История знаменитого российского революционера, политического, военного и государственного деятеля СССР по фамилии Джугашвили, единолично руководившего советским государством, всегда была покрыта пеленой тайн. После смерти Сталина, эту кличку Джугашвили получил при вступлении в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси», споры историков о его политическом курсе «на построение социализма в одной, отдельно взятой стране» обрастали лишь все большими вопросами. Возмущение многих вызывает и режим жесточайшего террора, достигший своего апогея в конце 30-х годов.

История бронированного лимузина для Сталина

Тем не менее, мы не будем углубляться в подробности политических деяний Иосифа Виссарионовича, а расскажем вам о его маленькой слабости – бесконечной любви к автомобилям. Первым служебным автомобилем Сталина, находившегося еще на посту «Наркома большевистского правительства по делам национальностей», стал прекрасный Vaxhall «четырнадцатого года», оснащенный «V-образной шестеркой», мощностью 30 л.с. Интересным фактом истории автомобиля является то, что первым его владельцем являлась мать последнего императора, Николая II, Мария Федоровна. Однако слабый мотор прекрасного седана не смог удовлетворить страсть Сталина к скорости, и вскоре автомобиль был передан другому владельцу.

История бронированного лимузина для Сталина

Во времена Гражданской войны правительством была закуплена партия седанов производства США для военного ведомства. Иосифу Виссарионовичу был выделен автомобиль, способный в полной мере удовлетворить его потребности в «быстроходности», - Packard Twin-Six. Оснащенный 12-ти цилиндровым агрегатом под капотом, этот «американец» разгонялся до рекордных по тем временам 130 кмч, что не могло не покорить «автомобильное сердце» будущего «Вождя всех народов». По возвращении с фронта Сталин дал указание главе гаража Совнаркома достать для него подобный Packard.

История бронированного лимузина для Сталина

«Иосиф Виссарионович испытывал истинное наслаждение, гоняя по дорогам Подмосковья на своем роскошном Packard с открытым верхом» – констатировал тот самый начальник гаража, Степан Гиль.

В дальнейшем у «Вождя народов» появлялись во владении многие автомобили других марок, в том числе и американских, и даже Rolls-Royce. Как некогда отметил чешский писатель Гофмейстер: «Столь огромного столпотворения автомобилей «Роллс-Ройс», которое я лицезрел однажды на набережной реки Москвы, я не видел больше никогда в жизни».


История бронированного лимузина для Сталина

Прокатившись на 12-ти цилиндровом «красавце» с взлетавшим пеликаном на капоте, Сталин больше не мог его забыть. В 1933 году в США по специальному заказу была приобретена партия совершенно новых фаэтонов с V12 от Packard. А за прекрасное развитие международных отношений между СССР и США вождю был подарен роскошный Packard Twelve с самой совершенной бронированной капсулой. Семиместный автомобиль обладал внушительной мощностью 155 л.с., и несмотря на вес всей конструкции, был способен развивать 130 кмч. Подарок Иосифу Виссарионовичу понравился всем, за исключением цвета, – белый автомобиль по прибытии в Москву был незамедлительно перекрашен в подобающий правительству черный цвет. Несмотря на невероятную любовь к американским автомобилям, использование их в качестве партийных подавало плохой пример рабочим и крестьянам. Еще в начале 30-х годов руководством был принят план на создание отечественного автомобиля для правящей партии. «Первый блин комом» – лимузин «Ленинград-1» – был построен на заводе «Красный Путиловец». После того, как Сталин забраковал маломощную и тесную машину, заказ перешел в руки завода «ЗИС».

История бронированного лимузина для Сталина

Детище завода под номером 101 понравилось вождю и было поставлено на производство. За 4-х летний период выпуска было произведено 8 752 автомобиля, капот которых украшал развевающийся красный флаг со звездой. Однако отечественный лимузин Сталина не мог переплюнуть «американского любимца», поэтому ЗИС-101 использовался только в качестве служебного автомобиля.

История бронированного лимузина для Сталина

В 1947 году руководству СССР был показан высокотехнологичный семиместный лимузин под названием ЗИС-110. Автомобиль обладал невероятно мощным двигателем, позволявшим развить скорость в 140 кмч, при этом сохраняя тишину в салоне, чтобы правительственные лица могли обсуждать партийные дела, не боясь быть подслушанными. Помимо седана, были выпущены модификации «110А Скорая помощь» и «110Б фаэтон». Одновременно с созданием правительственного седана, велись строго засекреченные разработки над бронированной капсулой над названием «Изделие №100».

История бронированного лимузина для Сталина

Невероятно тяжелый автомобиль, весом 5 тонн, получил самую современную систему бронирования и название ЗИС-115. От обычного «стодесятого» броневик отличался единой противотуманной фарой посередине решетки радиатора, особыми спецсигналами, увеличенными шинами, способными выдержать немалый вес машины и «мутноватыми стеклами», то есть, можно сказать, первой тонировкой. В салоне автомобиля был установлен кондиционер, а сиденья были набиты гагачим пухом, обивка – исключительно сукно, маркая и скользкая кожа полагалась водителю.

«У меня нет секретов от народа и перегородка в моем автомобиле не нужна» – именно такие слова были произнесены Сталиным при засвидетельствовании сборки первого бронированного лимузина.

История бронированного лимузина для Сталина

Двигатель автомобиля подвергся ряду модификаций, благодаря которым мощность возросла до 162 л.с., однако, даже такое вмешательство в техническую составляющую автомобиля не позволило ему разгоняться выше 100 кмч. Возможно, именно эта причина и не позволила Иосифу Виссарионовичу окончательно и бесповоротно отказаться от его любимого Twelve.

В заключении хочется отметить, что «Вождь народов» никогда не сидел на одном месте в своем лимузине, но «любимая рассадка» на случай публичных появлений у него все же была.

История бронированного лимузина для Сталина

Однажды маршал Жуков заметил очень интересный факт: «Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним – Сталин, за Сталиным – я. Я спросил потом Власика: «Почему он меня туда посадил?». «А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а, если сзади – в вас».

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно