Автомобиль, ставший визитной карточкой не только Волжского автомобильного завода, но и всего СССР. Внедорожник, о проходимости которого слагают легенды не только в России, но и во многих европейских странах. Все это о ней – легендарной «Ниве» или ВАЗ 2121.

История создания первого полноприводного автомобиля ВАЗ началась в далеком 1970-м году, когда председателем Совета министров Алексеем Косыгиным в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» была поставлена задача по созданию универсального и комфортабельного внедорожника. Главными конкурирующими сторонами стали: ВАЗ, АЗЛК и «Ижмаш».

Спустя лишь год Волжский автомобильный завод представил свой первый прототип, который внешне мало чем напоминал привычную нам «Ниву». Примечательно, что внедорожник не был оснащен рамой, а под его капотом планировался дизельный двигатель. Однако в дальнейшем маркетологи и конструкторы сошлись во мнении, что новинка должна быть более унифицированной. Под руководством Петра Прусова на прототипе проходили испытания 1,6-литровый силовой агрегат, ВАЗовская 4-ступенчатая трансмиссия, а также блокировка межосевого дифференциала.

«Нива»: неизвестные модификации

Более того, как и в случае с первым Range Rover, отечественные инженеры не стали раскрывать происхождение необычного автомобиля, официально заявляя, что это новая модель румынского внедорожника.

Первая, по-настоящему похожая на себя «Нива» появилась в 1972 году. Главным дизайнером автомобиля стал Валерий Семушкин. Новинка комплектовалась хромированными бамперами, круглыми задними фонарями, одним зеркалом и двумя круглыми «надфарниками». Ради экономии места в багажном отделении, конструкторы приняли решение переместить запасное колесо под капот. Такое гениальное решение позволило не только освободить место для поклажи, но и сохранить запасное колесо в чистоте, сделав замену колеса в пересеченной местности максимально простой и удобной.

В 1973 году ВАЗ 2Э2121, получивший очередной ряд доработок, был отправлен на прохождение испытаний на прочность в Средней Азии. По результатам тестов автомобиль получил очистители фар, задний дворник и ахометр, показывающий обороты двигателя на понижающем ряде трансмиссии.

Через год внедорожник успешно справился с государственными испытаниями и получил свое гордое имя «Нива», которое было сразу же запатентовано. Примечательно, что в ГОСТе не было предусмотрено испытаний для легких внедорожников. И, можно сказать, что данный сегмент тестов был специально разработан для новоиспеченного детища Волжского завода.

В 1977 году, претерпев ряд изменений и избавившись от лишнего хрома, «Нива» наконец встала на конвейер. В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно.

То, что легендарный внедорожник более 40 лет успешно продается на многих рынках мира, ни для кого не секрет. Однако наша редакция решила показать вам 3 самых необычных и интересных модификаций внедорожника, которых не встретишь в салонах АвтоВАЗа.

1. ВАЗ 2121 Auviga

«Нива»: неизвестные модификации

В начале 90-х годов литовская фирма Auviga представила кемпер на базе отечественного внедорожника. Примечательно, что конструкция имела модульный тип. Таким образом, жилой модуль с собственной осью присоединялся к автомобилю при помощи болтового соединения к шасси, делая из «Нивы» шестиколесный особняк.

Вазовскими дизайнерами был разработан интерьер жилого модуля. Главным недостатком модуля был слишком высоко расположенный центр тяжести, в результате чего приходилось быть предельно внимательным при движении по косогорам или даже при прохождении поворотов на обычной дороге. Также отмечалась очень большая масса машины, что сказывалось на ее тягово-динамических характеристиках. В 1991 году проект был закрыт.

2. Lada 4×4 Niva «St-Tropez»

«Нива»: неизвестные модификации

Французский дилер, продававший в то время «Нивы», решил «побаловать» своих клиентов обвесом в стиле Koenig. Получивший обилие пластикового массива вокруг кузова и колесные диски закрытого типа автомобиль продавался во Франции в период с 1984 по 1987 годы.

3. ВАЗ 2121 «Сахара»

«Нива»: неизвестные модификации

Два инженера Волжского автомобильного завода, очень любившие поездки на дачу, решили доработать легендарный внедорожник с помощью деталей, оставшихся от прототипов. За дизайн отвечал Виктор Трусов. Колесную базу стандартной «Нивы» решили удлинить на 300мм, что позволило выдвинуть заднее сиденье из зоны задних колес, обеспечив комфортабельное размещение сзади трех пассажиров. Для обеспечения большей вместимости сзади по бокам кузова были размещены два откидных дополнительных сидения (только на первой опытной машине). Крыша задней части была выполнена съемной. Взамен стандартных бамперов были установлены два оригинальных «кенгурятника». 

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно