rdsbanner
Яков Фрудгарт

Металлы. От скола до ржавчины – один шаг

Любой автомобиль рано или поздно вносит в свой «окрас» нотки осени. У кого эти нотки будут на порогах, у кого – на рамке лобового стекла, а у кого – и на дверях. Давайте разбираться, почему так происходит и как с этим бороться.

Итак, кузов автомобиля – это конструкция из листового металла определённой толщины, различных сплавов и множества сварных швов. Также нужно учитывать, что кузов используется, как «масса», то есть, «минус» в бортовой сети автомобиля, постоянно проводя ток. По «законам» химии и физики, он обязан ржаветь.

Ржавчина. Что же это такое?

Коррозия металла — это не только достаточно известная металл-группа, но и процесс окисления металла кислородом в присутствии воды. В результате реакции мы получаем гидроксид железа. Этот рыхлый порошок все и называют ржавчиной.

Разрушение кузова от ржавчины относится к примеру электрохимической коррозии. Вода и воздух в данной ситуации — это только часть проблемы. Дополнительную роль тут будут играть гальванические пары, которые возникают между электрохимическими неоднородными парами поверхностей. Но не стоит напрягаться и вспоминать школьные, либо институтские курсы химии. В нашем варианте под сложным термином подразумеваем соединение двух металлов.

В автомобиле много мест, которые образуют гальванические пары, причём обычные: это точки сварки, кузовные панели из разных металлов, крепежи и агрегаты, даже разные места одной металлической пластины с разной обработкой поверхности. В этих «парах» постоянно будет разность потенциалов и, соответственно, в присутствии электролита будет коррозия.

Опытным товарищам нет необходимости объяснять, что такое электролит. Остальным же мы объясним. В данном случае, под электролитом мы будем подразумевать любую субстанцию, которая проводит ток, а не слабую кислоту, которую заливают в аккумулятор. С функциями электролита в нашем случае прекрасно справится обыкновенная вода. В чистом или дистиллированном виде, она, конечно, не проводит ток, но где вы видели чистую воду в природе?

Итак, гальваническая пара образовалась, вода «присоединилась» к этой паре, и началось разрушение металла на стороне анода – положительно заряженной стороны. Как с этим бороться? К сожалению, запретить металлам соединяться мы не сможем, но давайте попробуем убрать электролит.

Самый простой способ защиты от влаги – покрыть кузов плёнкой, через которую не проникает электролит. Если и металл будет с низким содержанием примесей, результат будет более, чем достойным.

Но не стоит бежать и обматывать автомобиль полиэтиленом. Самый лучший защитный слой «плёнки» - краска и грунт. Кроме этого, можно обработать кузов фосфатирующим раствором. Кислоты, входящие в этот раствор, окислят верхний слой металла и создадут тонкую и прочную плёнку.

По такому рецепту обрабатывали автомобили в 50-х и 60-х годах, просто покрывая фосфатную плёнку множеством слоёв грунта. Кстати, способ достаточно успешен. Много машин из той эпохи прекрасно сохранились.

К сожалению, краска сама по себе со временем трескается. Сперва треснет внешний слой, потом трещины в краске доберутся и до металла с фосфатной плёнкой. Ведь в случае ремонта покрытия после аварии не соблюдают условий абсолютной чистоты поверхности, оставляют маленькие точки коррозии, которые всегда содержат в себе немного влаги. И под краской начинается разрушение.

Качество покрытия можно улучшать бесконечно долго, применяя более эластичные краски. Можно применить и пластиковую плёнку, но есть идея. Можно покрыть сталь тонким слоем металла, который имеет более стойкую плёнку оксида. Белая жесть – листовая сталь, которую покрыли тонким слоем олова. Вы встречались с таким в супермаркетах, глядя на консервную банку.

Олово, конечно, для покрытия кузова не применяется уже давно, однако любой гаражный «Кулибин» расскажет вам байку про лужёную «Волгу» знакомого генерала. Таким способом раньше выправляли брак при штамповке кузова горячим припоем. Часть поверхности вручную покрывали толстым слоем олова, и самые важные и сложные части автомобиля оказывались защищены достаточно неплохо.

В современности покрытия для борьбы с коррозией наносят в заводских условиях. Этот этап предшествует штамповке деталей кузова, и применяется там цинк или алюминий. Эти металлы обладают достаточно ценным качеством – электроотрицательностью.

В некоторых отраслях промышленности, когда стоит задача защитить металл, применяют и другие технологии. Серьезные металлоконструкции могут быть оборудованы и специальными пластинами-протекторами из алюминия и цинка, которые можно менять со временем, и даже системами электрохимической защиты. С помощью источника напряжения такая система переносит анод на какие-то части конструкции, не являющиеся несущими. На автомобилях подобные вещи не встречаются.

Многослойный бутерброд, состоящий из слоя фосфатов на поверхности стали или цинка, слоя цинка или алюминия, антикоррозийного грунта с цинком и нескольких слоев краски и лака, даже в очень агрессивной внешней среде вроде обычного городского воздуха с влагой, грязью и солью позволяет сохранить кузовные панели на десяток – другой лет.

Дополнительно обрабатывают места, в которых слой краски легко повредить. Эти места покрываются толстыми слоями герметиков и мастики, которые мы привыкли звать «антикор». Дополнительно обрабатывают внутренние полости, заливая туда смеси на основе масел и парафина. Такие смеси будут вытеснять влагу с поверхностей, улучшая защиту.

К сожалению, ни один из этих способов не даст стопроцентной защиты, если применять его одиночно. Комбинации вариантов позволяют автопроизводителям давать гарантии на отсутствие сквозной коррозии кузова на сроки до 10 лет.

Всегда стоит помнить, что коррозия похожа на смерть. Её приход можно только отложить или замедлить, но избежать нельзя. Поэтому громко говорим ржавчине «не сегодня», а потом смотрим на календарь, вспоминаем реагенты и говорим «не в этом году».

Но чтоб этот лозунг действительно «прогнал» ржавчину – давайте усвоим некоторые моменты:

  1. Гарантия от сквозной коррозии на кузов будет действовать только, если ЛКП восстанавливали правильно.
  2. Дополнительный антикор – не вечный. Его лучше обновлять раз в год, а после покупки автомобиля сделать качественно, после дилерского. Иногда дилер откровенно халтурит.
  3. Кузов нужно держать чистым. Больше грязи – ближе ржавчина.
  4. Треснула краска – обрати внимание и восстанови покрытие. Голый металл, даже оцинкованный, рано или поздно заржавеет.
  5. Кузовной сервис должен быть качественым. Восстановить покрытие может только профессионал. Помните о том, что девиз «больше краски, меньше нервов» позволит вам посетить этот сервис ещё не один раз, и, вполне возможно, что в следующий раз вам поможет только сварщик.

Подводя итог, советуем всем мыть автомобили и покрывать их защитными материалами.

rdsbanner