IMG_7957

Начнем историю сначала. Как вообще в твою голову пришла идея купить «Запорожец»?

Голова у меня, конечно, безумная, но еще более безумные – мои друзья. Меня сподвиг на покупку мой товарищ – Петя. На тот момент он уже являлся счастливым обладателем ретро автомобиля, а именно «ВАЗ 2103». А так как я тоже разделял его увлечение, совместно мы решили собрать коллекцию винтажных машин.


Судя по всему, вторым в коллекции стал «Запорожец»?

Да, однажды весной Петя позвонил и сказал, что нашел очень симпатичный «Запорожец». Я без раздумий завопил в трубку: «Беру!» Только потом узнал, что он находится в Белгороде. К счастью, и там нашлись друзья, которые помогли его выкупить.

IMG_8085

Как он попал из Белгорода в Москву?

Осенью того же года белгородские друзья напомнили о покупке и попросили ее наконец-то забрать (смеется). Петя, будучи рациональным человеком, предложил забрать ее на автовозе. А я, имеющий тягу к приключениям, предпочел потратить ту же сумму, но намного интереснее. Именно так через три дня мы оказались в поезде «Москва - Белгород». Мы даже дали название нашему трипу: «Белгород-24», что означало, что мы хотели проделать маршрут «туда-обратно» за 24 часа. В путь втроем: я, Петя и наш товарищ Андрей. Все мы были одеты в стиле 70-х. Хотелось максимально проникнуться духом той эпохи. Но в итоге я проникся духом той эпохи в начале нашего пути на «ЗАЗике» из Белгорода в Москву. Автомобиль ни в какую не хотел разгоняться больше 60-ти километров в час. Ну, а при подъемах в горку и отметка «40» казалась чем-то недостижимым. Лишь спустя 230 километров автомобиль раскочегарился. Дело в том, что лишь тогда двигатель смог «прожевать» всю ту гадость, которая скопилась в карбюраторе за долгие 20 лет в гараже. В итоге до Москвы мы доехали за 8 часов, а вся поездка длилась всего 23 часа, что на час меньше, чем мы закладывали изначально.


Скажи, он был в таком идеальном состоянии или ты его изрядно доработал?

Он был прекрасен изначально. Я влюбился в него с первого взгляда. Вообще, в моих планах было оставить только внешний облик автомобиля,  а «внутренности» изменить полностью. Мне хотелось поставить в него двигатель и ходовую от Porsche. Но именно эта поездка заставила меня передумать. Его пробег на момент покупки был чуть больше 7-ми тысяч километров. И я просто не мог позволить себе «убить» его очарование своими доработками. У этого автомобиля есть душа. Для меня он особенный. Но, конечно, небольшой «косметический ремонт» был проведен, в соответствии с трендами нашего времени.

IMG_8022

Ты увеличил ему переднюю губу и нарисовал на капоте несоизмеримо широкие брови?

Нет, я не стал увеличивать ему губы (смеется). А вот слегка омолодить его «кожу» все же пришлось. На этом доработки закончились. Хотя нет, еще я поставил печку. Правда спустя три года, потому что боялся, что родная печка может воспламениться. К сожалению, это распространенная проблема. Зато теперь зимой в «Зазике» тепло, как в Ташкенте. Хотя, если честно, я не эксплуатирую его зимой. В этом году был первый раз, когда я выкатил его поскользить по льду около центральной клумбы МГУ. Но это было исключительно ради съемок в «Дневнике Хача».


Скажи, что в этой машине особенного?

Все. Начиная с того, что любую неисправность можно устранить «на коленках» прямо посреди дороги, заканчивая тем, что этот автомобиль дарит улыбки и детям, и взрослым. Глядя на него просто невозможно оставаться грустным. Дедушки и бабушки сразу вспоминают молодость, часто останавливают меня на дороге, начинают рассказывать истории из их жизни, связанные с этим автомобилем. Все люди хотят со мной поговорить, прикоснуться к этому автомобилю, сфотографироваться с ним. А еще Москва из «Запорожца» смотрится совсем по-другому. Я не могу это объяснить, это надо увидеть и почувствовать.

Немного о «Запорожце»:

Запорожец – автомобиль со сложной историей, как только не называли беднягу... но застряв во времени (с разными модификациями ЗАЗ выпускался 23 года!), 968-й только выиграл. Хотя автомобиль выглядит крайне просто, параллельные линии кузова и всего несколько хромированных элементов, – это классика. Обновленная версия, с приставкой М (модифицированный) не так элегантна и лаконична. Хром сменился на пластик и облик машинки поскучнел. Из улыбчивого, 968-й превратился в усталого отдыхающего. Кепка, дачный загар, мешок картошки в багажнике. Что уж говорить о возможном сравнении с будущим преемником – Таврией.

Салон прост и аскетичен, нет даже радиоприемника. Не очень удобный рычаг коробки передач напоминает о том, что части запорожской КПП использовались в советское время при постройке формул «Эстония».

IMG_8057

Для пассажиров места очень мало, впрочем, уединиться на заднем диване Запорожца смогут только очень влюбленные йоги. Тут как минимум нужен 403-й “Москвич” или на крайний случай “Жигули”.

Литровый мотор развивает всего 40 сил, так что дымить покрышками, высунув в окно левую руку не получится. Динамику сложно назвать невероятной – с 0 до 100км/ч, по паспорту 968-й разгоняется за 32 с небольшим секунд. Но если очень надо, Запорожец может вспомнить раллийное прошлое марки и поехать быстрее.

IMG_8029

Впрочем, динамика здесь и не нужна. Запорожец – это не тот автомобиль, чтобы носиться сломя голову и “вышивать” между рядов. Сейчас на нем классно прокатиться по Москве. Но не по большим проспектам, а по тихим улочкам в выходной день, когда жители покидают город в поисках бесценного подмосковного загара.

Современные машины, конечно же, комфортнее, безопаснее и проще в управлении. Но для того, чтобы получить настоящие эмоции, нужен настоящий автомобиль, а 968-й Запорожец вполне тянет на звание «Автомобильное достояние».

IMG_8038

Музеи, в которых можно увидеть “Запорожец”:

- Музей «Автомотовелофоторадио», Винница

В Украине, в городе Винница, в здании автосалона «Владимир» в не так давно открылся музей ретро техники из частной коллекции Алексея Стрембицкого.


 

- Музей ретро автомобилей «Фаэтон», Запорожье

На исторической родине «Запорожцев» и «Таврий» расположился самый крупный в Украине музей старинной авто-мото техники, зарегистрированный даже в Национальном реестре рекордов.


 

- «Мотормузей», Рига

В рижском районе Межциемс расположился музей, занявший место среди 30 самых лучших в мире и пяти лучших в Европе технических музеев.


 

- Музей ГИБДД на Садовой-Самотечной

В Самом центре Москвы, на садовом кольце в здании ГИБДД хранятся несколько раритетных автомобилей, использовавшихся на службе ГАИ в 1950-2000 г.г.


 

- Музей “Московский транспорт”

На Рогожском Валу расположился шикарный музей ретро-автомобилей. Там вы узнаете много нового об истории мирового автомобилестроения, получите эстетическое наслаждение от красоты ретро-машин, совершите путешествие в прошлое.


 

- “СОЧИ Автомузей”

В Олимпийском парке города Сочи открылся свой собственный Автомузей! Там узнаете много нового об автомобильной истории нашей страны.


 

- “Ломаковский музей»

Это старинных автомобилей и мотоциклов — это первый автомотомузей в России


 

- “Музей техники Вадима Задорожного”

Музей расположен в ближайшем Подмосковье рядом с живописным поселком Архангельское и является прекрасным местом для семейного или молодежного отдыха.

IMG_8093

Интересные факты о “Запорожце”:

- Поговаривают, что именно на “ушастом” “Запорожце” 44 года назад рассекал никто иной, как Владимир Путин. Белый "Запорожец" 1972 года выпуска красуется на лужайке возле Константиновского дворца в Стрельне, где несколько лет назад Владимир Путин встречался с Джорджем Бушем. Владимир Владимирович с гордостью показывал бывшему американскому президенту свой первый автомобиль. Путин уверял Буша, что машина все еще на ходу, правда тот все равно отказался от предложения прокатиться.

владимир_путин_запорожец_1

владимир_путин_запорожец_2

владимир_путин_запорожец_3

владимир_путин_запорожец_4

Ну и добавлю немного своих впечатлений. Подписываюсь под каждым словом Сергея о том, что этот автомобиль вызывает улыбки людей. Мы ездили на нем целый день и целый день с нами общались и фотографировались люди. Полиция приветливо улыбалась и отдавала честь, словно в этом самом "Зазике" передвигается генерал ФСБ, а не редакция "So many horses". Ездить в нем достаточно комфортно. Даже на скорости больше 100 км/ч. Почти не страшно. Ну, только иногда, когда нужно резко затормозить. Хотя слово "резко" вообще плохо сочетается с этим автомобилем :))) Очень понравилась "система кондиционирования" 70-х годов (это я про те самые уютные форточки, которыми славился советский автопром!) Я считаю, что это огромное упущение современных автомобилей, что на них больше не ставят такие форточки. Это действительно очень удобно, ты можешь направить поток воздуха ровно так, как тебе нужно. Чего ты точно не можешь сделать с обычным окном. И, конечно, я попробовала сесть за руль. Тормозить находясь за рулем "Запорожца" очень страшно. Нога проваливается в "желешку" и совершенно непонятно, затормозит автомобиль или нет. Но в нем есть такой шарм, такое очарование, что все этим мелкие минусы уходят на задний план. Мне действительно очень понравился этот автомобиль и я даже подумала о том, что с радостью бы завела и себе такого "Ушастика"!

Текст: Оля Лукьянова, Григорий Голышев

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно


Алексей
20.07.2016 - 15:29 Отличная статья! Приятно было почитать, о Запорожцах редко хорошо пишут. Оля молодец!
Дмитрий
20.07.2016 - 15:35 Прочитал и самому захотелось на таком ЗАЗике прокатиться! :)
Дмитрий
20.07.2016 - 19:04 Хорошие фото и текст! Максималку проверял недавно на аналогичном ушане 1977 года - 130км/ч по ГПС, не все правда в это верят, но факт. Исправные тормоза - тормозят нормально, никакой «желешки» там быть не должно. Главный минус - шум. Минус номер два - родная печка, но он легко решается вебастой/эбершпехером/планаром.
Вован
21.07.2016 - 0:12 Фотки красивые
D.P.
22.07.2016 - 9:57 Надеюсь, увидим на вашем сайте статьи и про известные, и про редкие авто советского прошлого! Приятно вновь увидеть забытые формы, обводы... Эх, были ведь времена! Спасибо за вкусные картинки и сочные видео! :)