bagio-winter
Яков Фрудгарт

Инжектор, или двигатель нужно кормить

Устройство самого распространённого узла автомобиля может казаться сложным и, в тоже время, простым. Вам не нужно знать досконально, как он работает, но основные моменты мы расскажем.

Откуда ты появился?

Далёкий 1951 год подарил автомобильной индустрии устройство, благодаря которому все современные автомобили могут двигаться. Компания Bosch и Mercedes стали в разное время родителями этого блока. Тогда никто не догадывался, что вскоре инжектор вытеснит карбюратор из подкапотного пространства. Но хватит истории, пора раскрывать суть.

Что такое инжектор

Если совсем просто, то инжектор – это часть системы подачи топлива. Топливо (жидкое или газообразное) впрыскивают в цилиндры под давлением.

Есть 2 вида инжекторов, которые зависят от места установки и принципа работы этой системы.

      Моновпрыск - одна форсунка, подающая топливо во все цилиндры
      Распределённый – множество форсунок, которые отвечают за свой цилиндр.

Распределённый впрыск тоже не так прост, как кажется, и у него есть свои виды, которые зависят от типа попадания топлива.

      Одновременный впрыск - топливо подаётся в цилиндры одновременно.
      Прямой впрыск - топливо попадает напрямую в камеру сгорания.
      Попарно-параллельный впрыск – форсунки работают друг за другом. Одна открывается перед подачей топлива, вторая после подачи.
      Фазированный впрыск – каждая форсунка открывается строго перед началом впрыска топлива.

За и против

Безусловно, сравнивать инжектор с карбюратором в современном мире бесполезно, но нужно знать систему в лицо. Топливо поступает в камеру сгорания, в которой оно смешивается с воздухом. За это отвечает форсунка. Она дозирует порцию бензина на один факт впрыска. За счёт этого увеличивается мощность транспортного средства и снижается расход топлива. Инжекторы чувствительны к изменениям нагрузки на двигатель и поэтому моментально реагируют на это изменением количества подачи топлива. Автомобиль в холодное время можно не прогревать, а экологичность выхлопа незначительно повышается.

Без минусов такая система тоже не обходится. Автоматизация впрыска топлива – это не всегда преимущество. Если инжектор внезапно сломается, просто так починить его бывает сложно.

Дополнительно к этому, инжектор требователен к качеству топлива, и в случае поломки по причине плохого топлива детали придётся только менять.

Внутреннее устройство

Для проникновения во внутренности инжектора нужно понимать, из чего он состоит. Об этом сейчас мы и расскажем.

      ЭБУ – электронный блок управления. Занимается управлением работы всей системы двигателя на основании разных данных. Дополнительно этот блок диагностирует неисправности и зажигает лампочку «Check Engine».
      Регулятор давления – подаётся постоянное давление на форсунках.
      Форсунки – отвечает за подачу топлива в цилиндры и бывают нескольких видов: электромагнитные, электрогидравлические и пьезоэлектрические.
      Бензонасос под давлением подаёт топливо в форсунки, тем самым снижая риск образования воздушных пробок.

Помимо вышеперечисленного, в системе присутствуют датчики, которые мы перечислим ниже:

      Датчик детонации расположен в самих цилиндрах, при детонации по нему проходят вибрации. В виде свободного тока передает информацию на ЭБУ.
      ДПДЗ реагирует увеличением датчика или его падением, при смене поворотного угла заслонки дросселя.
      Датчик фаз сообщается с блоком управления и с цилиндром. Благодаря этому блок управления подает необходимое напряжение в цилиндр при зажигании и совершает управление тактами.
      Датчик массового расхода воздуха состоит из двух платиновых нитей (первая свободно обдувается потоками воздуха, а вторая герметично изолирована). Блок управления подсчитывает температуру и массу воздуха за счет разницы температуры и сопротивления на двух нитях.
      ДПКВ (положения коленчатого вала), или датчик Холла, позволяет определять положение коленчатого вала. Основной принцип работы в том, что зубчатое колесо, расположенное на валу двигателя, вращается вокруг магнита. При искажении магнитного поля датчик создает импульсы внутри катушки и передает их в блок управления. В соответствии с полученными импульсами ЭБУ определяет положение коленвала.

Все форсунки соединены в единую систему, которая называется топливной рампой. С помощью бензонасоса за счет излишнего давления внутри системы топливо подается в систему. После чего открывается клапан, и топливо из форсунки поступает в цилиндр (чем дольше открыт клапан, тем больше топлива подается и, соответственно, обороты будут выше). Количество поступающего топлива непосредственно зависит от количества воздуха, поступающего в цилиндр.

О плохом

Учитывая технологическую сложность инжекторной системы подачи топлива, следует внимательно относиться к её состоянию и обслуживанию. Выход из строя одного из компонентов нарушает работу всей системы, а для устранения проблемы необходима внимательная диагностика и соответствующий ремонт. Рассмотрим наиболее распространенные неисправности. В инжектор не поступает топливо. Скорее всего, неисправность находится на стороне топливной магистрали. Частой причиной является поломка топливного насоса, засоренный топливный фильтр или физическая непроходимость участка магистрали. Увеличение расхода, вероятнее всего, связанно с засорением выходных отверстий форсунок. Отложения нарушают форму выбрасываемой струи со всеми вытекающими последствиями, в том числе и увеличенным расходом. Холостой ход периодически пропадает в результате нарушения целостности воздушных каналов или поломок регулятора холостого хода, расположенного в области дроссельной заслонки. А неисправный датчик положения дроссельной заслонки может приводить к избыточной подаче топлива. Неправильная работа других датчиков (кислорода, температуры охлаждающей жидкости и пр.) также негативно отражаются на работе всего силового агрегата.

bagio-winter