Помешавшись на невероятно мощных суперкарах, поражающих нас не только цифрами в общей сумме лошадиных сил, но и количеством нулей в ценнике, мы совершенно забыли об истории советского автопрома, «налепив» на него безжалостное (и негативное) клеймо.

Последнее десятилетие «АВТОВАЗ» переживал не лучшие времена, выпуская автомобили, постоянно претерпевающие насмешки за свой устаревший дизайн, «нерадивую» эргономику и знаменитую «надежность». Однако в 70-е года, когда хиппи уже «наводнили» Европу, в СССР велись серьезные разработки автомобиля революционной конструкции, который будет построен при участии немецких коллег из самого Porsche!

В 1975 году книга истории сотрудничества Porsche и «АВТОВАЗ» открывает свои первые страницы. На дружественной встрече с министром автомобильной промышленности СССР, Поляковым, президент немецкого бренда, Э. Фурманн, отметил, что Германия уже успела причинить много бед Советскому Союзу во время Второй Мировой Войны. И теперь пришло время эту ошибку исправить, результатом чего и стало подписание договора о сотрудничестве «АВТОВАЗ» и Porsche.

Подписанное соглашение было рассчитано на три плодотворных года работы. Советские специалисты постоянно командировались в Германию для наблюдения за высокотехнологичным процессом производства. Первыми «плодами» сотрудничества стали: предложенный макет «Нивы» с алюминиевыми навесными деталями, мотор, способный работать на очень бедных смесях, а также вариант модернизации классического ВАЗ-2103.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Появившаяся в качестве опытного образца «тройка» от Porsche была великолепна. Безусловно, инженеры не могли окончательно лишить автомобиль духа «шестидесятых», но обновленный «передок», лишенный хромированных деталей, изрядно напоминал модели BMW, что делало его более современным и агрессивным. Улучшенные бампера, зеркало нового типа и альтернативная оптика – меньшая часть доработок, коснувшихся автомобиля.

Немецким инженерам удалось увеличить коррозийную стойкость автомобиля, улучшить его шумоизоляцию и оптимизировать работу подвески и силового агрегата, добавив ему «парочку» недостающих «скакунов».

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Самым значимым «пластическим операциям» подвергся салон. Совершенно новая панель, выполненная в современной стилистике тех годов, напоминала модели Volkswagen. На смену «тоненькой баранке» пришел выполненный из кожи спортивный руль от Porsche. Сиденья приобрели новую эргономику и кожаную обивку, а ковровое покрытие было настолько великолепно изготовлено, что его о его «нежности и мягкости» можно было бы рассказывать в рекламе туалетной бумаги.

В 1980 году «Лада» подписала контракт с немецким автопроизводителем. Техническим «консультантом» стала итальянская фирма UTS, являющаяся дочерним предприятием Fiat. Согласно подписанному документу, стороны должным были вести разработки над инновационным автомобилем, не имеющим ничего общего с семейством «Жигули», обладающим передним приводом и обладающим кузовом хэтчбек, под капотом которого должен был находиться мотор объемом 1,3 литра.

Примечательно, что к этому времени первые разработки по проекту уже существовали, и немецким специалистам был предложен для доработки второй экспериментальный вариант знаменитого «зубила».

Porsche разработали новую конструкцию лонжеронов, идентичную применяемой на Opel Kadett, внедрили новый рулевой механизм, переделали схему работы КПП. Позднее начались работы по улучшению аэродинамики автомобиля. Работы в «автомобильном треугольнике» интенсивно велись на трех фронтах. Первым результатом стала встреча всех трех производителей для проведения пилотных испытаний новой переднеприводной платформы в Шварцвальде 27 сентября 1980 года. Примечательно, что в обиход подразделения «Гамма», занимающегося разработкой ВАЗ-2108, вошло немецкое слово Forgang, означающее сообщение о любых результатах испытаний. Более того, работа, проводившаяся на трех «фронтах», должна была быть координируема. В век, когда Интернета не было, передать чертежи словами по телефону было глупостью, между тремя странами курсировали курьерские службы, доставляющие ту или иную документацию.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108
Из доклада представителя Porsche В. Гориссона:
«Проект "Самара", преемник "Лады", был уже частично в разработке инженеров АВТОВАЗа, когда мы к нему подключились. Речь шла о том, чтобы совместно поднять этот автомобиль до высочайшего западного уровня.
Это требование ещё усложнялось специфическими требованиями советского рынка, как например: надёжность при эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях или учёт экстремальных климатических перепадов в СССР.
Автомобиль в целом требовал серьёзной доработки в отношении функционирования и выполнения законодательств. Следует отметить, что все эти проблемы решались с применением сравнительно простой техники.
Хотя порой выполнить требования нашего партнёра было очень трудно.
По сравнению с тогдашним западноевропейским и американским окружением, пожелания русского заказчика часто действовали на нас как слишком чрезмерные, и требовалось много переговоров для выяснения возможностей».

В 1984 году свет увидел первый, пусть и опытный, серийный автомобиль. Данное событие не могли не осветить все существующие на тот момент журналы. «За рулем» посветил даже несколько своих номеров рассказу о новой модели.

«Как показали всесторонние испытания и эксплуатация в разных климатических и дорожных условиях, ВАЗ 2108 не только резко отличается по своим потребительским качествам от других распространенных у нас машин. Он не уступает лучшим зарубежным аналогам своего класса. Машина хорошо приспособлена к эксплуатации в нашей стране и в этих условиях, можем смело сказать, превосходит иностранные образцы».
Журнал «За рулем», статья «Переднеприводная Лада»


«Восьмерка» стала первым, после «Нивы», автомобилем, который был по-настоящему востребован у зарубежных покупателей. Для создания таких высоких продаж «Автоэкспорт» создавал обширные рекламные компании, включающие в себя публикации в журналах и видеоролики. Для создания безукоризненного имиджа марки были разработаны спортивные болиды, получившие названия «Ралли», «Эва», «4х4». Автомобили обладали «расточным» до 1860 куб. см. двигателем с турбонаддувом, обладающим мощностью 300 л.с.

Апогеем советских гоночных автомобилей стала Lada Samara T3, под капотом которой располагался 400-сильный агрегат от Porsche. Именно с этим болидом «АВТОВАЗ» занял первое место в Ралли Фараонов в Африке в 1991 году.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Всем известная «девятка» увидит свет лишь в 1987 году, а «99-ая» – в 1990-ом. Отметим, что в ходе разработки проекта седана, прототип носил пилотное название «ВАЗ-2110» и мог быть оснащен круглой оптикой, за которой сейчас «охотятся» многие владельцы ВАЗа.

«Все лучшее – за рубеж». В 1990 году европейский дилер отечественного автопрома Scaidia-Volga представил миру кабриолет Natasha, построенный на базе ВАЗ-2108. Автомобиль пользовался небывалым успехом странах Франции и Испании. «Облагороженная восьмерка» со съемным верхом ничем не уступала европейским аналогам. Помимо кабриолета фирма представила рестайлинговую модификацию под названием Carlota и спортивную версию Samara RSI, обладающую «сердцем», доработанным Mangoletti. Такой автомобиль развивал мощность в 130 л.с., что при малом весе, делало его действительно быстрым.

Позднее фирма Konela выпустила свой вариант доработки «Спутника», отличавшегося обтекаемым «передком» с квадратной оптикой, напоминающим модели Pontiac 80-х годов. Автомобиль оснащался удобными сиденьями Recaro и даже люком. Колесные диски – исключительно из легкого сплава.

Последней «страницей» в зарубежной истории модели стала Lada Baltic, представляющая собой уже второе поколение ВАЗ-2109. Созданная в начале нового столетия, машина была призвана сохранить неумолимо спадающий экспорт. Для этого были изготовлены новые современные бамперы, решетка радиатора, улучшенный салон и «европанель». Однако популярная в конце прошлого столетия «Самара» уже не могла конкурировать с более современными и безопасными конкурентами из стран Европы и была вынуждена покинуть рынок.

Такой была история автомобиля, перевернувшего отечественный автопром «с ног на голову» (на передний привод), покорившего зарубежные рынки и наладившего отношения между некогда враждующими странами. Такой автомобиль есть практически в каждом дворе и, несмотря на свою историю, скорее всего, проживает унылую жизнь, вынужденный гнить под толщей снега и соли или безжалостно «трудиться», перевозя арбузы и дыни с рынка на рынок, выслушивая насмешки о своей надежности.

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно