Лариса, расскажите, кем вы мечтали стать в детстве? 



Я мечтала стать капитаном корабля.

Как вы пришли в данную профессию?





Череда жизненных событий меня сюда привела. Семейные обстоятельства так сложились, что я не работала, мой муж обеспечивал семью, а я сидела с ребёнком. Всё было «шоколадно», но случилось небольшое несчастье и мне срочно потребовалось выйти на работу.

До этого я была художником, писала пейзажи и этим иногда зарабатывала. Ехала я тогда в автобусе и думала: «И что делать? Куда податься? Куда идти?», а автобусом тем управляла женщина. И я думаю: «О, а не пойти ли и мне?», тут минимум учёбы и хорошая зарплата. 



А с какими трудностями вы столкнулись? 



Было сложно привыкнуть, тогда я была единственной женщиной. Постоянные мужские взгляды, мне это было непривычно. Когда я в первый раз шла на учёбу в комбинат (Учебно-курсовой комбинат, филиал ГУП «Мосгортранс» – прим. редакции), перед ним стояла целая толпа мужчин, все в чёрном, я даже подумала о том, не повернуть ли обратно. Но ничего, справилась.

Женщины в мужских профессиях. Водитель автобуса.

Наверное, хорошая закалка для характера? 



Да, по началу было очень трудно. Изнеженная девушка не придёт сюда работать, должен быть определённый склад характера. Кто-то сможет, а кто-то нет. Многие приходят и уходят, остаются те, которым это очень нравится или кого жизненная ситуация заставляет. 



А вы к какой категории относитесь? 



Мне нравится.



Как сейчас к вам относятся коллеги мужского пола? 



С уважением, я сейчас уже езжу на всех автобусах, на всех маршрутах, и на механике, и на автомате. 



Как давно вы получили категорию D?





В 2005 году, я отучилась в комбинате. До этого у меня была категория B, а мой стаж вождения составлял год. Как раз в 2004 году я только получила права. Но я считаю, что это у меня в крови, когда я села в автобус, посмотрела в эти огромные зеркала, в которые всё прекрасно видно, и подумала: «Вот как тут можно не ездить? Это же проще, чем на маленькой машине!».

Женщины в мужских профессиях. Водитель автобуса.

А какова реакция участников дорожного движения, когда они видят за рулём автобуса женщину?





Все уступают, потому что уважают. 



Часто попадаются не слишком вежливые пассажиры?



Конечно, этого очень много, но их тоже можно понять. Они стоят, ждут на остановке автобуса и почему-то не понимают, что пробки в одну сторону могут длиться по несколько часов. И они злые, заходят в автобус, кричат: «Мерзавка, где ты была?», они просто не понимают. 



А были ли какие-то интересные случаи за всё время вашей работы?





Из интересного, один раз мне просунули цветы под дворники. 



Как реагируют пассажиры, когда заходят в автобус и видят за рулём вас? 



Некоторые говорят: «О, смотри, смотри женщина за рулём!». А первое время, когда ещё были талоны, пассажиры, видя меня, были настолько удивлены, что, оплатив проезд, продолжали стоять и смотреть.

Лариса, нам рассказали, что вы ездили и на междугородних маршрутах повышенной сложности. 



Да, я ездила из Москвы в Алушту (самый большой по продолжительности, до 36 часов). Это была моя мечта! Когда я увидела наш автобус «Волжанин», я в него влюбилась! И благодаря начальнику колонны, нашей дирекции, которая в меня поверила, моя мечта исполнилась. Были, конечно, сомнения, я всё же женщина. Сложившиеся стереотипы не играют нам на руку. Но всё прошло хорошо, и всё прошлое лето я вот так проездила.

Женщины в мужских профессиях. Водитель автобуса.

Успевали отдохнуть, искупаться в море в перерывах между рейсами? 



После линии мы сразу отправляемся на другую линию, автобус ещё подготовить нужно, чтобы знать, что с ним происходит. На длинных расстояниях нужно предусмотреть все возможные ситуации и взять с собой запасные детали, чтобы при необходимости сделать замену.

Вы сами меняете детали?

У меня есть сменщик, мужчина, но я и сама могу. 



А как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями? 



В принципе, всё нормально и со стрессами я справляюсь. Единственный момент, когда мы в Крым собирались, я волновалась о том, как пассажиры будут реагировать. Поэтому, мы договорились со сменщиком, что я поеду первая, чтобы пассажиры ко мне привыкли. Всё было хорошо и замечательно, после серпантина, как при посадке самолёта, все аплодировали.



Расскажите, а какой у вас график? Удаётся ли отдохнуть на выходных? 



Сейчас график очень хороший, мы работаем по сменам (9 часов) и мне это нравится. Я могу работать даже без выходных! (смеется) Если у меня два выходных, то уже начинаю скучать. Я настоящий трудоголик!

Женщины в мужских профессиях. Водитель автобуса.

Есть ли возможность карьерного роста в данной сфере? 



Я недавно задумывалась на этот счёт, но знаете, меня сейчас всё устраивает. Работа начальника не так интересна, пусть это работу выполняют другие люди. Возможно, в будущем.

Есть ли какие-то особенности в работе на автобусе?





Сначала пугают габариты, но потом привыкаешь. А так, многое похоже на обычный автомобиль. Вот разница заключается в моделях автобусов, они все разные. У каждой машины свой характер, душа. Вот стоит только плохо подумать о своём автобусе, как он сразу ломается.

Или когда «хозяин» меняется, а некоторых людей автобус не принимает. Машину нужно любить. 



Скажите, а успеваете сейчас заниматься творчеством? Есть ли желание? 



Желания практически нет, но иногда возникает. Сейчас пишу в основном для того, чтобы преподнести кому-то в подарок. 







Текст – Ирина Сергеева
Фото – Мария Маринчук




Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно