bagio-winter
Анна Криворучко

5 советов для безопасной зимней езды

Делимся полезными советами и лайфхаками для тех, кому снег и лед на дороге — все еще помеха.

Многие автолюбители с замиранием сердца ждут первых заморозков и снегопадов. Но для одних это, скорее, приятное предвкушение, а для других — настоящее испытание на прочность. Как бы кто ни относился к заснеженным проспектам, сложно отрицать, что зимой водителю нужно гораздо внимательнее следить за дорогой и каждой клеточкой тела чувствовать поведение своего автомобиля, а заодно предугадывать неочевидные маневры соседей по потоку.

Фото: fonstola.ru

Кто-то справляется с такой задачей на отлично, но, судя по статистике аварийности, таких все же меньшинство. Это и неудивительно, особенно в первые пару недель после того, как стихия «положила на лопатки» коммунальные службы города. Пробуксовки настигают буквально на каждом метре пути, а для того, чтобы просто поехать прямо, приходится прикладывать недюжинные усилия. Про искаженное восприятие дистанции и душераздирающий скрежет ABS и вовсе лишний раз напоминать не хочется. Потерять самообладание и занервничать в тяжелых погодных условиях очень просто, даже когда вы уверены в машине и своих навыках. Если же практического опыта экстремальной езды недостает, то риск лишиться контроля над машиной куда выше. Чтобы этого не произошло, мы собрали несколько полезных рекомендаций о том, как вести себя на зимних дорогах.

Что делать при заносе и сносе

Для начала имеет смысл разобраться в терминологии. Заносом называют скольжение задней оси, а сносом — передней. И одно, и второе «событие» могут привести к потере управления, но «симптомы», как и методы «спасения» ситуации, разные. Для начала разберемся с заносом.

Занос

Почувствовать нестабильность задних колес совсем несложно — корма практически моментально начинает пытаться обогнать капот. Действовать в таком случае нужно незамедлительно, ведь все развивается молниеносно. Первое, что нужно сделать — повернуть передние колеса в сторону заноса. При этом важно следить, чтобы они не просто компенсировали уход с траектории, но и «смотрели» в том направлении, куда автомобиль должен двигаться. В противном случае контрруление может только усугубить ситуацию, отправив машину на встречную полосу или в кювет. Если все сделать вовремя, «поймать» машину можно всего одним движением. Но, к сожалению, водители часто опаздывают. В таком случае следить за нулевым положением руля уже некогда и, возможно, выбравшись из первого заноса, придется повторить те же манипуляции, но в обратную сторону с меньшей амплитудой.

При этом работа с педалью газа не менее важна, чем рулевое управление. На переднем приводе тяга играет с водителем в одной команде, поэтому, когда колеса будут смотреть в правильную сторону, нужно просто прибавить газ — так автомобиль легче стабилизировать.

Фото: somanyhorses.ru

С задним приводом все иначе — передав больше мощности на ведущие колеса, автолюбитель рискует добавить заносу амплитуды. Резко бить в тормоз или целиком «бросать» правую педаль тоже не лучшая затея — так покрышки лишатся остатков сцепления, и машина станет практически неуправляемой. Единственно верное решение — сбавить газ на 60-70 процентов. Так удастся безопасно погасить часть скорости и при этом не утратить контроль. Эти манипуляции, кстати, подходят и для полного привода.

Снос

Распознать снос передней оси еще проще, чем задней. В такой ситуации автомобиль перестает слушаться руля и, как следствие — поворачивать. Слететь с изгиба дороги довольно неприятно, и первое, что инстинктивно пытается сделать водитель — компенсировать недостаточную поворачиваемость доворотом колес. К сожалению, на пользу это не пойдет — и без того слабое сцепление станет еще меньше из-за снизившейся площади пятна контакта. Верное решение в такой ситуации — наоборот, немного выпрямить руль. В большинстве случаев в сносе виноват не только плохой «зацеп», но и чрезмерная скорость. На переднем приводе можно немного отпустить газ, а затем повторно нажать его. Вместе с корректировкой руля это либо вернет управление полностью, либо, как минимум, позволит скорректировать радиус поворота на более узкий. Задний и полный приводы лучше оставить на сброшенном газу до конца маневра — переменная тяга может добавить к сносу еще и занос.

Фото: avto.goodfon.ru

Но есть и безотказное решение для любой ситуации — экстренное торможение с рулем в «нулевом положении». Даже со срабатывающим ABS автомобиль продолжает замедляться, но при этом не блокирует колеса, оставляя возможность для маневрирования. Сохранить машину «в полосе», скорее всего, не удастся, но контролируемо съехать в сторону обочины — вполне.

Что делать при перестроениях

Если просто ехать прямо, с автомобилем, скорее всего, ничего критичного не случится. Но все может измениться, если попытаться «перейти» на другую полосу движения. Вектор скорости будет по-прежнему направлен вперед, а вот колеса повернутся. Это уже само по себе создает дисбаланс. Добавить экстрима может разница покрытий, когда, например, колея прокатана до асфальта, а между рядами — скользкая и вязкая снежная каша. В таком случае коэффициент сцепления у покрышек будет разный, и машину может закрутить вокруг той, что крепче других «держится» за дорогу.

Фото: family-auto.ru

Конечно, совсем без перестроений обойтись ни при каких условиях не получится, но в непогоду лучше свести их количество к минимуму, а сам маневр выполнять с минимальным отклонением руля и постоянной тягой. Максимум, что можно себе позволить — на 5-10% отпустить педаль тогда, когда первое из ведущих колес коснется асфальта. Так машина останется стабильной и не преподнесет неприятных сюрпризов.

Нужна ли система стабилизации

Ответ кажется очевидным, ведь электроника помогает сохранять курс даже на сложных покрытиях и компенсирует неточности водителя при управлении. Безусловно, эта система важная и нужная, так что на дороге режимом Traction, а уж тем более DSC OFF лучше не злоупотреблять.

Фото: somanyhorses.ru

Но из любых правил бывают исключения. Электроника при всей ее современной совершенности не всегда хорошо «ведет себя» с глубоким, рыхлым снегом. Она реагирует на пробуксовку — совершенно нормальную и даже нужную в такой ситуации — и гасит крутящий момент, практически останавливая автомобиль. Из-за этого он намертво вязнет в сугробе. Поэтому, чтобы не терять инерцию и иметь шанс проскочить трудный участок, перед ним систему лучше ненадолго «усыпить». Главное — при выезде на относительно нормальную дорогу включить ее обратно.

Как работать рулем

Еще в первом пункте мы рассказывали о важности быстрых и точных движений. Но скорость часто преподносят как синоним резкости, а это в корне неверно. Летом на сухой дороге слишком «рваные» команды автомобиль воспринимает более или менее корректно, но как только сцепление становится неоднородным, машину от такого обращения начинает раскачивать. Логичным продолжением может стать занос и потенциально аварийная ситуация. Особенно это заметно на участках с постоянно меняющимся покрытием, например, с местами обледеневшим асфальтом. Если излишне резкая смена направления придется на участок гололеда, одно колесо «поскользнется» и машина непременно захочет с вами «повальсировать».

Фото: i.ytimg.com

Избежать подобных неприятностей просто. Достаточно орудовать рулем плавно и не допускать дерганности в управлении. Так и транспорт, и его водитель будут спокойнее и уравновешеннее.

Как избежать классических зимних трудностей

Погода, безусловно, частенько преподносит сюрпризы, но и сами автовладельцы временами удивляют ничуть не меньше. Повторяющихся из года в год инцидентов чаще всего можно избежать — достаточно просто соотнести возможности автомобиля с окружающей реальностью. Через час после снегопада нет смысла искать городскую парковку на машине с клиренсом, стремящимся к нолю, ровно так же, как и пытаться преодолеть снежные отвалы на выезде из двора. Самое безобидное во втором случае — «повисание» на днище, но такие «упражнения» могут легко оставить транспорт, например, без переднего бампера. Тяжелее всего подстроиться под дорожную ситуацию обычно владельцам полноприводных ТС — разномастные джипы и кроссоверы, на первый взгляд, легко преодолевают все трудности, но на деле это касается только набора скорости и проходимости. Когда же наступает время останавливаться, проблемы у них точно такие же, как и у моноприводных «собратьев».

Фото: vsegda-pomnim.com

Таких примеров можно найти еще много, поэтому не забывайте, что возможности машины иногда могут закончиться куда раньше, чем вы этого ожидаете. Внимательность, собранность и осторожность за рулем — важные атрибуты в любое время года, да и большинство этих советов пригодятся все 365 дней в году. Поэтому не забывайте работать над своими навыками и не стесняйтесь выбирать альтернативный вид транспорта в непогоду. Это может быть не только быстрее, но и безопаснее.


Анонсирующие фото: somanyhorses.ru

bagio-winter