В 2080 году люди полностью переселились на главный спутник земли – Луну. Космические путешествия стали обыденным явлением. Именно таким представлялось будущее создателям фантастического фильма «Приключения Плуто Нэша», главный герой которого передвигался на уникальном беспилотном автомобиле с виртуальным «дворецким».

В 2002 году транспортное средство без водителя выглядело невообразимо и вульгарно. Однако лишь 4 года спустя компания Lexus представляет миру новое поколение премиального седана Lexus LS460 с системой автоматической парковки. Автомобиль, самостоятельно вращающий руль при парковке, произвел фурор. Так началась новая эра автомобильных помощников.

Электронные системы помощи водителю и мини робот в дорогу

Система автоматической парковки

Дебютировавшая в 2006 году система автоматической парковки претерпевала многочисленные изменения, совершенствуя процесс беспилотного управления автомобиля до идеала. На сегодняшний день существует как полуавтоматическая, так и полностью автоматизированная система, однако, принцип определения парковочного места и передвижения автомобиля остается неизменным.

Для внедрения данной системы необходимо наличие:

  1. системы курсовой устойчивости,
  2. ЭУР (электрического усилителя руля),
  3. АКПП,
  4. системы парковочных радаров.


Подключаемая принудительно самим водителем система автоматической парковки с помощью парковочных радаров определяет достаточное для параллельной, либо перпендикулярной парковки место. Примечательно, что у разных производителей «достаточным» считается пространство, равное длине автомобиля, к которой прибавлены от 0,5 до 0,8 метров.

Электронные системы помощи водителю и мини робот в дорогу

Определив место, система вывод проекцию будущей «парковки» на экран мультимедийной системы, при наличии системы кругового обзора. Следующим этапом является перевод селектора АКПП в необходимый для «внедрения в парковочное место» режим. Полуавтоматическая система потребует от вас контролирования окружающей обстановки, «подсказывая вам», в какой момент следует нажать педаль тормоза. Автоматизированная же система сделает все за вас, увеличивая подачу газа с помощью ЭБУ.

Система контроля усталости водителя

Почти четверть всех аварий связана именно с человеческим фактором водителя, а именно - физической усталостью.

Представьте картину: вы едете по ночной дороге, по качеству близкой к идеальной. Из колонок аудиосистемы играет приятная, создающая атмосферу уюта музыка, а климат-контроль настроен на согревающую температуру. Вы расслаблены. Согласитесь, пока вы это прочитали вас уже немного начало тянуть в сон. А что происходит с водителем в длительной поездке в реалии? В результате исследований установлено, что спустя 4 часа монотонной дороги скорость реакции водителя падает в 2 раза. А через 8 часов уже в 6 раз.

Именно для того, чтобы минимизировать риск заснуть за рулем и попасть в ДТП, и была придумана система контроля усталости водителя. Хотя технология мониторинга физического состояния была запатентована компанией Nissan аж в 1977 году, первые системы стали устанавливаться многим позже.

Первыми автопроизводителями, которые стали использовать такую функцию на своих моделях стали компании Volvo и Mercedes-Benz.

Сама система на данный момент представлена в двух вариациях и у разных марок может немного отличаться по алгоритму работы.

Электронные системы помощи водителю и мини робот в дорогу

Электронная часть системы состоит из:

  1. блока управления и анализа информации,
  2. датчика определения действий водителя,
  3. камеры мониторинга эмоционального фона автомобилиста (присуще для второго, японского сегмента автопроизводителей),
  4. датчика определения положения автомобиля.

Для европейских автомарок присущ первый алгоритм работы системы, а именно: несколько датчиков анализируют действия водителя (сила и частота нажатия на педали, диапазон поворота рулевого колеса и прочие), затем передают информацию в системный блок, который в свою очередь выносит вердикт об усталости водителя.

Для японских же производителей характерна установка камеры видеонаблюдения, спрятанной напротив лица водителя. Она будет сканировать частоту моргания и эмоции на засыпающем лице.

Как только система поймет, что дело плохо и водителя надо будить, она подаст сигнал о необходимости выпить кофе и остановиться для передышки.

Адаптивный круиз-контроль

Данная система позволяет не просто поддерживать на протяжении всей поездки заданную скорость, но и положение автомобиля в полосе и потоке.

Система адаптивного круиз-контроля состоит из:

  1. датчика расстояния до впереди идущего автомобиля,
  2. блока управления,
  3. исполнительного устройства,
  4. системы определения положения автомобиля в полосе (опционально).

Подобно парктроникам, радары посылают электромагнитные волны на объект и, получая «эхо», определяют расстояние. Частота отражения волны также определяет и скорость следующего впереди автомобиля. Данная информация преобразуется в электрические сигналы и передается на блок управления системой, которая и контролирует положение машины в потоке.

Электронные системы помощи водителю и мини робот в дорогу

Далее программное обеспечение производит анализ входной информации с данными о движении вашего автомобиля и с помощью вспомогательных и главных систем автомобиля, таких как: электронная дроссельная заслонка, АКПП, ЭУР, система курсовой устойчивости, - корректирует скорость и направление. Опционально система адаптивного круиз-контроля оснащается еще одной, не менее важной и интересной технологией – системой контроля полосы, подразделяющейся на два вида:

  1. система предупреждения о съезде с полосы (Lane Departure System «LDS»), создающая звуковые или визуальные информационные уведомления о попытках смены полосы;
  2. система удержания в полосе (Lane Keeping System «LKS»), которая в автоматизированном режиме способна скорректировать курс автомобиля с целью сохранения его в полосе при отсутствии реакции водителя на предупреждающие уведомления.

Предположим, что современные машины действительно могут помогать водителю практически во всем и даже передвигаться и парковаться самостоятельно, почти как «супер-авто Плуто Нэша». Но как быть с человеческой составляющей, дворецким, который мог бы не только направить автомобиль по необходимому маршруту, но и поддержать беседу в долгой дороге?

Робот-компаньон

Компания Toyota подготовила ответ на этот вопрос. Korobo Mini – это уникальный миниатюрный робот-компаньон. Его высота составляет 10 сантиметров. Милая неуклюжесть и детские черты в его внешности не оставят равнодушным ни одного из водителей. Функционал «малыша» не ограничивается простой беседой. Робот способен производить поиск в интернете по запросу, делать закупки в интернет-магазинах и воспроизводить подсказки навигационной системы.

Электронные системы помощи водителю и мини робот в дорогу

Адаптивный робот способен подстраиваться под своего владельца и копировать его жестикуляцию. Если вы хотите приобрести такого собеседника, совершенно не обязательно обладать супертехнологичным автомобилем последнего поколения. Достаточно иметь при себе смартфон, к которому посредством Bluetooth и «коннектится» мини робот.

Таким образом, мы можем прийти к заключению, что будущее, некогда представлявшееся таким далеким и недостижимым, обрело свое воплощение в настоящем. Несмотря на то, что межпланетные перелеты на автомобиле все еще кажутся нам фантастикой, беспилотная парковка и вождение уже становятся обыденностью, а дальние поездки в одиночестве больше не будут сводить вас с ума благодаря умному роботу-компаньону.

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно