«Ралли Дакар»: Кто остановит Peugeot?

Ралли-рейд «Дакар» долгие годы был известен как «Ралли Париж-Дакар». Это – ежегодный трансконтинентальный марафон основанный французом Тьерри Сабином, который проводится с 1978 года. Довольно быстро из «Приключения в пустыне» гонка стала самым престижным ралли-марафоном мира и привлекает в состав участников, как крупных производителей, так и гонщиков мирового уровня включая сильнейших представителей классического ралли и экс-пилотов Формулы 1. В разные годы победителями «Дакара» становились чемпионы мира по классическому ралли Карлос Сайнс, Ари Ватанен и Юха Канккунен. Кроме них побед в рейде добивались: легенда «24 часов Ле Мана» и вице-чемпион Формулы 1 Жаки Иккс, чемпион мира в гонках на выносливость Жан-Луи Шлессер, обладатель Кубка мира по горнолыжному спорту Люк Альфан и известный французский актёр Клод Брассёр.

Nasser Al-Attiyah (QAT) of Toyota Gazoo Racing SA races during stage 02 of Rally Dakar 2017 from Resistencia to Tucuman, Argentina on January 3, 2017

Безусловно, есть, кем гордиться и за кого болеть российским болельщикам. Наш КАМАЗ выигрывал марафон в категории грузовых машин 13 раз. На счету «Царя Дакара» Владимира Чагина семь побед. Успехами также отметились Виктор Московских, Фирдаус Кабиров, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Самым  успешным российским спортсменом в классе внедорожников стал Леонид Новицкий, завоевавший третье место в абсолютном зачёте в 2013 году.

DAKAR_Sainz

Чаще всего ралли проходило по маршруту Париж – Дакар, тем не менее, случались интересные исключения. В 1992 году марафон пересёк африканский континент с севера на юг и финишировал в Кейптауне. В 1994 году участники не просто добрались из Парижа до столицы Сенегала, но затем вновь вернулись в Париж. Позже местом старта рейда становились Марсель, Барселона, Лиссабон. К сожалению, нестабильная обстановка в ряде стран Африки стала причиной отмены ралли в 2008 году. По этой же причине с 2009 года «Дакар» проходит в Южной Америке и, надо сказать, прекрасно себя там чувствует, собирая большое количество болельщиков. Ралли образца 2017 года пройдёт со 2 по 14 января по территориям Парагвая, Боливии и Аргентины. Участникам марафона предстоит преодолеть около 9000 километров и столкнуться не только с песчаными дюнами, но и с высокогорьем.

В зачёте внедорожников основная борьба ожидается между Peugeot, Toyota и Mini. Французские «Львы» собрали практически «дрим-тим». В их составе на старт вышли Стефан Петрансель (двенадцатикратный обладатель «Золотого бедуина» - приза победителя ралли «Дакар»), Карлос Сайнс (победитель данного рейда в 2010 году), Себастьен Лёб (самый титулованный гонщик классического ралли с девятью титулами чемпиона мира) и Сирил Деспре (пятикратный триумфатор «Дакара» в зачёте мотоциклистов). Кроме того марку Peugeot в Южной Америке представят Ромен Дюма и шейх Халид Аль Кассими. Toyota бросила в бой Нассера Аль-Аттия (обладатель Кубка мира по ралли-рейдам и чемпион WRC-2 в «классике»), Нани Рому и Жинеля де Вилльера. Каждый из этой троицы уже становился победителем «Дакара». В Mini ответили конкурентам приглашением в свои ряды Микко Хирвовена (вице-чемпион мира по ралли), Язида Аль Раджи и Орландо Террановы. Россию в легковой категории представляет Сергей Шихотаров в паре с латвийским штурманом Олегом Уперенко за рулём Toyota.

DAKAR_Peugeot

Традиционно наш особенный интерес вызывает борьба в зачёте грузовиков. Кроме российской команды «КАМАЗ-Мастер» на старт вышли представители марок Iveco, MAN, Renault, МАЗ, Ginaf, Tatra, Scania, Hino, LIAZ и Mercedes. КАМАЗ на ралли «Дакар» в этом году представляют экипажи Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Соседи белорусы выставили на «Дакар» три экипажа. Сергей Вязович и Алексей Вишневский повели в бой МАЗы оснащённые новыми двигателями от Bagyra, а Александр Василевский стартовал на технике с проверенным двигателем производства Тутаевского завода.

Кроме легковых и грузовых автомобилей «Золотой Бедуин» будет разыгрываться среди мотоциклистов, квадроциклистов и в категории UTV – для небольших багги. В мото-зачёте цвета российского флага предстоит защищать Александру Иванютину и Анастасии Нифонтовой (оба на технике Husqvarna). Сергей Карякин вывел на старт квадроцикл марки Yamaha. В классе UTV нашу страну представляет Равиль Маганов (Polaris).

DAKAR_Nifontova

Началось всё с успеха Toyota. Нассер Аль-Аттия стал быстрейшим по итогам первого этапа ралли-рейда. Вторым с отставанием в 24 секунды оказался бывший гонщик WRC Хавьер Понс, выступающий на Ford Ranger. Нани Рома, который, как и Аль-Аттия, не так давно пересел с Mini на Toyota, показал третий результат. В категории грузовиков быстрее всех дистанцию преодолел Мартин Коломы (Tatra), опередив Тона Ван Генугстена (Iveco) и Мартина ван ден Бринка (Renault). Лучшим из гонщиков российской команды «КАМАЗ-Мастер» стал Эдуард Николаев с шестым результатом. В зачёте мотоциклов неожиданно лучшим временем отметился французский гонщик Ксавье де Султре  на Yamaha.

DAKAR_Mini

Во второй соревновательный день гонщик Peugeot Себастьен Лёб смог отобрать лидерство у Насера Аль-Аттии выиграв у катарца этап на участке Ресистенсия – Тукуман. Успешно провели день и напарники лидеров ралли-рейда – Карлос Сайнс (Peugeot) и Жиньель де Вилльер (Toyota) показавшие третий и четвёртый результаты. Мартин ван ден Бринк победил в грузовом зачёте, оставив за собой Дмитрия Сотникова (КАМАЗ) и Петера Верслуиса (MAN). Довольно резвый темп показал лидер МАЗ Сергей Вязович, которому до попадания в первую тройку не хватило буквально пары секунд.

Третий этап Тукуман – Жужуй стал первым реальным внедорожным испытанием для участников ралли-марафона. Среди внедорожников равных не было Peugeot и Стефану Петеранселю опередившему практически на две минуты Карлоса Сайнса и на три – победителя предыдущего этапа и лидера генеральной классификации Себастьена Лёба. А вот для основных соперников французских «Львов» день выдался провальным. Ближайший преследователь Лёба Нассер Аль-Аттия потерял более двух часов из-за технических проблем вызванных столкновением с камнем. Катарец всё же смог закончить этап, но позже был вынужден сняться с дальнейших соревнований – повреждения машины оказались слишком серьёзными для устранения в полевых условиях. Из-за проблем с техникой потеряли время и напарники Аль-Аттии по Toyota Жиньель де Вилльер и Нани Рома, но они продолжат борьбу. В категории грузовых машин победу праздновал Эдуард Николаев (КАМАЗ). Следом за ним финишировали Мартин Коломы (Tatra) и Федерико Виллагра (Iveco). Белорус Сергей Вязович вновь завершил этап четвёртым. У мотоциклистов третий этап выиграл гонщик Honda Хоан Барреда Борт. А вот победитель предыдущего этапа Тоби Прайс (KTM) из-за проблем с навигацией потерял около 20 минут и оказался лишь девятым.

Зачёт внедорожников после трёх этапов:

1 - С. Лёб (Франция) Peugeot;

2 - К. Сайнс (Испания) Peugeot;

3 - С. Петрансель (Франция) Peugeot;

4 - М. Хирвонен (Финляндия) Mini;

5 - Н. Рома (Испания) Toyota;

6 - Я. Аль Раджи (Саудовская Аравия) Mini;

7 - С. Деспре (Франция) Peugeot;

8 - О. Терранова (Аргентина) Mini;

9 - Я. Пшигонски (Польша) Mini;

10 - Ж. де Вилльер (Южная Африка) Toyota;

52 - С. Шихотаров (Россия) Toyota.

Зачёт грузовых автомобилей после трёх этапов:

1 - Э. Николаев (Россия) КАМАЗ;

2 - М. Коломы (Чехия) TATRA;

3 - Ф. Виллагра (Аргентина) IVECO;

4 - С. Вязович (Беларусь) МАЗ;

5 - П. Верслуис (Нидерланды) MAN;

6 - Д. Сотников (Россия) КАМАЗ;

10 - А. Шибалов (Россия) КАМАЗ;

14 - А. Мардеев (Россия) КАМАЗ.

Равиль Маганов после трёх этапов занимает пятое место в категории UTV. Сергей Карякин идёт десятым в зачёте квардроциклов. Александр Иванютин находится на 46 месте среди мотоциклистов, а Анастасия Нифонтова пока занимает 116 строчку.

«AFRICA ECO RACE»: Начало за россиянами!

Ралли-рейд «Африка Эко Рейс», с 2009 года ставший альтернативой покинувшему африканский континент «Дакару», в этом году пройдёт в те же сроки, что и его «южноамериканский» собрат – со 2 по 14 января. После символического старта в Монако, участники пересекут Марокко и Мавританию, дабы завершить марафон в столице Сенегала Дакаре. И пусть африканское ралли пока не может похвастаться большим количеством гонщиков и команд топ уровня, там всё же есть на кого обратить внимание.

В зачёте мотоциклистов это Пал Андерс Уллевалсетер (KTM) – чемпион мира, вице-чемпион «Дакара», победитель «Ралли Фараонов» и двукратный триумфатор «AFRICA ECO RACE». Одним из конкурентов норвежца будет россиянин Дмитрий Агошков (KTM). Кроме Агошкова покорять африканские пески в мотозачёте отправился ещё один представитель нашей страны – Александр Максимов (Yamaha).

AUTO - AFRICA RACE 2015

В совместном зачёте внедорожников и грузовиков необходимо отметить экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова (Mini) и опытнейшего француза Тьерри Маньяльди – в своё время одного из сильнейших рейдовых мотогонщиков – чемпиона мира по ралли-рейдам, серебряного призёра «Дакара» и победителя «Мастер-ралли». Российская команда «КАМАЗ-Мастер» именно в Африке продолжит свой «газомоторный» проект, осуществляемый в партнерстве с ВТБ и ПАО «Газпром». В марафоне «Африка Эко Рейс» примет участие газодизельный КАМАЗ Сергея Куприянова. Второй «боевой» единицей команды челнинского завода станет экипаж Андрея Каргинова.

Первый этап рейда в зачёте автомобилей выиграл Владимир Васильев, более чем на минуту опередив Ford Тьерри Маньяльди. КАМАЗ Андрея Каргинова стал лучшим среди грузовых автомобилей и четвёртым в абсолютном зачёте. Что касается мотогонщиков, то виктория досталась южноафриканцу Геву Селла (KTM). Лучший из россиян – квадроциклист Александр Максимов финишировал пятым.

Второй этап Домен Муле – Тагуните оказался для россиян ещё более успешным. Владимир Васильев и Андрей Каргинов заняли два первых места в «абсолюте», Виктор Хорошавцев показал седьмой результат, а Сергей Куприянов замкнул первую десятку, при этом став вторым среди грузовиков. Среди мотоциклистов быстрейшим стал Паоло Чечи (Honda). Дмитрий Агошков закончил день на восьмой позиции.

Экипаж Васильев-Жильцов выиграл и третий этап «Африка Эко Рейс». Второе место на сей раз осталось за Маньяльди, а третье досталось французскому экипажу Патрика Сирейоля (LCR 30). Андрей Каргинов продолжил доминирование среди грузовых машин. В категории мотоциклов победил Гев Селла, а Дмитрий Агошков на сей раз смог пробиться в первую пятёрку.

Зачёт автомобилей после трёх этапов:

1 - Владимир Васильев (Россия) Mini;

2 - Тьерри Маньяльди (Франция) Ford;

3 - Андрей Каргинов (Россия) КАМАЗ;

16 - Виктор Хорошавцев (Россия) BMW.

Зачёт мотоциклов после трёх этапов:

1 - Гев Селла (Южная Африка) KTM;

2 - Паоло Чечи (Италия) Honda;

3 - Пал Андер Уллевалсетер (Норвегия) KTM;

5 - Дмитрий Агошков (Россия) KTM;

12 - Александр Максимов (Россия) Yamaha.

Анонс

В следующем обзоре мы продолжим рассказ о ходе ралли-рейдов «Dakar» и «Africa Race» и, конечно же, расскажем о любых интересных новостях связанных с российскими гонщиками. Следите за миром автоспорта с помощью сайта SoManyHorses.ru!

Текст: Дмитрий Прибылов

Фото: Flavien Duhamel, Marcelo Maragni, Red Bull Content Pool, BMW Group, ПАО «Газпром».

Регина
09.01.2017 - 16:30 Болеем за наших!
Унылый тип
10.01.2017 - 14:52 Вновь убедился, самые красивые гоночные фотографии - с ралли и ралли-рейдов!

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Вам будет интересно