С чего началась история вашей компании?

История компании началась в 2010 году. Мы с братом решили себе купить багги для того, чтобы погонять, и, когда начали изучать рынок, стало ясно, что рынка нет. Нет предложений по багги. Зато были симпатичные багги в Китае. Мы посмотрели цены в Китае, прочитали про растаможку, доставку и наивно решили, что мы на этом сможем заработать денег.

Сначала были пробные поставки с завода. Это была вторая половина 2010 года – начало 2011 года, потом был заключен контракт с китайским заводом, а затем пошли массовые поставки. Когда техника пришла и начала эксплуатироваться в России, стало понятно, что китайские багги требуют очень глубокой доработки, и потихонечку начались какие-то простые изменения, потом все глубже и глубже, а потом перешли к проектированию и производству узлов и различных элементов. В 2014 году мы приступили к проектированию собственной машины. Я сам всю жизнь с машинами работал, так как по образованию инженер-конструктор, закончил МАДИ, «Многоцелевые гусеничные и колесные машины». Оказалось, что я буду работать по профилю.

Вот уже семь лет я в этой теме, и сейчас мы отказались от китайских багги и полностью перешли на отечественное производство, чем очень довольны. Нет большого желания кормить китайских рабочих и китайских инженеров, когда у нас есть свои очень толковые ребята, с которыми надо двигаться вперёд в России. Есть очень толковые механики, инженеры, дизайнеры.

Сейчас мы вообще не привлекаем никаких иностранных специалистов за исключением единичных случаев. Например, на гоночных машинах мы используем гоночные амортизаторы, а их в принципе не производят в России именно такого класса, и поэтому мы вынуждены заказывать их за границей. Если что-то можно приобрести в России, мы это делаем.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Почему именно багги, а не, допустим, квадроциклы?

Мировая тенденция такова: если взять США, то там где-то 30% рынка уходит на квадроциклы, а 70% – на багги, потому что квадрики входят в разряд специализированной техники для работы в лесах. Багги из-за повышенной безопасности и функциональности занимает большую часть рынка. Бонус багги в том, что на нем можно ездить по городу.

Двигатель Honda, который у вас используется, применяется только для двухлитровых версий?

У нас есть массовый продукт, на котором вы катались – это FunCruiser Lite, спорт-туризм, который имеет очень хорошие характеристики, он доступен для покупки и очень легок в обслуживании. Ещё у нас есть вторая версия – это FunCruiser FC2000 Super Sport, на котором мы используем двигатель Honda, но это, скажем так, эксклюзивная модель, «внедорожный Ferrari» для ценителей подобных ощущений. Это фантастически быстро и достаточно дорого. И опять же проблема в том, что в России только недавно появились моторы 1,8, в которых 120 лошадиных сил. Для быстрой езды по бездорожью этого недостаточно, поэтому мы используем более мощный мотор.

Все упирается в то, что в России нет двигателей, и мы вынуждены использовать мотор 1,6. Он работает хорошо, но это спорт-туризм. Для спортивно-гоночной техники нужны более мощные моторы, а их просто физически нет.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

А помимо амортизаторов и двигателей для определённых версий, какие ещё импортные запчасти используются? Скорее всего, резина и диски?

Да, диски и покрышки, потому что они опять же не производятся в России такого размера. Мы используем оптику Hella, потому что линзованная оптика у нас не производится, во всяком случае мы не смогли найти подходящего производителя. Зато это не касается сидений. Их выпуск в России налажен, поэтому спортивные сидения мы с удовольствием покупаем в Рязани.

Что, по-вашему, должно случиться, чтобы в России научились делать нужные вам запчасти?

У нас большие проблемы с отечественными запчастями. Если мы говорим про специализированные запчасти, то нужен рынок сбыта. Например, чтобы производить гоночные амортизаторы и чтобы предприятие было рентабельно, оно должны производить их хотя бы сотнями штук в месяц, а у нас просто нет рынка спортивной и гоночной авто- и мототехники, чтобы потреблять такое количество амортизаторов.

В каких выставках и соревнованиях вы участвовали? Может быть это были какие-то международные мероприятия.

Мы участвовали в прошлом году на международном форуме «Армия-2016», и достаточно успешно. В этом году мы были единственной компанией в России, которую пригласили на день рождения компании Reiger. Мы ездили, выставляли свою технику в Голландии. Кстати, голландцы были удивлены, наша техника им очень понравилась. А по поводу соревнований, мы были на чемпионате России по ралли-рейдам, можно сказать, что это международные соревнования. На них приезжают ребята из Финляндии, Беларуси, Украины. Мы дважды призёры бронзового кубка России 2013 и 2014 годов. В этом году опять вернулись в ралли-рейды.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

В Эмиратах большой рынок багги. Туда не собираетесь выходить?

Нам сейчас нужно решить определённые вопросы, связанные с производством, увеличить его, потому что сейчас пока что весь объем нашего производства потребляется внутренним рынком. Затем мы с удовольствием выйдем на международный рынок. Наша техника сертифицирована, она легальна, наш завод включён в список Евразийского союза, поэтому мы спокойно можем поставлять технику без растаможки и дополнительной квалификации в Казахстан, Армению, Беларусь и ещё некоторые страны.

Чем ваши багги отличаются от других брендов? В чем заключается преимущество?

Основной момент в том, что мы делали багги для России, для русских. Мы сами много ездим, много общаемся с клиентами, выслушиваем их пожелания: какой должен быть размер салона, какая должна быть динамика, какая проходимость, какие должны быть дополнительные опции. Мы саккумулировали весь этот опыт и сделали максимально большой, мощный и надёжный агрегат. Я сейчас говорю про FunCruiser Lite, который даже в случае какого-то форс-мажора хорошо ремонтируем в любой точке стран бывшего Советского Союза, потому что там используются запчасти ВАЗа, да и мы сделали такую конструкцию, чтобы не нужно было применять какие-то специальные знания. Механик, который ремонтирует «Жигули», может подойти, посмотреть и сказать: «Да, я знаю, как это работает».

Также не нужны никакие специальные инструменты. Это всё сделано для людей. Мы не занимаемся «лохотроном» вроде: «Купите у нас машину недорого, а потом покупайте у нас гайки по 100 баксов за каждую». Мы честно продаем машины, которые стоят своих честных денег и не занимаемся вымогательством.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

На сайте указана минимальная стоимость – 1,1 млн рублей. Насколько это пустая машина относительно того, что можно дооснастить?

Опять же, мы не занимаемся вымогательством денег у населения. Если человек покупает машину, то она будет на хороших покрышках, с запасным колесом, с лобовым стеклом, будут хорошие сиденья, ремни безопасности, багажник сзади. Это будет машина, которая готова к нормальной эксплуатации. Если у вас возникают какие-то пожелания – поставить дополнительный свет или дополнительное лебедки, вы можете сами дооснастить, а базовая комплектация полностью приспособлена к полноценному пользованию.

Как вы оцениваете рынок багги в России? Были ли резкие спады и подъемы спроса?

Спад был, конечно, фантастический, когда в 2014 году доллар резко подлетел. Это очень сильно ударило по всему рынку. 2015 год был тоже очень тяжелым, но в целом все было нормально.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Но ваши запчасти ведь отечественные…

Произошёл общий спад всего на рынке, вообще всего. Люди тратили деньги исключительно на вещи первой необходимости, то есть упала именно потребительская способность. Было очень тяжело вообще что-либо покупать. Это сказалось и на продаже новых автомобилей, коснулось и рынка квадроциклов, а также рынка багги, но хочу заметить, что мы молодцы. Мы к этому моменту уже практически отказались от поставок из Китая, а тем экспортерам, которые делали заказы с китайской базы, пришлось тяжко.

А, в целом, насколько активно ваши клиенты покупают багги?

Тут есть два момента. Во-первых, есть машины, предназначенные для частного пользования. Это обеспеченные люди, у которых есть возможность, время и интерес для такого хобби, но, как ни крути, это дорого. Надо понимать, что багги, квадроциклы – это уже относится к автоспорту, а самые дорогие виды спорта в мире – это лошади, машины, самолёты и яхты. Это элитные виды отдыха и спорта. Соответственно, люди, которые хотят заниматься подобными вещами, должны понимать, что это не дорого, а очень дорого. Это касается частных клиентов.

Конечно же, если машину эксплуатировать, скажем так, в щадящем режиме, то есть не убивать её, то она достаточно бюджетна в обслуживании, но покупку все равно не каждый может себе позволить, так как 1 100 000 рублей – всё-таки ощутимая сумма. Хотя некоторые даже берут в банке кредит.

Была ситуация: парень, биржевой брокер, попросил ярко-жёлтый, кислотный цвет багги. Это было его первое транспортное средство в жизни. У него никогда не было машин и первое, что он себе купил – багги. Был дико доволен.

Вторая категория людей – это те, кто любит привлекать к себе внимание. Все хлопают в ладоши людям на багги, такая машина очень нравится девчонкам, им нравятся парни, которые ездят на багги, а в пятницу или субботу можно совершенно свободно вообще навернуть круг почёта вокруг Кремля. Это прикольно. Возможно появятся люди, которые захотят «выпендриться».

Есть ещё один сегмент – это B2B (бизнес для бизнеса). У нас сейчас в России развивается гостиничный бизнес, санатории, всевозможные дома отдыха и ситуация там такая: народ пьет день-два, а на третий день хочет приключений, и дом отдыха должен предложить какую-то интересную программу. А что могу предложить? Бывает предлагают квадрики либо ещё что-то.

Багги как раз является отличным вариантом для постояльцев, поэтому сейчас мы начали поставлять их в дома отдыха. Специально разрабатывается трасса, по которой багги ездят. Постояльцы очень довольны, потому что это уже какой-то необычный отдых, а отельеры и мы, соотвественно, тоже.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Работаете ли вы по индивидуальным заказам?

Да, конечно.

Например, готовы ли вы прикрутить пятое колесо, условно?

Это очень условно, потому что мы сейчас решаем очень глубокие вопросы по увеличению мощности двигателя. Была создана тренировочная гоночная машина, которою мы строили индивидуально под клиента, и больше такой машины не будет.

А в чем отличие между стандартной версией и этой, доработанной?

Какие-то вещи видно, а какие-то нет, но количество доработок исчисляется десятками, а то и сотнями. Это очень глубокие переработки, начиная с замены мотора и заканчивая изменениями рамы или каких-то специальных амортизаторов. Потом может меняться посадка, может меняться орган управления, могут ставиться другие педали другой руль. Глубина переработок доходит вплоть до того, что появляется практически новая машина.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Сколько времени занимает постройка стандартного багги?

В связи с тем, что у нас сейчас достаточно загруженное производство, если клиент сейчас закажет машину, то получит ее через 2-2,5 месяца. Если «аврала» нет, то в течение месяца.

Какой был самый необычный заказ, который вам запомнился?

В принципе, все. Может быть вот самый интересный заказ – это тот, который мы сейчас делаем – машина с автоматической коробкой передач. Эта машина одна из самых сложных для нас сейчас. Заказчик – бывший военный, который когда-то спас бойцов, и у него теперь работает только одна рука. Один боец выронил гранату, а офицер успел выбросить гранату из окопа, но граната взорвалась достаточно близко, и он потерял руку. Сейчас он достаточно успешный бизнесмен. Это длительный и тяжелый проект, потому что это связано с полной переработкой электроники.

Как и где проводятся испытания багги?

Мы стараемся проводить их на максимально закрытых площадках или на специальных закрытых кроссовых трассах, которые предназначены для багги или квадроциклов, также мы проводим испытания на своих площадках. Если нам нужны совсем жесткие испытания, то едем в Астрахань. Там идёт большая нагрузка на трансмиссию и подвеску. Астраханские пески и бездорожье являются одними из самых тяжелых в мире. Если в Астрахани техника на полной мощности приходит 1 000 км, то ее можно считать неубиваемой. «КАМАЗ-мастер» тоже проверяют там свои машины. Я думаю, что другие подтянутся вскоре.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Сколько человек в вашей команде?

Проектированием занимается около 10 человек, а всего привлечено 30.

Как происходит подбор персонала, мотивация? За что могут уволить?

Мы подбираем людей, у которых есть самомотивация, тех, кому интересен новый проект, а овощи, которым нравится отсидеть на работе с 9 до 18 и потом валяться на диване у телевизора, у нас не приживаются. Достаточно большая нагрузка. Те, кто у нас остаются работать, – это фанаты, ребята, которые понимают, что делают и зачем им это нужно.

Что касается увольнения, то если человек не хочет прогрессировать, мы расстаемся. Для нас важнейшим показателем является способность человека набирать новый опыт и повышать квалификацию.

А были ли попытки, так называемого, промышленного шпионажа со стороны сотрудников в пользу других компаний.

Наши сотрудники подписывают документ о неразглашении. Нарушение этого договора несёт за собой уголовную ответственность. А так, ничего максимально секретного у нас нет, да и тем более, все дело в комплексе: двигатель, подбор материалов, комплектующих, поэтому невозможно просто стащить один чертеж и создать машину.

Расскажите про комментарий Шойгу, когда он увидел ваш багги.

Шойгу увидел наш прототип на «Армии-2016». Самое интересное, что Сергей Кужугетович не должен был увидеть эту машину, он не должен был даже пройти мимо, но судьба распорядилась так, что мы столкнулись лоб и лоб, и он сказал: «Ну, докладывайте».

Я и рассказал. Шойгу сказал, что машина интересная, но ей необходим полный привод, так как для военных наличие полного привода является важным моментом. У меня есть своя точка зрения по этому поводу, но я с ним спорить не стал, просто сказал, что выполним его пожелания.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Какие у вас ещё есть ветки бизнеса? Насколько я знаю, вы собираетесь или уже возите экскурсии.

Мы не занимаемся экскурсиями. Мы готовимся к тому, чтобы это направление бизнеса развить, потому что по большому счёту, к сожалению, пока в России не развит профессиональный качественный прокат. Мы рассматриваем вариант, что это будут какие-то туры с интересной природой, историей. Это правильно – развиваться с компаниями, которые занимаются домами отдыха.

Многие русские часто неправильно думают. Люди покупают джипы для того, чтобы у них была возможность выехать на природу, но хороший джип, например, Land Cruiser стоит 4-5 миллионов. Я на этом «Крузере» должен проехать везде, встает вопрос: «Зачем?». Ты можешь к «Крузеру» прилепить прицеп и на него загнать багги. Едешь по деревне, а дальше начинается конкретное бездорожье, оставил в стороне свой «Крузер», достал багги и поехал.

Если оторвал на багги колесо, ну, оторвал и оторвал, на прицеп его загнал и повез домой, а если ты от любимого Крузера оторвёшь колесо, то в лесу его не оставишь, плюс тебе в понедельник, предположим, надо ехать на работу, а у тебя грязный салон и машина поцарапана. Так зачем тратить такие деньги, если есть профессиональная техника для бездорожья?

Дубасьте на ней, и необязательно, чтобы твоя машина умела делать все. Американцы так и делают. Они спокойно к своей машине крепят прицеп, едут в пустыню и там на багги гоняют. Это экономически выгодно. Я надеюсь, в России постепенно люди к этому придут: не обязательно покупать автомобиль, вкладывать в него деньги, чтобы он там везде проезжал. В этом просто нет необходимости.

У меня было несколько экспедиций в Приэльбрусье. Багги в горах гораздо быстрее, чем любой джип. Он быстрее поднимается, быстрее спускается. У него хорошая проходимость в горах, высокая плавность хода, и джипы явно проигрывают. Приехал ты в горы, сел на багги и дубась, не надо свою машину мучать, ломать её и так далее. Это очень дорого и неправильно, а джипперы у нас почему-то немножко иначе считают.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Могли бы вы проанонсировать сейчас новые разработки гражданской техники?

Мы будем развивать нашу заднеприводную машину. Появится более мощная версия, может быть это будет какая-то гоночная версия. В целом, это станет для нас как Porsche 911. Этот автомобиль развивается и улучшается уже более 50 лет. Я считаю, что формат Лайта очень хорош, чтобы эволюционировать и повышать свои характеристики. Может быть, даже появится чисто шоссейная версия, городская, для определённой категории людей, которые не будут съезжать на бездорожье, которым просто нравится какое-то неформальное транспортное средство.

И вторая версия, которую мы будем сильно развивать – это полноприводный багги, что-то типа внедорожного Ferrari. Тоже мощный. Мы уже сейчас планируем запустить версию с мотором 220 сил, где максимальная скорость будет 170 км/ч. Одним словом, быстро и дорого.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Какие проблемы у вас были с законодательством при разработке этих автомобилей?

Ну особых проблем не было, потому что мы сразу ориентировались на российские ГОСТы и следовали им. Мы готовились к тому, что все должно быть правильно. Каких-то мега проблем перед квалификацией не было.

Будет ли выпущен шестиместный багги в качестве экскурсионного болида?

Будет четырёхместная. Мы решаем вопрос с автоматической коробкой передач. Мы удлиним машины, поставим второй ряд сидений для экскурсий. В этом направлении мы также двигаемся. Сейчас нужно сформировать портфель заказов и сделать четырёхместную версию машины.

Я так понимаю, вы работаете с дилерами, исходя из информации на вашем сайте. Почему ушли от продаж напрямую?

Нет, мы не ушли. Если человеку несложно приехать к нам, то мы продаем напрямую. Многие клиенты на самом деле приезжают из регионов, например, с Кавказа, из Сибири, им хочется посмотреть на производство. Это тоже видимо какое-то определённое удовольствие.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Как у вас строится общение с дилерами по поводу ценообразования?

Если у нас на сайте есть цена в 1,1 млн рублей, мы рекомендуем, чтобы у дилеров была такая же цена. Естественно, дилер имеет свои определённые бонусы, которые позволяют ему развиваться и зарабатывать деньги. Это необходимо, потому что бедный дилер – плохой дилер. Нужно, чтобы у дилера была возможность зарабатывать, чтобы у него была хорошая сервисная база и чтобы всегда были запчасти в наличии.

Для этого, конечно, нужны деньги. Подход, что я из дилера должен выдавить последнюю копейку приводит к тому, что дилер перестаёт вкладывать деньги в развитие, и тогда он начинает просто перепродавать. Получается, что когда ты придешь к нему за помощью в решении проблемы, он не сможет ее решить, поэтому, если мы рассчитываем на хороший сервис, нужно понимать, что в стоимость закладывается еще и пост-продажное обслуживание.

С какими известными брендами вы еще сотрудничать и помимо Hella и амортизаторов, которые вы назвали?

Воздушный фильтр КН. Но это не столь важно, нас в первую очередь интересовало сотрудничество с российскими брендами. На туристической машине мы установили амортизаторы SS20. Мы плотно работаем с этой компанией, вместе разрабатываем амортизаторы для туристических машин, и они специально для нас их производят. Эта компания – одна из ведущих специалистов по разработке амортизаторов и подвесок для автомобилей. Также по деталям трансмиссий и самоблокирующимся дифференциалам мы сотрудничаем с компанией «ВАЛ-рейсинг». Это известная компании в узких кругах. По амортизаторам мы работали ещё с двумя компаниями – это Spectrum Lab (Санкт-Петербург), в спортивном сегменте и Reiger (Голландия) в гоночном. Но самый важный бренд, с которым мы сотрудничаем, – это АвтоВАЗ. Мы напрямую работаем с ними.

Они с пониманием относятся к тому, что мы маленькая компания и у нас небольшие объемы. Они пошли нам навстречу для того, чтобы мы могли покупать гарантировано качественные комплектующие, подшипники, крепеж и детали трансмиссии. И большое спасибо им за это.

«В горах багги быстрее любого джипа». Производство багги в России

Многие автопроизводители работают с беспилотниками. Например, их производство анонсировал «КАМАЗ», естественно, Tesla, а также «Яндекс.Такси». А вы ведёте разработку в этом направлении для гражданки?

Пока мы этим не занимаемся, и беспилотными версиями мы вообще вряд ли будем заниматься, потому что багги – это всё-таки техника для активного отдыха. Человек получает удовольствие именно от того, что он сам управляет мощным транспортным средством.

А если вы хотите беспилотник с острыми ощущениями, идите на американские горки. Со временем, когда появятся электромобили и беспилотники, этот сегмент все равно сохранится, как сохранились спортивные лошади. Это уже анахронизм по большому счёту, потому что лошадей уже практически не используют. Например, в сельском хозяйстве их заменили на машины. Однако, никто не отменял спортивных лошадей. Эти лошади стоят дорого, и они считаются признаком элиты, престижа. Поэтому спортивные автомобили будут, багги тоже.

Что из последнего вас удивило в автопроме: отечественном и зарубежном?

Ну, конечно, это выстрел Tesla. Это очень интересно даже по той причине, что у Tesla маленькая история. Это молодая и дико амбициозная компания. Я бы не сказал, что это станет прибыльным проектом, он будет либо убыточным, либо будет находиться где-то возле нуля, но это бесспорно бомба. Илон Маск, благодаря Tesla, сделал себе огромное имя. Денег он может быть тем самым не заработает, но всё равно они создали прецедент прорыва на рынке.

Интервью: Даниил Павлюченко
Текст: Валерия Обжерина
Фото: Александр Исаев

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно