Как ты пришла в профессию дрессировщика?

Я родилась в цирке, влюбилась в него еще в раннем детстве и стала артисткой, потому что не видела себя ни в какой другой сфере.

Что значит родилась в цирке?

Моя семья работает в цирковом искусстве уже несколько поколений, я продолжательница династии. Большой московский цирк стал мне вторым домом и оставался им очень долгое время. Папа 27 лет был его директором и художественным руководителем. Я с раннего детства посещала все новые представления, потом стала проводить там практически все время, а затем и сама стала репетировать.

Как отнеслись родители к твоему желанию стать артисткой?

Несмотря на то, что все дети в цирке идут по стопам родителей, мои были против. Мне пришлось в прямом смысле слова отстаивать свое право быть артисткой, доказывать. Они хотели для меня более спокойной профессии, не такой опасной и более стабильной, а я грезила цирком и делала все, чтобы быть лучшей. Мне всегда казалось, что я чего-то не успею, что всегда можно сделать еще лучше. Максимализм был у меня всегда.

Почему они были против?

Эта профессия сложная во всех планах. Артисты цирка — люди из другого мира. Каждая вторая девушка здесь — Жанна Д'Арк. Мои родители хотели, чтобы их дочка, их принцесса, жила другой жизнью, но генетика взяла свое! (смеется)

С какого жанра ты начинала?

Меня всегда привлекали животные, поэтому я начала с джигитовки — выполнения акробатических элементов на скачущей лошади. Этот жанр я освоила в 9 лет. Ближе к 16-ти годам уже дрессировала животных — обезьян, медведей и собак. Потом стала первой в России воздушной гимнасткой на полотнах. Папа запрещал, и мне приходилось даже прятаться от него. В итоге на очередном просмотре просто показала всем готовый номер. Отец вспылил, три дня ни с кем не разговаривал, но потом сказал, что я выступила достойно.

Были ли опасные моменты?

Да. Я была на гастролях в Японии и подхватила жуткий японский грипп с кашлем и температурой. По контракту я не могла пропускать выступления, график был сложный — 3-4 выступления в день в течение 2 с половиной месяцев, выходной раз в неделю. Однажды во время выступления у меня выступил холодный пот и руки стали мокрыми — предобморочное состояние. Я потеряла сознание, но успела заплести ноги в полотна и сделала обрыв вниз. Очнулась, когда почувствовала, как ударилась головой о манеж — на самом деле меня спускали вниз и я дотронулась головой до пола. Открыла глаза, а вокруг перепуганные ассистенты. Позже мне рассказали, что я обмоталась, медленно стекла по полотнам, но затем осталась неподвижно висеть в воздухе. Потеряла сознание прямо на высоте. В этом жанре нет страховки: если бы я потеряла сознание в другом трюке, где нет петли, никто не знает, чем бы все закончилось. С этих гастролей я вернулась весом в 38 килограммов при росте 160 сантиметров. Через какое-то время я ушла из воздушной гимнастики и сделала акцент в своей карьере на дрессировке животных.

С каким первым животным ты работала?

В джигитовке я не участвовала как дрессировщик, меня посадили на «готовую» лошадь. Первое животное, с которым я работала именно в дрессуре — обезьяна.

Ты сама выбрала обезьян?

Стечение обстоятельств, но, если бы меня сегодня спросили, с кем я хочу поработать еще раз, я бы назвала именно обезьян. В этих животных много человеческого, они очень интересные, хотя и немного подлые, что тоже у людей не отнять. У нас получалось каким-то образом находить общий язык. Помимо них приручала пантеру, собак, медведей, а мой муж — артист и художественный руководитель комического дуэта Comical Duos — начал карьеру дрессировщика (в эту сферу его нагло затащила я) с кенгуру.

Ты остановилась на гепардах?

Да, я хотела создать свое шоу с хищниками, а с гепардами на тот момент не работал никто. Даже сейчас мой аттракцион не имеет аналогов в мире. Впоследствии было много подводных камней, эти дикие кошки не зря занесены в Красную книгу. Они очень слабые: более 50% новорожденных детенышей не доживают до 7-мимесячного возраста. Подтвержденный факт: в неволе им проще сохранить жизнь. В дикой природе их обижают львы, гиены, а мамы не могут защитить в силу своей физиологии.

Гепарды — спринтеры, они быстрее всех бегают, однако, после поимки добычи, у них часто не остается сил ее съесть. Им нужно отдышаться, а на запах приходят более сильные хищники или стервятники и прогоняют их.

Слушая историю твоей карьеры, хочется спросить: тебе нравится быть первой?

Есть два пути: либо ты плывешь по течению, либо добиваешься успеха и становишься лучшим. Я никогда не хотела быть серой мышкой и никогда не хотела останавливаться на достигнутом.

Работа с дикими животными опасна, был ли у тебя страх?

Нет. Почему-то именно с гепардами я никогда не боялась, что меня могу съесть. Единственное, что приходит в голову в критические моменты — возможность сделать что-то не так и запутать животное. Обратный путь к взаимопониманию долгий, иногда проще взять другого необузданного гепарда и с нуля всему обучить, чем вернуть доверие животного, которого ты сбил с толку. С этими кошками у тебя нет права на ошибку.

Любой резкий взмах рукой или поворот корпусом могут спугнуть их, заставить почувствовать во мне угрозу. Пропадёт доверие, появится испуг, и к чему это может привести, никто не знает. Общаясь с гепардами, в буквальном смысле ходишь по лезвию ножа.

Присутствовал ли страх по отношению к другим животным?

Да, признаюсь, боялась медведей. И этот страх не пролонгированный, он мимолетный, но в следующую секунду ты уже валяешься под животным. Было неприятно.

Были ли у тебя опасные ситуации в отношениях с гепардами?

Конечно, были. Однажды гепард по имени Бандит начал на меня бросаться. Виной тому стал костюм — красное платье, хотя никто никогда не говорил, что эти животные различают цвета. Ровно через год, когда я вновь надела его, животное снова бросилось.

Пришлось отказаться от Бандита на период работы с этим номером. Костюм был пошит, образ готов, премьера накануне. Зачем животное подавлять? Под него нужно подстраиваться, я никогда их не укрощала, всегда только дрессировала. Первое — про силу, второе — про психологию.

Расскажи какой-нибудь интересный случай, связанный с дрессировкой гепардов.

Андрей, наш помощник, (смеётся) «малыш» (прим. редакции — рост Андрея около 2 метров) поехал с нами сниматься в рекламе «Кетонала». По сценарию необходимо было, чтобы гепарды быстро побежали. Мы решили к машинке привязать чучело курицы, так как дикие кошки едят живой корм. И в момент, когда гепарды погнались за «птицей», мы вдруг поняли, что если они ее поймают и поймут, что это муляж, то потеряют интерес. И если ролик не снимут с первого дубля, съемка на этом закончится. Все начали кричать: «Андрей! Не допусти, чтобы они ее схватили!». Он побежал за «курицей», причем бежал быстрее гепардов. Его можно было заносить в Книгу рекордов Гиннеса как «единственного в мире человека, обогнавшего самое быстрое животное». Андрей добежал, в прямом смысле этого слова прыгнул на «курицу» и спас ее.

Возможно ли оставаться женственной в такой профессии? Ведь она требует большого мужества.

Конечно! «Женщину-кошку» никто не отменял. Я считаю: сильные женщины — это настоящие женщины.

Гепарды хорошо ладят друг с другом?

Бывают, разумеется, какие-то споры, в которые мы не влезаем, это их территория и их жизнь. Они умеют правильно вести отношения.

Ездила ли ты в легковой машине с гепардом?

Да, конечно, и не раз.

Как реагируют сотрудники ДПС?

Была смешная ситуация с пантерой на праворульной машине. Она была у меня еще до гепардов и участвовала в иллюзионном номере. Она всегда ездила на переднем сидении. На всякий случай я пристегивала ее ошейник к подголовнику: мало ли какая-то внештатная ситуация. Останавливает меня как-то сотрудник ДПС, но тут что-то его отвлекает и его коллега, видимо не заметив, что это японская машина, подходит с левой стороны. Я открываю окно — сам же подошел (смеется). К нему поворачивается пантера и начинает шипеть. Он отдает честь и говорит: «Проезжайте!». Причем кажется, что не мне, а кошке, потому что смотрит, не отрываясь, на нее. Было смешно, закрыла окно и поехала дальше.

Какую скорость развивает гепард?

До 110-120 км/ч, но он не может бежать с такой скоростью долго — быстро устает, как я уже говорила выше.

Гепард может обогнать Ferrari?

Если гепард и машина будут стартовать с места на небольшую дистанцию, то не исключено, что первый победит.

Легко ли ты села за руль?

Да. Я закончила обучение в автошколе, когда мне было 17, и с нетерпением ждала совершеннолетия. Экзамен сдала с первого раза. Правда один раз у меня была серьезная авария, после которой я боялась снова садится за руль. Моя первая машина была «злая», совсем как в фильмах бывает, не любила меня и устраивала неприятности. Вторая машина, Honda Accord, стала продолжением моего тела. А как я пришла к ней, это отдельная история! (смеется)

Расскажи!

Мои руки сильно погрызла пантера: они были обмотаны бинтом, сквозь который все время сочилась кровь, так как раны были глубокие. В тот момент у меня была договоренность о встрече с менеджером автосалона, поэтому я приехала в таком состоянии. Менеджер смотрит на меня и говорит: «Здравствуйте! А что у вас с руками?». Отвечаю: «Меня пантера покусала, ничего особенного». Шокированный менеджер переспросил: «Пантера? А вы где работаете?». Рассказала, что в цирке, и он, поняв какая сложная у нас работа и с жалостью глядя на руки, сделал мне максимальную скидку.

Самый долгий переезд с животными на автомобиле на гастролях?

На автомобиле долгих переездов не было. У них большие машины, где много места и они могут спокойно передвигаться, и мы все устраиваем так, чтобы переезд был не более трех суток.

Выступаешь ли ты сейчас в Москве?

Весь октябрь у нас будет идти спектакль «Калейдоскоп фантазий» в Vegas City Hall. Его премьера была в прошлом году, и по многочисленным просьбам «Цирк Дарьи Костюк» повторяет эту программу. Также пользуясь случаем приглашаю всех в новогодние праздники в УСК ЦСКА, с 28 декабря по 5 января там будет проходить наше новое новогоднее шоу «Тринадцать месяцев». Это добрая, завораживающая, вдохновляющая сказка, созданная в лучших традициях Российского цирка — гуманная дрессура, добрая клоунада, головокружительные акробатические трюки, иллюзионные превращения и многое другое. Действие происходит в трёхмерном пространстве — на главной арене, в воздухе и даже в воде.

Хотела бы, чтобы твой ребенок продолжил твою профессию?

И да, и нет. Я не задумываюсь на эту тему, ведь это его выбор. Я его поддержу в любом случае.

Ты не будешь против, если он выберет цирк?

Конечно, нет. Я ему помогу, ведь у меня за плечами большой опыт. Мой сын Платон знает, чего хочет. Я уверена, что он не потеряется в этой жизни, а мы с мужем сделаем все, чтобы ему было проще достичь вершин.

Фото: Мария Маринчук
Визажист: Ярослава Чаркова
Продюсер съемки: Анна Булаева

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно