bagio-winter
Анна Рождественская

Социальный проект «Добрый автобус»

«Ежедневно после поездки наши уважаемые пассажиры говорят и пишут слова благодарности, которые отзываются в сердце каждого члена нашей команды, а порой даже трогают до слез» – рассказывает создатель социального проекта «Добрый автобус» Сабина Цветкова.

Москва всегда окружала людей пенсионного возраста особой заботой и вниманием, а в последние годы это ощущается особенно отчетливо. Но даже при этом некоторые из участников проекта «Добрый автобус», искренне удивляются, когда видят наше к ним отношение. Почему так происходит? Просто мы все делаем с любовью, по велению души и без всякой фальши. Для нас это не работа, а состояние души и образ жизни. И люди это чувствуют на интуитивном уровне. Ежедневно после поездки наши уважаемые пассажиры говорят и пишут слова благодарности, которые отзываются в сердце каждого члена нашей команды, а порой даже трогают до слез. Это очень волнительно и ответственно.

Как вам пришла идея создания проекта «Добрый автобус»?

Все мы, наши поступки и мысли, родом из детства. Жизнь сложилась таким образом, что мои бабушки и дедушки ушли очень рано, я практически их не помню. Я недополучила этого тепла и любви, не успела дать им в ответ своих нежных чувств, заботы, внимания. А ведь это никуда не девается – нерастраченный добрый запас. Поэтому могу уверенно сказать, что проект «Добрый автобус» стал именно реализацией той детской мечты – дарить свое внимание и заботу тем, кто растит внуков. Для меня это абсолютно не чужие люди, я вижу в них своих бабушек и дедушек.

Наблюдая за тем, какими люди проходят в «Добрый автобус», выражением их лиц, душевным состоянием и какими уходят после поездки, какие у нас в дальнейшем складываются отношения с каждым из них, я понимаю, что все не зря. И все в жизни не случайно.

Когда состоялся официальный запуск проекта?

Официальный старт проекта состоялся 1 октября 2017 года, в День пожилого человека. Вот только с названием этого праздника я не совсем согласна. Это золотые люди, уникальные и самобытные, каждый из них – кладезь опыта и мудрости! В ежедневном формате общаясь с ними теперь понимаю, что жизнь с наступлением пенсионного возраста только начинается. И мы считаем своим долгом наполнить ее новыми красками и впечатлениями! Именно для этого «Добрый автобус» каждый день выходит в рейс.

Сколько на данный момент уже перевезено пассажиров?

На сегодняшний день официально в проекте «Добрый автобус» приняли участие более 12 тысяч человек. Но даже эта цифра очень маленькая, если смотреть в масштабах столицы. Вдумайтесь, в каждом административном округе живет десятки тысяч людей пенсионного возраста!

Спрос на «Добрый автобус» превысил все наши ожидания. Поэтому уже после первой недели реализации проекта я приняла стратегическое решение - мы должны работать без праздников и выходных. Заданный ритм держим и снижать не собираемся, только вперед!

Как проходит встреча пассажиров?

Каждое утро, будь то будни, выходные или праздничные дни, «Добрый автобус» подается к одному из московских территориальных Центров социального обслуживания, где встречает своих дорогих гостей. Когда пассажиры садятся в автобус, мы рассказываем им про проект и подробно делимся информацией о сегодняшнем маршруте. Мы, в первую очередь, хотим приносить людям положительные эмоции, дарить впечатления и переживания, о которых им будет приятно вспоминать снова и снова. И у нас это получается.

Сколько пассажиров может принять на борт «Добрый автобус» ?

54 человека без учета группы сопровождения.

Кто предоставляет транспорт для перевозки пассажиров?

Первым, кто поверил в наш проект и мощно поддержал его, был заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Станиславович Ликсутов. Он сразу увидел в «Добром автобусе» реальный потенциал, работающий на благо города и горожан, и выделил под проект суперсовременный комфортабельный автолайнер, который и курсирует сейчас по столице.

Проект функционирует только на территории Москвы? Кто в нем задействован?

Проект очень ответственный в силу многих факторов. В первую очередь, это люди золотого возраста, которые долгие годы работали, жили и развивали Москву, мы не имеем права ударить перед ними лицом в грязь. Все должно быть сделано на самом высшем организационном уровне!

Повторюсь, старт проекту «Добрый автобус» дал Департамент транспорта и лично заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов. Затем свою поддержку проекту стал оказывать столичный Департамент культуры. С самого первого дня для пассажиров «Доброго автобуса» открыты двери самых популярных московских музеев, которые люди уважаемого возраста посещают в сопровождении внимательных экскурсоводов, блестяще знающих свое дело. Когда уже был замечательный автобус и отличная экскурсионная составляющая, возник резонный вопрос: каким образом наладить централизованную работу с целевой аудиторией, нашими дорогими бабушками и дедушками? Здесь на нашу просьбу откликнулся руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, Владимир Аршакович Петросян – очень добрый и неравнодушный человек. Теперь взаимодействие с нашей аудиторией мы осуществляем через районные Центры социального обслуживания, что позволяет как можно большему числу людей пенсионного возраста принять участие в проекте.

Очень теплые взаимоотношения складываются у нас с Московским Патриархатом Русской Православной Церкви, представители которого всегда радушно встречают наших пассажиров в храмах и монастырях столичного региона.

Получается, что человек сам не может записаться? За него это делает Департамент труда и социальной защиты населения?

Любой человека, достигший пенсионного возраста, может сам подать заявку на участие в проекте, но делать он это должен через свой территориальный Центр социального обслуживания. На такой схеме мы остановились по ряду причин. Во-первых, мы четко понимаем, что далеко не все пенсионеры умеют пользоваться Интернетом и имеют соответствующие технические возможности. Во-вторых, так как наша задача, охватить социальным проектом как можно большее число москвичей «золотого» возраста, то делать это нужно централизованно. И здесь лучших помощников в организации процесса, чем территориальные ЦСО, сложно найти. Эта система самая быстрая, логичная и понятная.

Исключение составляют ветеранские и другие профильные общественные объединения, с которыми нам удобно системно работать напрямую.

Что входит в ежедневную программу «Доброго автобуса»?

Это экскурсия с профессиональным гидом по центру столицы, посещение одного из музеев либо других знаковых мест столицы. В летнее время это может быть парк либо старинная усадьба. По понедельникам, когда большинство музеев закрыты, наш автобус приезжает в храмы или монастыри. Неизменно всегда одно - яркие незабываемые эмоции и, как послевкусие, приятные воспоминания!

Удивительно, но некоторые из наших пассажиров по 10-15 лет не попадали в центр города, хотя жили и работали в Москве! В суете трудовых будней и семейного быта людям просто не хватало свободного времени. И вот теперь, вместе с нами, они попадают на те же улицы и площади, которые так давно не видели, и не узнают их. Особенно сильно облик Москвы преобразился в результате реализации масштабного проекта «Моя улица». Тут действительно есть чему приятно удивиться и восхититься! И надо видеть всю палитру положительных эмоций на лицах наших бабушек и дедушек!

Кто сопровождает пассажиров в экскурсиях?

На борту «Доброго автобуса» постоянно находятся две наших сотрудницы, помимо водителя. В первую очередь, они – добрые феи! Такое прозвище им дали сами участники проекта. А уже затем – сопровождающие и профессиональные гиды, которые в рамках обзорной экскурсии очень интересно рассказывают о Москве и ее достопримечательностях. Мы всегда исходим из принципа, что внимания и заботы много не бывает.

Какой средний возраст пассажиров «Доброго автобуса»?

Проект рассчитан для пассажиров от 50 лет и старше, без каких-либо дальнейших возрастных ограничений.

Есть ли у «Доброго автобуса» и его команды свои традиции?

Обязательная традиция – поздравления юбиляров из числа наших пассажиров. Мы заранее получаем информацию и готовимся к этому. А однажды, например, мы отмечали 55 лет совместной жизни одной супружеской пары. Это уникальное событие! Отметить 80 или 85 лет для нас на борту «Доброго автобуса» уже привычное дело, но 55 лет совместной жизни – совсем другое!

Еще одна традиция «Доброго автобуса» – это памятный подарок каждому нашему пассажиру. После поездки мужчины всегда получают фирменные брелочки с символикой «Доброго автобуса», а женщинам мы дарим красивые шифоновые синие платочки с уникальной бирочкой «Строчит пулеметчик…», как символ не только легендарной песни военных лет, но и верности, любви, победы.

Помимо этого, в самом начале поездки мы непременно делаем коллективный портрет на фоне «Доброго автобуса», чтобы по окончанию экскурсии вручить каждому дорогому пассажиру отпечатанную фотографию на память.

И, наконец, самая главная традиция – концерт «Синий платочек». Он созвучен с подарком, который дамы получают во время поездки. На этом концерте мы снова встречаемся, общаемся, делимся впечатлениями и эмоциями. Для наших бабушек и дедушек выступают лучшие детские патриотические коллективы Москвы, победители конкурсов и фестивалей различного уровня. В этих залах мы танцуем, радуемся и веселимся. А если и плачем, то только от переполняющих нас положительных эмоций, – не в силах с ними справиться!

Какие знаковые места столицы участникам проекта уже удалось посетить?

Так как мы тесно сотрудничаем с Департаментом культуры Москвы, то были выбраны одни из самых лучших музеев столицы, среди которых: художественные галереи Ильи Глазунова и Александра Шилова, Музей космонавтики, Музей обороны Москвы и многие другие. Нельзя не упомянуть про новейшую жемчужины Москвы – парк «Зарядье», который очень всем нравится и всегда гостеприимно встречает наших уважаемых пассажиров. Наряду с учреждениями, подведомственными Департаменту культуры Москвы, добрые отношения у нас налажены и с частными площадками, такими как, например, Институт русского реалистического искусства или башня «Федерация» на территории Москва-Сити, где нашим пассажирам предоставляется уникальная возможность увидеть любимый город со смотровой площадки 89-го этажа с обзором в 360 градусов!

По понедельникам, когда согласно установленному расписанию многие музеи Москвы закрыты на выходной день, мы едем в храмы, монастыри и другие духовные центры Русской Православной Церкви. Благодарим за такую поддержку и неравнодушие Московский патриархат. В этих святых местах, кроме обязательных экскурсий, мы даем нашим дорогим пенсионерам возможность побыть наедине с собой, поставить свечи, просто помолчать у своих любимых икон…

А вы сами присутствуете в поездке?

Обязательно. Сейчас, конечно, не каждый день, а вот первый месяц после запуска проекта я практически жила на борту «Доброго автобуса».

Одно из моих правил – чтобы руководить проектом и развивать его дальше, нужно самой пройти весь процесс, шаг за шагом, понять и прочувствовать каждую мелочь. После такой рекогносцировки намного проще и научить этому сотрудников, и требовать с них максимально качественного выполнения поставленных задач.

Есть ли планы по дальнейшему расширению проекта «Добрый автобус»?

Поскольку лист ожидания поездок на «Добром автобусе» сегодня весьма длинный, мы искренне мечтаем о том, что автобусов станет намного больше, хотя бы по одному на каждый административный округ столицы. Ведь самое главное, чего мы хотим - дать возможность каждому москвичу уважаемого возраста принять участие в проекте, а также сократить время ожидания своей очереди. Наше искреннее убеждение - очереди на реализацию мечты быть не должно! Верим, что у нас все получится!

bagio-winter