bagio-winter
Игорь Титов

Как устроена работа гоночной команды: рассказы гонщиков

Вместе с лучшими российскими пилотами: Виталием Петровым, Михаилом Алешиным и Константином Терещенко, мы расскажем вам о том, как функционирует гоночная команда изнутри и что скрыто от глаз зрителя на трибуне.

Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT

Виталий, самый главный вопрос, который волнует всех: «Как попасть в гоночную команду «Формулы-1»?»

Если мы говорим о технической должности (инженер, механик, рабочий), то тут все зависит от опыта работы и рекомендаций. Нельзя просто так прийти к главному инженеру команды «Формулы-1» и сказать, что хочешь здесь работать. Нет. Мир автоспорта тесно связан и часто мастера знают друг друга лично, поэтому рабочий с плохой репутацией в хорошую команду не попадет. Все начинается с картинга, затем кузовные чемпионаты разных серий и вершина – «Формула-1». Шаг за шагом к цели.

Давайте разберемся с работой механика. Насколько она востребована?

Если работник с хорошим опытом и неплохими рекомендациями, он очень быстро найдет себе новое место. Кто откажется от того, чтобы взять к себе в команду отличного главного механика, например? Важно, что при любой ошибке, связанной с болидом, отвечать будет именно он. Да, есть понятие заводского брака, но бывают случаи, когда механик что-то недосмотрел, из-за чего произошел сбой во время гонки, а это катастрофа. Для максимального исключения человеческого фактора существует четкий график работ и строгая отчетность.

Расскажите поподробнее, как проходят тестовые испытания и гоночный уик-энд?

На трассу выезжает примерно 100 человек из команды: руководство, PR-служба, инженеры, механики, стратеги, тренера и обслуживающий персонал. Гоночный инженер во время тестовых заездов работает непосредственно с пилотом: он ориентируется на его ощущение и чувства, и в соответствии с ними настраивает болид под гонщика. Есть стратеги, которые наблюдают за результатами испытаний других команд. Все технические данные по аэродинамике и телеметрии в режиме онлайн просматривают и те мастера, которые остались на заводе. Они также обрабатывают эти данные и дают свои рекомендации. На машине установлено порядка 500 датчиков, измеряющих угол поворота колеса, силу нажатия на педали, прижимную силу и прочее. В перерыве между заездами оба пилота смотрят на телеметрию. Благодаря ей можно определить, как лучше проходить тот или иной участок трассы.

Гоночная команда – это маленькая экосистема, в которой все взаимосвязано.

К концу первого дня мы уже имеем четкое преставление об износе резины, тактике колес, стратегии и о том, когда будут происходить пит-стопы. В общем, команда уже знает что будет происходить во время гонки.

Константин Терещенко, гонщик серии ELMS

Константин, самый распространенный вопрос к гонщику: как стать пилотом «Формулы-1»? Расскажите нашим читателям.

Я постоянно сталкиваюсь с этим вопросом. Мне задают его во всех социальных сетях и с завидным постоянством. Для того, чтобы стать профессиональным гонщиком, нужно начинать с картинга. Лет с пяти-семи. Чтобы перейти в серии автомобильных гонок нужно пройти большую школу картинга, поучаствовать в российских и европейских чемпионатах и одержать несколько побед. Если вы гоняетесь в Европе и побеждаете, вас заметят и предложат место в другой серии.

Расскажите свою историю. Как обстояло дело у вас?

Когда мне было 7 лет, друзья нашей семьи на выходных позвали отца покататься на картах. Эта тема меня очень вдохновила, и я ждал момента, когда мне дадут прокатиться. После одного уик-энда мы стали проводить на трассе для картинга каждые выходные. У меня стало хорошо получаться и по мере вождения у меня появлялось все больше энтузиазма.

Потом обычных заездов с новичками мне стало мало и хотелось перейти в профессиональную школу картинга. И мне предложили проехать в лиге профессионалов. Вся моя гоночная карьера в картинге растянулась с 8,5 лет до 17. Мне сейчас 23, всего 6 лет назад я закончил с картингом. Это было круто. После картинга меня пригласили в серию «Формулы-Россия» в команду Москвы, где мне удалось одержать победу, потом я перешел в Формулу-Рено 2.0 и так далее.

Но ведь даже картинг, как младшая гоночная лига, – затратный спорт. Откуда у гонщика появляются финансовые средства на него?

В этом вопросе все дело стоит за спонсорством. Ребенку нужно выигрывать. Если побед нет, то придется вытягивать ситуацию своими средствами, а это мало кто может себе позволить. Поэтому все стараются выступать как можно лучше, в результате появляется очень жесткая конкуренция. Если у ребенка получается и он занимает призовые места, спонсоры его заметят и предложат свою поддержку.

После такого подробного ответа я надеюсь, что теперь этот вопрос у большинства заинтересованных людей отпадет.

Я тоже (смеется).

Константин, в каждой профессии есть свои недостатки. Работа гонщика не исключение?

Я бы так не сказал. За всю свою практику я обнаружил только два минуса. Первый – это постоянные переезды, с трассы на трассу, из страны в страну. Иногда сильно выматывает. Но в большинстве случаев это интересно и увлекательно, ведь мы путешествуем вместе с командой, а с ними скучно не бывает (смеется).

А второй минус?

Это, пожалуй, основная проблема. После нескольких лет участия в соревнованиях по картингу на машинках, где нет подвески, многие гонщики страдают от проблем со спиной. Это Ахиллесова пята у гонщиков. Приходиться постоянно тренировать ее и присматривать за ней, дабы избежать проблем.

А кто следит за здоровьем, питанием и состоянием гонщика в команде?

Для этого есть повара, диетологи, врачи, психологи (иногда психолог и врач в одном лице), массажист и еще несколько членов команды. Врач следит за физическим и моральным здоровьем гонщика. Повара и диетологи разрабатывают диету и меню для спортсмена. Есть еще тренер, который следит за твоими показателями силы и выносливости.

Константин, спасибо вам за интервью. Скажите пару слов про российский автоспорт напоследок.

Не может не радовать тот факт, что индустрия российского автоспорта развивается, особенно вспоминая, что было еще 15 лет назад, очень отрадно сейчас видеть наших спортсменов в чемпионатах «Формулы-1», WEC, IndyCar и других мировых лигах. Этот сезон не станет исключением. Мы будем стараться радовать российских болельщиков все больше.

Михаил Алешин, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC

Михаил, все знают о том, что основная задача пилота – управлять гоночным болидом, но ведь у гонщика есть и другие обязанности в команде?

Конечно. Управление болидом – это лишь верхушка айсберга. Самой большой частью работы пилота является подготовка автомобиля к соревнованиям. Во время тестовых испытаний гонщик вместе с командой настраивает машину.

Что вы имеете ввиду под словом «настраивать»?

Под настройкой подразумевается адаптация автомобиля к трассе. Важно, чтобы спортсмен чувствовал себя уверенно за рулем и понимал, как поведет себя машина в той или иной ситуации на трассе. Для этого и существуют тестовые испытания, во время которых, вместе с гоночным инженером, пилот подстраивает машину под себя.

Как проходят эти испытания?

Во время тестов команда из инженеров и механиков меняет всевозможные характеристики болида и смотрит на изменения, происходящие на трассе. Например, команда на трассе может тестировать подвеску 8 дней подряд. Оттачивается каждый поворот, все должно быть идеально. Да, это монотонный труд, но именно он принесет свои плоды во время гонки. Такие испытания происходят с двигателем, коробкой передач, шасси, аэродинамикой и прочим. Все для того, чтобы показать максимум на соревнованиях.

Вы упомянули инженеров и механиков. А какие еще есть должности в команде?

Как на любом большом производстве или в компании, есть строгое разделение обязанностей. Времена, когда один человек досконально знал всю машину и работал над ней в одиночку давно прошли. Сейчас одной машиной занимается не менее 30 человек. Главный инженер, телеметрист, главный механик и многие другие члены команды. Все обязанности разделены в соотвествии с занимаемой должностью. Например, как я уже упоминал выше, гоночный инженер напрямую работает с пилотом во время тестовых заездов. Инженер старта занимается только началом гонки, ничем больше: он подбирает лучшую для старта резину, продумывает стратегию и делает все, чтобы пилот максимально удачно смог начать гонку. Кроме технической части команды есть руководство, которое также вылетает на гонки и следит за работой команды. Есть грузчики, повара, тренера, психолог, официанты и другой обслуживающий персонал.

А какое общее число людей в команде?

Для каждой команды все индивидуально. В «Формуле-1» в среднем от 600 до 1 000 человек. В других классах обычно поменьше.

bagio-winter