блиц

Расскажи, что за танк, какого года?

2014 года сборки, 2015 года обкатки. Пробег по километражу сложно сказать, по моточасам, я думаю, что часов 50 мы уж наездили.


Модель танка?

МС1, он же Т18. Это копия первого советского серийного танка. Легкая и приспособленная для повседневной эксплуатации. Конкретно это — модель 30 года, которая выпускалась до 31. Мы его готовили к 9 мая 2015.


Двигатель, объем?

Двигатель от экскаватора 2.3 S4Q Mitsubishi, момент крутящий там ломовой — 120 Нм Мощность 49 лошадиных сил

1-9

Привод?

Привод гидравлический.


Как пришла такая идея, расскажи

Пришла идея… Началось все с детского кружка старшего сына. Такая тоска по урокам труда, который был у нас в школе, у ребят его не было.. Когда сын принес из школы передник, который они сшили всем классом вместе с девочками, я напрягся. И взял ситуацию под личный контроль. Сначала ребята сделали гусеничную танкетку. А потом пришла идея, что надо бы танк сделать. Как раз в 2015 году была годовщина Победы.


С чего вы начали? Как это — взять и построить танк?

Идея — это как червяк, она пришла, начинает в голове прогрызать какие-то области. Сначала подумал, а почему бы не сделать. Потом детям сказал, потом понял, что с детьми это все очень долго будет строиться. Друзей своих в кучу собрал и сказал, что надо попробовать.


Что сказали друзья?

Друзья сначала как на идиота посмотрели. Типа у Сереги завтра все пройдет. Не нервничай, отдохни… Не прошло. Начали с гусеницы. Вообще казалось, что у танка самая сложная часть — это сделать гусеницы. И у нас не было задачи ее отливать из стали. Через 2 дня ребята позвонили и сказали, что есть идея, как ее сделать. Когда гусеница появилась, оказалось, что это не самая сложная часть. Все самое сложное было потом.

1-2

То есть, все работы UFO Garage полностью сделал сам?

Тут сложно говорить, поскольку  UFO Garage в виде юридического лица — это одна история. А в виде клуба, который раньше был, - тоже все позавчерашний день.  Сейчас с именем UFO Garage больше сын носится, ведет это направление, тот же канал на ютьюбе например. Это не клуб, это образ жизни какой-то, наверное. Если мы когда-то UFO Garage делали как клуб непонятных автомобилей, (Alfa Romeo в потоке никто не идентифицировал), то это тоже непонятные машины, только гусеничные.


Был ли момент, в который уперлись а пройдя его, все заработало?

У нас была проблема с принципом движения танка.  Я почему-то был уверен, что сделаю модель в масштабе 1:1, чтобы внешне она была точной копией танка, чтобы она минимально весила, и при этом имела внутри современную начинку. Чтобы не было никаких проблем с точки зрения эксплуатации.


Удалось?

Да. Если мы говорим про классические вещи, берешь сайт, где ребята общаются по поводу того, как сделать вездеход. У всех подход одинаковый — двигатель, коробка передач, задний мост от какого-нибудь Жигуля, распиленный. На этом мосту стоят либо просто тормоза, либо тормоза с корзинами сцепления. В этой системе очень сложные органы управления. У тебя должен быть как в машине тормоз-газ. Коробка передач, тормоз левый, тормоз правый. Если все по уму делать, то на каждом рычаге должен быть рычаг для торможения, который перед моментом торможения выжимает сцепление на каждой из сторон…. В общем мягко говоря сложно.

1-5

Получилось ли сделать максимально простую конструкцию, чтобы скажем ребенок сел и поехал?

Мы как раз хотели сделать так, чтобы ребенок мог сесть и поехать на этой штуке. Нам казалось, что это должна быть гидравлика. При этом никто из нас никогда в жизни с гидравликой не связывался.


И как решили вопрос?

Сначала начали искать специалиста, который нас бы просветил в этом вопросе, разработал систему и все подобрал, все компоненты. Казалось, что мы нашли его. Это было, когда евро было 45 рублей. Человек долго нам парил мозг.  Через несколько месяцев, когда евро стал стоить 100 рублей, он родил какие-то наметки. А должен был сделать уже готовый проект. Мы не подозревали, что будет такое подорожание в цене. Выбрали самую прогрессивную марку гидравлического оборудования. Там много всего, можешь настраивать, как хочешь. К зиме 2014-15 года, у нас было разработано шасси, и уже сварена рама. И к моменту монтажа гидравлического оборудования выяснилось, что по сути ничего нет. Пришлось заняться самообучением. Разобраться в основах гидравлики, почитать литературу. Походить в библиотеку, купили книжки. Это был, конечно, тупик и жуткое отчаяние. Что ничего не получится и надо все срочно передумывать и переделывать. Но, почему молодые ученые делают прорыв, а не умудренные опытом? Потому что знаний нет во всех областях, они начинают долбиться в какие-то двери, где не были предназначены проходы. То же самое и у нас получилось. Мы знали минимум о гидравлике, поэтому начали изобретать велосипед. Как бы сделать так, чтобы хвост поворачивал, чтобы то, чтобы сё.

Узнали, что есть гидромоторы колесные, которые есть в современной уборочной технике. В чем проблема была? В том, что у танка 2 гусеницы. И они могут крутиться в разные стороны, и один насос с этим не справится. Потому что, когда ты открываешь одну гусеницу, у тебя буксует колесо, и чтобы ты со вторым не делал, оно не поедет. Основной геморрой был сделать так, чтобы эта история работала с достаточно простыми компонентами.


Удалось?

Удалось. Смысл в том, что сделано все очень просто и примитивно. Когда пришли заказывать гидрооборудование, специалисты, посмотрев на наши наброски, сказали, что все достаточно просто, и при этом более чем работоспособно. Есть все, что нужно, и в таком ключе этого никто еще никогда не использовал. Такое решение очень прикольное, оригинальное. Мы возрадовались… Потом были нюансы, конечно, но он поехал! На следующем этапе нам не хватало мощности двигателя. У нас сначала был двигатель воздушного охлаждения Honda, 660 кубиков, двухцилиндровый, бензиновый и он у нас глох, когда выходили на мощность. 900 кубиков дизель, 3-х котловый, тоже глох. Потом мы поставили 4-х цилиндровый дизель, объёмом 1.4 та же история.. Мы пытались по весу сделать небольшой мотор, в районе 90-100 кг.  Когда началась панкиа, мы решили перезаложиться, и взять мотор с запасом. В конечном итоге мы воткнули этот двигатель, все случилось, и все поехало. Минус в том, что мотор весит боле 200 кг. Тем самым пришлось усиливать крепление самого двигателя. Зато у нас очень получилась компактная гидросистема. А управление, как оказалось, можно сделать тросиковым. Из распределителей гидравлических по салону просто идут тросики, и спереди, и перед сидением механика-водителя торчат два штырька. В обычном статичном положении танк никуда не едет. Гидросистема заполнена, не дает возможность ему никуда катиться. Если это не очень большой угол наклона, танк может стоять и никуда не отъезжать. Рычаги вперед — он вперед поехал, назад — он назад. Надо повернуть — дергаешь только одним рычагом.

Сколько людей работало над проектом?

Основной костяк — 4 человека. Но пятый лицо приходящее, все время менялся. То это был сварщик, то маляр.


Цели достигли в итоге?

Да, мы сделали копию танка. У нас была идея сделать это к 9 мая, хотя мы не собирались никуда: ни на парад, ни на Красную Площадь. Своим трудом так скажем внести свою лепту в празднование 70-летия Победы. Уже ближе к делу стали понимать, что нам надо куда-то по профилю попасть или влезть в какую-то реконструкцию. Я в 16-17 лет имел к этому отношение. Сына, которому сейчас 16, хотелось задействовать в этих мероприятиях. Дней за 10 мы решили, что у себя в поселке просто проведем парад. Обратились в администрацию, оказалось, что они там сидели в пустых мечтах, как бы сделать праздник. И если раньше дети без особого интереса приходили, то когда появилась информация о том, что будет танк, что он возглавит колонну, и что можно будет фотографироваться, очень все оживилось. На 9 мая вышел весь поселок!


Как вообще реагируют? Едет танк! На реконструкции понятно, а вот просто так.

У нас просветительская получилась деятельность. Это наша обычная история. Мы что-то делаем, ракеты в космос запускаем, а с чего это началось, никто не помнит. И самое противное, что изначально было неправильное толкование. Мы на первых выездах после 9 мая, в Кубинке, еще где-то, языки стесали объяснять людям, что это не Renault, не «Русский Рено», и так далее.


Где на нем вы можете ездить? Учитывая, что это самоделка.

Благо мы живем в России, и дорог с твердым покрытием у нас немного. Люди делают вездеходы, и выезжают в лес. В лес, в поле, туда-сюда.


Как реагируют люди, которые идут по лесу с котомкой и за грибами?

Народ интересно реагирует, это и было сделано, что реагировали дети, чтобы они задавали вопросы. Это и историческая, живая история. Когда ты выезжаешь, сразу вопросы. Ой, а что это такая самоходная установка? Ой, а это русская-не русская? Когда это было, какие года? При каждой встрече на параде, на реконструкции ты огромный пласт информации выдаешь людям. Я надеюсь, у них это остается.

1-4

В итоге, признали достижение, может быть, конкурс какой-то выиграли?

В конечном итоге мы получили губернаторскую премию в 2015 году, заняли 2 место в номинации «Спасибо деду за победу». Кстати говоря о премии нам рассказала классный руководитель сына, после парада 9 мая предложила поучаствовать. А мы сами ни сном, ни духом. Так что наша деятельность была оценена. Мы даже внушительную денежную премию получили. Но это не главное, оказывается, удовольствие от жизни можно получать не только в момент получения зарплаты или какого-то гонорара, а в момент процесса создания результата. Оно в тысячи раз круче, чем банальная эта капиталистическая модель. Я по роду своей деятельности достаточно обеспеченный человек.  Для себя. Мне хватает средств для существования, на шалости и все такое. По сравнению с рождением Мски и этого танкового направления, которое у нас пошло - это просто несопоставимые вещи. Это каждодневная мозговая деятельность – ты постоянно думаешь, постоянно выдумываешь. Если бы мы сейчас кинулись в патентное бюро, у нас с десяток патентов бы вылезло.


Я понимаю, проект был коммерчески успешным?

Коммерчески успешным, да.  У нас и премия, и мы весь год участвуем в фестивалях, думали, это все на бесплатных началах, но как оказывается, это тоже какой-то источник дохода. Когда тебя приглашают, это все финансируют. А сейчас у нас есть человек который фактически купил этот танк… И плюс, у нас открылось финансирование на разработку нового танка. Так же на нас сейчас начали выходить  страйкбольные и пейнтбольные клубы, которым понравилась реализация гусеничной техники. Есть мысль по поводу выпуска лайт-версии специально для них.


Какой-то общий танк?

Какой-то некий танк, чтобы в нем комфортно могли разместиться 2-3 бойца, чтобы на него можно было установить то же стайкбольное оборудование. Чтобы у него была простая конструкция шасси. И чтобы он не выглядел уродски. Чтобы это была современная прикольная машина, в которой можно по бездорожью носиться и участвовать в боевых действиях. По весу будем зажиматься максимально. Ну и интересно, что оказалось, что мы вторглись в такую нишу, которой до нас никого не было. Были единичные попытки на базе болотоходов серийно выпускающихся либо  гусеничных тральщиков, сделать какие-то похожие танки. А мы сразу пошли высокотехнологическим путем. Разработали гусеницу из композитных материалов, сразу взяли гидравлическую систему.  Сразу то, се, пятое-десятое. Применение композитных материалов в реализации таких проектов оказалось очень правильным выбором. У людей огромные проблемы с транспортировкой гусеничной техники. Это сумасшедший вес, это металлические гусеницы, это перевозка.. А мы залетаем на эвакуатор автомобильный, и это наш основной конек. Мы не хотим вылезать за пределы легких танков, хотим ограничиться шириной 2.4 метра и длиной в пять с половиной. Потому что любое уползание в средние и тяжелые танки, это большой вес выскакивание из бюджета и не габарит для обычной жизни. Сейчас у нас в работе немецкий танк Pz. I Ausf. B. Это легкий танк, примерно тех же габаритов, что МСка. Только пошире. Мы уже разработали на него гусеницу и шасси, и у нас уже лежит условно весь материал на его сборку.. Получилось, что, изготовив технологичное и современное шасси, Pz. I, мы можем выпускать весь ассортимент моделей которые создавались на его основе, для личного пользования, для тех же фестивалей. Для самых разных нужд. Потому что просто гонять на вездеходе в какой-то момент не очень круто, а когда ты гоняешь на вездеходе с эстетикой русского или немецкого танка, то это офигенно. Тут и прикольные фотосессии, усиленно погружаешься в эту всю эпоху, можно форму сейчас заказать, любого танкиста тех лет, любой страны. Вообще вопрос погружения в какие-то патриотические истории интересен именно когда ты участвуешь в этом, а не когда кто-то насилует тебя учебником в школе, и все.

Твое пожелание читателям.

Я в очередной раз понял, что надо аккуратней мечтать. Мысли материальны!  Причем в начале пути казалось, что логики никакой у этого нет, но мечтать тем не менее нужно. Нужно научиться правильно мечтать. Естественно, недостаточно просто сидеть: «Ой, хочу танк». Когда ты мечтаешь и делаешь максимум того, что ты можешь, для того, чтобы реализовать эту мечту, вот тут что-то и начинает получаться. Здесь не нужно скатываться, к некоторым комментариям к нашим роликам, когда пишут «Ну конечно, когда есть бабло, когда есть станки, когда есть помещение, когда все есть, то можно что хочешь сделать». Нужно делать и все. Когда нас спрашивают – а зачем? Ты не знаешь, что человеку ответить. Понимаешь, что он полный твой антипод, полная твоя противоположность. В реализации таких проектов важен именно личный ресурс. Ресурс эмоциональный. Ресурс физический. Ресурс коллективный. Не бабло. Одним баблом не сделаешь, многие вещи вообще без него делались. Ты идешь, садишься, берешь в руки старую фанеру и начинаешь из нее что-то выпиливать и придумывать. Научитесь мечтать правильно. И это делать каждый день, каждую минуту. Потому что это сумасшедший пример для своих детей, для детей друзей, для людей вокруг.  Потому что сейчас такое время – многие болеют диванными болезнями, а это способ их лечения. Если ты знаешь, чего хочешь, если ты знаешь, что это нужно тебе, и ты делаешь все для того, чтобы у тебя это было, то у тебя все это будет. 200%.

Какое и где заправляешь? АЗС и марка - Топливо солярка… заправляют нас, как правило, из КАМАЗов, которые участвуют в обеспечении реконструкций


Какое масло залито в двигателе? - Motul  10/40


Где моешь? - Помыли сами «Керхером» 6 мая 2016 к параду победы в г.Ступино


Какие шины используешь зимой и летом? - В конструкции гусеницы танка применяется листовой ПНД. Так что из полиэтилена низкого давления и металлических вставок, для жесткости.

Текст и фото: Дмитрий Колотилин

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно