bagio-winter
Анна Криворучко

5 российских электромобилей: настоящее и будущее

Рассказываем, какие «электрички» от отечественных брендов можно купить уже сегодня и к чему автолюбителям стоит присмотреться в будущем

Как бы мы ни тосковали по мурлыкающим атмосферным V8 и ни восхищались «мускулистыми» красавцами прошлого, прогресс неотвратим. Каждый год автомобильная отрасль меняется, и вектор её развития был очевиден ещё с полтора десятка лет назад: «чистое» топливо и максимум внимания к экологии. Рабочие объёмы ДВС неумолимо сокращались, пока история не ушла на новый, «зелёный» виток. Что ж, вот мы и в будущем, где совсем скоро бразды правления окажутся у электромобилей.

Крупнейшие производители удивительно быстро перестраивают процессы, заодно вкладывая огромные средства в исследования и оптимизацию. На данный момент настоящими флагманами новой ветви отрасли по праву можно назвать бренды из Поднебесной. Европейские и американские гиганты тоже стараются не отставать, но как насчёт российских заводов?

Безусловно, никто не рассчитывал в короткий срок увидеть десятки инновационных моделей, тем более в условиях нашего климата «электричкам» приходится несладко. Однако уже сейчас на дорогах можно встретить экземпляры с шильдиками «внутреннего» происхождения.

Evolute

Первой уверенной ласточкой стал именно этот производитель. Evolute запустил масштабную сборку электромобилей в России в 2022 году. Разумеется, она крупноузловая, да и «двойники» нашего бренда давно сходят с конвейера в Китае, но тем не менее. Формально на кузовах красуется отечественный шильдик, финальный вид модели обретают на заводе «Моторинвест» под Липецком, а значит, и с высокими пошлинами проблем не будет, и в программу господдержки «электричка» попадает. На данный момент свободно продаются три модели.

Базовый i-PRO имеет рядовые для седана характеристики: 150 л.с., 210 Нм крутящего момента и батарею на 53 кВт*ч, позволяющую проехать до 433 км. РРЦ на момент написания — 2 990 000 рублей. Но не забываем про субсидии и возможность получить неплохую скидку от дилера.

Следующий в линейке кроссовер i-JOY. Он тоже не поражает воображение, но и не уступает по «начинке» бензиновым конкурентам того же сегмента. В нём 163 л.с. и 195 Нм на передних колёсах. Батарея аналогичная i-PRO, однако запас хода чуть скромнее — 407 км. РРЦ на него уже значительно выше — 3 995 000 рублей, но благодаря субсидии можно снизить стоимость примерно на 900 тысяч рублей.

Куда более привлекательным выглядит футуристичный i-SKY. Он мощнее — 204 л.с., в пике момент достигает 340 Нм. Правда, авто осталось переднеприводным, а до «сотни» разгоняется только за 8,6 секунды. Зато ёмкость батареи немного подросла — до 85,8 кВт*ч. Это обеспечит до 511 километров на одной зарядке. РРЦ на такую — 4 920 000 рублей, но держим в голове субсидии.

Совсем скоро в продаже появятся ещё три модели: довольно резвый i-JET, семиместный i-SPACE и даже минивэн i-VAN.

«Москвич»

Своеобразный феникс отечественного рынка, возродившийся благодаря JAC JS4. И пусть в «Москвиче 3» и китайском «брате» не найти визуальных отличий, собирается некогда легендарная марка у нас. Формальный статус локального производителя, как и в случае с Evolute, позволяет чуть больше вольностей в ценообразовании. Но что важнее — даёт новый старт заводу, а это вселяет надежду на грядущие свежие, оригинальные автомобили.

На данный момент в активе «Москвича» три модели: бензиновый кроссовер с индексом 3, новенький седан 6 и электрическая версия паркетника —3е. Чудес производительности от относительно бюджетного «малыша» никто не ждал. Он развивает 193 л.с., а на колёса «отдаёт» 340 Нм. С батареей на 65,7 кВт*ч машина может проехать «от зарядки до зарядки» до 410 км. Рекомендованная стоимость — 3 950 000 рублей. Он, как и выходец с юга, участвует в госпрограмме.

Но, помимо обкатанных за границей моделей, наши производители активно работают и над собственными проектами.

E-Neva

Полностью отечественная «электричка» разрабатывается «с нуля» концерном «Алмаз-Антей». Первый самоходный прототип кроссовера представили ещё в 2022 году, но до розничных продаж модель вряд ли доберётся раньше 2026 года. Согласно актуальной информации, сборка должна начаться на базе бывшего завода Toyota в Северной столице. К слову, помимо электрических версий в планах оборонного гиганта есть гибриды. Последовательная силовая установка обеспечит увеличенный запас хода, но важнее, что работать она будет не на привычном бензине, а на сжатом газе (предварительно — водороде).

По существующим данным, стартовая версия будет развивать скорость до 197 км/ч и иметь запас хода до 460 км. Возможно, ближе к старту сборки показатели изменятся. Надеемся, в лучшую сторону.

L-Type

Одной моделью концерн ограничиваться не стал и в дополнение к массовой (в перспективе) модели создал ещё одно транспортное средство. Чисто технически L-Type — тяжёлый квадроцикл. Схожее по философии решение мы уже видели у Renault — несуразный Twizy.

Российский автомобиль (всё же отнесёмся к нему как к машине) предназначен в первую очередь для удобных перемещений по городу. L-Type должен появиться в каршеринге, такси и службах доставки. В зависимости от целей он будет выпускаться в «грузовом» и двухместном (без учёта водителя) исполнениях.

Вместить больше человек не получится — длина сверхкомпактного электромобиля всего 2,5 метра. На одной зарядке L-Type сможет проехать порядка 200 километров, а элементы батарей обещают сделать быстросъёмными (в теории на замену потребуется всего около пяти минут).

Проект выглядит перспективно для транспортных компаний, курьеров, почты и городских служб. Будет ли новинка удачной, узнаем совсем скоро: старт производства запланирован на этот год на базе всё того же завода в Шушарах.

LADA e-Largus

Название вас не обманывает. Это действительно привычный «каблук» Largus, но на электрической тяге. Поразительно, но старая платформа «подружилась» с батареей и не потребовала принципиальных изменений. В салоне большая часть убранства также осталась нетронутой, за исключением разве что приборной панели и рычага коробки передач — теперь на месте «палки» красуется шайба.

15 декабря 2023 года стартовало производство первой опытной партии этих машин. В серию «трудяга» должен отправиться уже в мае этого года. В продаже появятся пассажирские и грузопассажирские исполнения «Ларгуса». Ожидается, что в базовой версии запас хода составит около 300 км, а с дополнительным аккумулятором он может «дотянуть» до 400 км. Мощность мотора заявлена на уровне 68 л.с., но электротяга по расчётам обеспечит разгон до 100 км/ч быстрее 10 секунд.

К слову, доля локализованных компонентов — около 50%. Это настоящий рекорд. Но в планах партнёра АВТОВАЗа (ГК «Итэлма», занимающейся разработкой силовой установки) остаётся важный пункт: наладить выпуск аккумуляторных ячеек. Это буквально развяжет руки и позволит адаптировать батареи под самые разные потребности самостоятельно.

«Атом»

Один из самых впечатляющих отечественных стартапов последнего времени. Сравнительно небольшая (всего порядка 500 человек) команда рискнула попробовать создать технологичный автомобиль будущего с уникальной философией. Примечательно, что начали они с абсолютного нуля: ни зарубежных прототипов, ни готовых производственных мощностей. Сначала родилась концепция — своеобразный гаджет с VR на колёсах, а дальше закрутилось: собственная операционная система, эксклюзивные технические решения, проектирование тяговой батареи в партнёрстве с дочерним предприятием «Росатома» и АО «КАМА», своя платформа российской разработки.

«Рождение» любой машины — длительный и очень сложный процесс, а хорошей тем более. Однако компания, похоже, справляется. Концепт был готов в 2022, а в 23-м нам показали 10 функциональных образцов и открыли предзаказ. На этот год планы не менее впечатляющие: должно быть подготовлено серийное производство, которое позволит сойти с конвейера первому «Атому». К 2025-му городских «малышей» собираются начать выпускать массово, а к 2030-му мечтают внедрить полноценный автопилот.

Электрокары можно как любить, так и ненавидеть, но факт остаётся фактом: машины с ДВС постепенно уходят в историю. Станут ли батарейки достойной заменой «грязного» топлива, или скоро вместо аккумуляторов вернутся баки, в которых будет «плескаться» газ под давлением, покажет только время. Как бы то ни было, «электрички» сегодня в тренде, и мы верим, что существующие и проектирующиеся на наших заводах модели — только робкое начало новой и успешной российской автомобильной истории.


Анонсирующие фото: user6702303 on Freepik

bagio-winter