Давай сразу к делу, самолетом управлять тяжелее, чем автомобилем?

Да, хотя бы потому что надо быть профессионалом, чтобы управлять самолетом.

Существуют ли в небе правила «дорожного» движения?

Конечно! Надо удерживать заданную скорость, слушать диспетчера, вести переговоры. Например, диспетчер подсказывает, какую дистанцию надо держать с впереди идущим самолетом.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

А в небе есть полосы, как на дороге?

Это называется воздушный коридор. Диспетчер каждому дает предписанный летным заданием эшелон. Иногда диспетчер может попросить немного спуститься или сбросить скорость. Чаще всего это просят сделать на подлете в аэропорт, так как существует «очередь», случаются такие вот «пробки». Мы снижаем высоту как бы по этажам, делая круг. Обычно это длится не более 15-20 минут.

Неужели пробки бывают не только на земле?

Скажу больше, во время посадки диспетчер может даже попросить уйти на второй круг, потому что предыдущий самолет может долго останавливаться или не уйти на рулежку. А так пробки есть везде, причем как на дорогах, так и в воздухе.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Расскажи, почему в самолете так много кнопочек и что они обозначают.

Дублирующие приборы, генераторы, аккумуляторы, краны подключения, кондиционирование салона и кабины, связь. Кажется, что их много, но потом быстро начинаешь в этом ориентироваться. Есть даже спидометр. Кстати, крейсерская скорость — 840 км/ч. В действительности эту скорость невозможно почувствовать, только если увидеть встречный самолет.

Я знаю, что в Boeing штурвал, а в Airbus джойстик, чем удобнее управлять?

Кому как больше нравится. В Boeing каждый из пилотов может видеть действие другого пилота и подстраховать. А вот Airbus на джойстике очень умный, нет обходимости контролировать действия другого пилота, самолет сам контролирует ситуацию.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Как думаешь, могут появиться самолеты, где не нужен пилот?

Надеюсь, нет (смеется). Даже обезьяна может летать, но кто-то должен все контролировать. Всегда может произойти ситуация, с которой справится только человек. Например, пожар двигателя, разгерметизация, но со мной такого не случалось.

Какой расход топлива у самолета?

У каждого самолета свой расход топлива. На маленьком Piper 34 литра в час. На гражданском самолете примерно 5 тонн в час.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Есть ли в самолете педаль тормоза и газа?

«Газ» в самолете – это руды, которые расположены на центральной консоли. Есть также две педали. Если их нажать одновременно, самолет затормозит. Но если утопить одну из педалей, то самолет уйдет в ту сторону, в которую нажимаете педаль – так мы работаем рулем направления.

А заводится самолет также ключом?

Нет (смеется). Нужно просто нажать кнопочку. Заходишь в кабину, включаешь аккумуляторы, запускаешь ВСУ (вспомогательно-силовая установка – прим. редакции), от нее подключается питание самолета, вбиваешь план полета в бортовой компьютер. Он как навигатор в машине, предлагает пилоту схему и полосу для выхода. После того как пилот «забил» маршрут, приносят документы для вылета. Далее вбиваешь в бортовой компьютер загрузку самолета, расчетную скорость, массу и топливо. В этот момент бортпроводники тоже готовятся, получают провизию, смотрят, готова ли пассажирская кабина и начинают встречать пассажиров. Когда все на борту, закрывается дверь, и пилот запрашивает у диспетчера разрешение на запуск двигателя. Перед стартом техники на земле подключаются через гарнитуру к пилотам и проверяют зону запуска. Далее запускается второй двигатель, если с ним все в порядке, запускается первый двигатель.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

То есть без разрешения диспетчера ты не можешь завести самолет?

Да, они мои глаза на земле. После того, как получаешь «добро» от диспетчера, выруливаешь на рабочую полосу, включаешь стробоскопы, рулежные фары, подъезжаешь к взлетно-посадочной полосе. В этот момент бортпроводники в пассажирском салоне показывают пассажирам аварийные выходы, просят пристегнуть ремни безопасности. Далее пилот дает последний сигнал диспетчеру, переводит руды и всех вжимает в кресло (смеется). Взлетев, получаешь разрешение от командира судна убирать шасси, выключить посадочные фары и подключить автопилот.

Были страшные ситуации за время работы?

Как-то раз врезались птицы в лобовое стекло, еще приходилось останавливать двигатель. Такого как в кино показывают, не случалось (улыбается).

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Правда ли, что основные аварийные ситуации происходят во время взлета или посадки?

Да, это самый сложный момент полета. Например, на взлете птица может попасть в двигатель. Это страшно, но некритично. Пилоты выравнивают самолет, не убирают шасси, набирают скорость, докладывают на землю об отказе двигателя и возврате в аэропорт.

Какая твоя самая интересная история, случившаяся на борту?

Однажды пьяный мужчина пытался прорваться в кабину, видимо, хотел порулить, а потом вовсе попросил выйти из самолета. Спрашивал, почему мы не двигаемся. Его успокаивали бортпроводники, нам по инструкции запрещено покидать кабину. В принципе, пить перед полетом глупая идея. Человек может просто погибнуть, например, из-за перепада давления.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Часто гоняете пассажиров, которые в туалете сексом занимаются?

Хорошо, что таких идиотов на моей практике еще не встречалось. Неужели нельзя дотерпеть до гостиницы? Да и нестерильно это. А если мы войдем в зону турбулентности? Головой ударятся, и будут у нас два трупа (смеется).

А с автомобилем были смешные случаи?

Я как к машине, так и к самолету, отношусь, как к живому человеку. Его нужно любить и уважать, и тогда техника тебя не подведет. Странные ситуации происходят, когда я при автомобиле говорю, что хочу купить новый.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Как реагируют сотрудники ГИБДД, когда останавливают тебя, а ты в форме?

Улыбаются, приветствуют, спрашивают, откуда прилетел.

То есть, форма отмазывает от штрафов?

А я и не нарушаю (смеется).

Как ты пришел в авиацию?

Я мечтал летать с детства. Это было осознанное решение лет с 8. Практиковался на разных самолетах, и это все больше побуждало меня стать пилотом, особенно после просмотра советского фильма «Экипаж».

Расскажи про свой первый полет.

Это было достаточно давно, на учебном самолете с инструктором. Я пришел, сел в кабину, приготовился ко взлету, и тут мне говорят: «Забудь все, чему тебя учили на тренажере». Помню, что была очень хорошая погода, солнышко, нет облаков, поэтому я не придал никакого значения птицам, которые летели вдалеке. Вдруг инструктор выхватывает управление, кричит: «Чайки по курсу». Резко поворачивает вниз и направо. От этого трюка я даже побледнел.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Что надо сделать, чтобы стать пилотом?

Если у человека с детства закрадываются такие мечты, то он дойдет до цели. На пилота учат в высших учебных заведениях. В некоторых авиашколах можно выучиться на любителя, а дальше уже пойти на коммерческого пилота. Иногда самостоятельные полеты выполняют дети 12 лет. Даже учась в школе, этому можно научиться. В университете необходимо обучаться 5 лет, получить высшее авиационное образование и свидетельство коммерческого пилота, которое позволяет летать только на определенных самолетах. Далее все обучение происходит в авиакомпании, но попасть туда нелегко. На данный момент есть спрос на пилотов, так как большинство опытных пилотов уходит работать заграницу.

Все говорят, что у пилотов большая зарплата..

Это ложь! Везде говорят о высоких цифрах порядка 450 000 – 500 000 рублей, но нигде не уточняют что это зарплата командиров тяжелых судов – Boeing 777 или Boeing 747. Зарплата второго пилота порядка 80 000 – 100 000 рублей в месяц при 80 часов налета.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия

Но, тем не менее, желающих стать пилотами меньше не стало…

Начинающие пилоты набираются опыта, чтобы потом уйти работать заграницу. Патриотом быть хорошо, но сытым ты от этого не будешь.

Твой самый любимый самолет?

Они у меня все любимые! Они все прекрасные птицы, самолет – это друг пилота. Они едины. Даже когда на тренажере сидишь, кричишь: «Давай, родной! Чуть-чуть еще и дома». Пилоты воспринимают самолеты, как своих друзей. Вся техника живая – она все понимает и с ней нужно уметь ладить.

Дай совет людям, которые боятся летать?

Нужно расслабиться, не думать о полете, потому что ты заранее готовишь себя к чему-то плохому. Самолет – самый надежный вид транспорта и даже в случае отказа всех двигателей, пилоты найдут способ безопасно посадить самолет. Самые безопасные места в салоне начинаются после крыльев и в хвосте, но там сильно трясет в зоне турбулентности. Все пилоты – профессионалы своего дела и знают, что делать во внештатной ситуации. Пилот – тоже человек, у которого есть семья дома и в первую очередь он тоже думает, как спасти себя.

Управление машиной и самолетом: сходства и различия
Фото: Estella Agency
Продюсер съемки: Анна Булаева
Благодарим Санкт-Петербургский Авиационный клуб за предоставленный самолет на съемку.
Благодарим dayDream за предоставленный автомобиль на съемку.
Благодарим шоурум Fashion Boutique за предоставленные аксессуары на съемку.

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно


Агата
18.10.2017 - 18:42

Впервые так жаль видеть кольцо на пальце безымянном