Это оказалось настоящим ударом для гонщицы.

«1 августа 1959 года мне сообщили, что Жана больше нет. Я была просто в шоке, и сразу же решила завершить карьеру. Никогда не могла подумать, что он погибнет, ведь Жан был превосходным гонщиком» — отмечала Мария Тереза ди Филиппис.

После 1960 года Мария Тереза де Филиппис надолго отошла от мира автоспорта, вышла замуж за австрийского научного сотрудника. Лишь в начале восьмидесятых годов Мария занялась общественной деятельностью, поддерживая женщин в автоспорте.

Гонщица тихо ушла из жизни 8 января 2016 года в возрасте 89 лет. Мир запомнил ее как пионера в самом мужском виде спорта в мире, и пусть Мария не смогла набрать очки, нельзя отрицать ее огромный вклад в развитие женского автоспорта. Итальянская пилотесса стала ролевой моделью для многих женщин на десятилетия вперед.

Лелла Ломбарди: сезоны 1974, 1975, 1976

Скромная девушка из итальянского Турина с боевым характером, Мария Грация Ломбарди родилась в 1941 году в достаточно скромной семье владельца мясной лавки. По словам Ломбарди, ее вдохновила стать гонщицей… девушка-таксист.

На очередном гандбольном матче (а Лелла с детства любила спорт) она получила довольно серьезную травму. По легенде, на остановке Ломбарди подобрала девушка на синем Fiat и понеслась по улочкам Турина с невероятной скоростью, чтобы быстрее доставить в госпиталь. Будущей гонщице так понравилось лавировать в дорожном потоке, что она сразу записалась на курсы вождения, вскоре получила права и начала свой гоночный путь.

Через какое-то время Ломбарди стала встречаться с молодым раллийным пилотом. Она стала его штурманом, но настоящая сенсация случилась тогда, когда однажды он предложил поменяться местами на одну гонку. И Мария Грация выиграла заезд! Скоро последовали новые успехи: Ломбарди выиграла «Формулу-Ford» в Мексике и ярко проявила себя в британской «Формуле-5000». Девушка была достаточно застенчивой, хотя и не боялась машинной грязи, всегда с большим воодушевлением меняла масло и свечи. Когда гонщица привлекла уже массовое внимание журналистов, то в одном из интервью она неожиданно назвала себя… Лелла. Это было детское прозвище Марии, с итальянского приблизительно означает «хищная». Так и появилась легенда Леллы Ломбарди по прозвищу «Тигрица».

В 1974 году Лелла не смогла пройти квалификацию Гран-при Великобритании, но осенью того же года встретила итальянского аристократа Витторио Занона, который неожиданно принял решение полностью профинансировать выступления Ломбарди в «Формуле-1», в составе команды March. И вот, в сезоне 1975 года произошло по-настоящему историческое событие в рамках F1 на Гран-при Испании, трассе Монжуик.

Еще в начале уик-энда выяснилось, что рельсы безопасности плохо закреплены по всей трассе, и многие гонщики выступили с предложением бойкотировать Гран-при. Пилоты потребовали привести трассу в надлежащий вид, однако организаторы заявили, что это «просто фантазии гонщиков» и все в порядке. Эмерсон Фиттипальди в итоге не сдержался, в нецензурной форме послал промоутеров «куда подальше» и улетел домой. Лелла Ломбарди квалифицировалась лишь на 24 месте из 26, и ей было тяжело рассчитывать на успех.

Уже на старте начал твориться настоящий хаос: Марио Андретти «вынес» Ники Лауду в первом же повороте, затем последовали аварии Донохью, потом вылет будущего чемпиона Williams Алана Джонса на шестом круге закончил свой заезд в стене Джеймс Хант. У Ронни Петерсона, как и у Джоди Шектера и ряда других пилотов отказали двигатели. Лелле Ломбарди повезло миновать все инциденты, и она постепенно продвигалась все выше и выше в таблице гонки.

Каждая из аварий вызывала тревогу у зрителей и участников заезда, потому что вопрос с безопасностью так и не разрешился. Трагический исход был предопределен: на 26 круге у Рольфа Штоммелена ломается крыло на прямой, он врезается в Карлоса Пасе и перелетает через заграждение. Пятеро человек убиты, включая журналистов, сам Рольф в критическом состоянии с многочисленными переломами был отправлен в госпиталь (Штоммелен выжил, но разбился насмерть в 1983 году в гонке на трассе Риверсайд — по злому стечению обстоятельств тоже из-за того, что на прямой оторвалось крыло).

Гонка остановлена, и при классификации пилотов выясняется сенсационный факт: на момент аварии Лелла Ломбарди шла на шестом месте! По правилам, если гонщики не преодолели половину дистанции, им начислялось 50% очков, и Лелла получила 0.5 очка вместо 1. Спустя более, чем 45 лет, Ломбарди остается единственной гонщицей в истории, которая смогла набрать зачетные баллы в «Формуле-1».

У Леллы была еще одна удачная гонка: на Гран-при Германии 1975, из-за массовых сходов финишировало всего лишь 10 пилотов. Ломбарди оказалась седьмой — всего лишь в шаге от очередных очков. Она опередила самого Марио Андретти, и где! На старой конфигурации Нюрбургринга, где через год в страшный инцидент попадет Ники Лауда https://somanyhorses.ru/istoriya-odnogo-gonshchika-niki-lauda/. Все признавали гоночный талант итальянской пилотессы.

1976 год не принес удачи гонщице, и она покинула Королевский автоспорт. Лелла выступала в различных гонках — «1000 километров Муджелло», национальном первенстве и даже заявилась на одну гонку NASCAR. К сожалению, личная жизнь гонщицы не сложилась, и в 1992 году она скоропостижно скончалась от агрессивной формы рака в возрасте 50 лет.

Но «Формула-1» навсегда запомнила единственную гонщицу в истории, которая смогла набрать очки в Королевском автоспорте.

Дивина Галица: сезоны 1976, 1978

Британская гонщица польского происхождения, прежде всего она прославилась в горнолыжном спорте. Дивина родилась 13 августа 1944 года в Хартсмире, и с детства увлекалась лыжами. Галица принимала участие в трех Олимпийских играх в составе сборной Великобритании в 1964, 1968 и 1972 годах, два раза в качестве капитана.

После 1972 года 28-летняя спортсменка увлеклась автоспортом. Она познакомилась с владельцем трассы Брэндтс-Хэтч Джоном Уэббом, который пригласил ее прокатиться на машине «Формулы-1» в рамках Motor Racing Stables, и с этого момента началась ее гоночная карьера.

Дивина хорошо себя показала на различных тестах, и уже в 1975 году выступала в чемпионате Formula Ford и Ford Escorts, показывая хорошие результаты, победила в чемпионате Escort Ladies Championship. Однако основным чемпионатом для нее оставался Shellsport International Series, где Дивина могла соревноваться с мужчинами на технике Surtees F1. В итоге в 1976 году Галица была приглашена на свою единственную гонку «Формулы-1» в сезоне, Гран-при Великобритании.

Мы могли увидеть историческое событие: сразу две женщины, Дивина Галица и Лелла Ломбарди, участвовали в квалификации к Гран-при Великобритании 1976, но обе не смогли пройти отбор и стартовать в гонке.

Дивина вернулась к участию в чемпионате Shellsport International Series, также выступила в шоу «Гонка Чемпионов» вместе с Джеймсом Хантом и Марио Андретти. И, новая попытка!

В 1978 году одна из главных компаний-производителей фотоаппаратов и другой техники Olympus выступила с предложением спонсировать выступления британской гонщицы в составе команды Hesketh. Дивина Галица приехала на первые две гонки сезона «Формулы-1» — Гран-при Аргентины и Гран-при Бразилии, но не смогла пройти квалификацию. Дивина выступила чуть позже на International Trophy на трассе Сильверстоун, и на этом ее формульный путь был окончен.

«Журналисты постоянно ждали от меня всевозможные женские истории, а я просто хотела гоняться. В какой-то момент я поняла, что эти двери закрыты, и я хочу жить более интересной жизнью, чем радоваться статусу женщины в автоспорте». — отмечала Дивина Галица.

В конце 1980-х годов XX века Галица участвовала в гонках грузовиков, в 1992 году Дивина приняла участие в своих четвертых Олимпийских играх, в категории speed skiing, показав скорость в 120 миль в час (что равняется 193 км/ч). В данный момент Галица спокойно проживает в США, периодически принимая участие в памятных событиях и исторических заездах.

Дезире Уилсон: сезон 1980

Еще одна интересная героиня в нашем списке. Забегая вперед, пожалуй, ее с натяжкой можно включить в список «гонщиц «Формулы-1», но формальное право у нас есть! И если не брать во внимание F1, возможно, Дезире — самая сильная гонщица из нашего списка.

Девушка родилась 26 ноября 1953 года в ЮАР. Факт: Уилсон остается единственной гонщицей, которая выиграла гонку за рулем машины «Формулы-1»… Правда, это была не гонка чемпионата F1, а этап недолговечного чемпионата British Aurora F1 Championship. Но она действительно была за рулем техники Королевского автоспорта, когда пересекла первой финишную линию на трассе Брэндтс-Хэтч!

К тому же Дезире считается самой титулованной женщиной в автоспорте! Лицензия CART IndyCar, победы в гонках «1000 километров Монцы» и «6 часов Сильверстоуна», участие и победы в национальном первенстве, хотя Уилсон и не добилась значимых результатов в Королевском автоспорте, как, например, Лелла Ломбарди, в остальном список ее гоночных достижений внушает настоящий трепет как женщинам, так и мужчинам.

Дезире уже в 14 лет побеждала в картинговых гонках, в 1972 году успешно участвовала в южноафриканском чемпионате «Формула-Vee», в 1975 и 1976 годах победила в чемпионате «Формула-Ford» в ЮАР, и ей официально выдали путевку в европейские автогоночные чемпионаты. А ведь ей лишь слегка перевалило за 20 лет!

В 1978 году Уилсон уже участвовала в гонках Formula One March 751, а с 1979 года — в Aurora AFX F1 Championship, или проще говоря, британской «Формуле-1» (чемпионат Великобритании на технике F1, не путать с «Формулой-1»).

Чемпионат оказался нежизнеспособным, однако был большой кратковременный взрыв популярности, причем в 1980 году его выиграл Эмилио де Вилотта, отец гонщицы Марии де Вилотты, которая являлась тест-пилотом команды F1 Marussia. Как многие помнят, Мария скончалась в результате последствий трагического инцидента 2012 года.

Но возвращаемся к нашей героине. В 1980 году Дезире получила шанс поучаствовать в гонке главной «Формулы-1» — Гран-при Великобритании! Но лишь на болиде команды Williams 1979 года. Предсказуемо, старая техника не могла справиться с новыми «монстрами» на решетке F1, и Уилсон не смогла пройти квалификацию. Так и закончился ее путь в Королевском автоспорте. Тем не менее, девушка навсегда осталась в официальных протоколах F1.

Впоследствии гонщица участвовала в чемпионате IMSA, «24 часа Ле-Мана», гонках CART и SCCA. Особенных успехов Дезире больше не добивалась, однако и Кен Тирелл, и многие другие видные деятели автоспорта замечали, что главная проблема Уилсон заключалась в том, что она — женщина, и никто не хотел спонсировать ее выступления. Если бы Дезире выступала в XXI веке, возможно, ее успехи на таком высочайшем уровне имели бы иной отклик.

В наши дни Уилсон жива и периодически участвует в автоспортивном фестивале Goodwood Revival.

И если у вас остались какие-либо сомнения в твердости характера нашей героини: именно она была напарником Гордона Смайли в гонке Indy 500 1982, когда Гордон погиб в страшной аварии. И хотя Дезире тогда не прошла квалификацию, она приехала на опасную гонку и в 1983.

Сильная, и, главное, быстрая девушка, которая вписала свое имя в историю официальной классификации «Формулы-1».

Джованна Амати: сезон 1992

Последняя гонщица в истории «Формулы-1» на данный момент. К большому сожалению, Джованна известна скорее своей личной жизнью и известностью своего отца, одного из самых влиятельных бизнесменов в Италии Джованни Амати, чем гоночными результатами. И все же Джованна дошла до F1, пусть и специфическими методами.

Будущая гонщица родилась 20 июля 1959 года. С 15 лет Амати влекла скорость — в частности, втайне от родителей она уезжала с друзьями на собственном байке. Самая громкая история в жизни Джованны случилась 12 февраля 1978 года — ее похитила группа бандитов во главе с Жан Даниэлем Нието. Это одна из самых темных историй в криминальной жизни Италии.

Одни источники утверждали, что это связано с деятельностью ее отца (которая могла быть не совсем легальной). Некоторые считали Нието и его банду маньяками, и уже готовились хоронить Джованну. Но были и те, кто утверждали, что между Жан Даниэлем и Джованной существовала романтическая связь — девушка влюбилась в хулигана, который оказался втянут в совсем темные дела.

В итоге за Амати был выплачен выкуп в 800 миллионов лир, Нието поймали и приговорили к 18 годам тюрьмы. При этом Жан Даниэль утверждал, что никогда бы не обидел Амати, и у него с ней были романтические отношения. Итальянские СМИ были и вовсе в шоке, когда Джованна позже назвала себя в прессе «Иудой» и отказалась комментировать эти события, что многие восприняли как частичное признание девушки в том, что она просто захотела отомстить возлюбленному по какой-либо причине. Хотя Жан Даниэль был далеко не ангелом — разбойные грабежи, причинение телесного вреда и тогда далее по списку (кстати говоря, в 1989 году он сбежал из тюрьмы, а снова его поймали лишь в 2010 году, но это отдельная история уже не об автоспорте).

Самые громкие гоночные успехи Джованны Амати случились в 1985 году — она выиграла несколько гонок итальянской «Формулы-3». В 1987 году она перешла в более сильную «Формулу-3000»… где за три гонки она смогла пройти квалификацию лишь один раз. До 1990 года результаты итальянской гонщицы были плачевными — она лишь иногда проходила квалификацию, и финишировала часто за пределами второй десятки.

Есть еще одна темная история о Джованне, которую тиражировали в начале девяностых годов XX века. Амати отличалась специфическим характером и не терпела, когда ее обгоняли на трассе.

«На прошлой гонке я обогнал Джованну на круг, и когда это сделал, то немного широко зашел на внутренний апекс, но ничего неординарного, там не было жесткого контакта. После гонки она подошла ко мне со спины и попыталась ударить бутылкой, спасибо моей команде, что успели остановить ее. А в Брэндтс-Хэтч в повороте на скорости 250 км/ч она повернула руль в мою сторону, и я попал в самую серьезную аварию в своей жизни. Коробку передач оторвало от двигателя, я чудом выжил. А когда я пошел к Джованне за разъяснениями, она стала что-то говорить на итальянском, делая вид, что не знает английского. Это было ужасно» — вот, что рассказывал участник «Формулы-3000» Фил Эндрюс о гонке на Брэндтс-Хэтч 1990 года.

Многие эксперты тогда сошлись во мнении, что в действиях Амати мог быть умысел, но разбирательство так и не началось.

В 1991 году Джованна Амати не без помощи отца смогла договориться…с Флавио Бриаторе о частных тестах за рулем Benetton. В итоге на сезон 1992 года Джованна договорилась о выступлениях в команде Brabham за рулем F1 под солидные финансовые влияния со стороны своей семьи, хотя к тому времени ее гоночные результаты уже много лет стремились к нулю.

Итог оказался предсказуемым: Джованна три раза подряд не смогла пройти квалификацию, и ее уволили из команды.

В настоящее время женский автоспорт продолжает развиваться как во всем мире, так и в России. Международная автомобильная федерация FIA развивает инициативы по привлечению прекрасного пола в автоспорт, стимулируя и мотивируя различные гоночные академии работать с юными талантами среди девушек.

Уже в 2021 году наша Ира Сидоркова примет участие в первом официальном женском чемпионате FIA, W Series, где будет соревноваться с другими гонщицами на равной технике. И, возможно, в будущем именно гонщица из России станет следующей девушкой в истории Королевского автоспорта.

rdsbanner