Ралли 

Если говорить кратко, то ралли это соревнование по скоростному прохождению специальных участков на гоночной машине. Спецучастком может быть и отрезок обычной дороги общего пользования, и фрагменты треков, ипподромов, кроссовых или шоссейно-кольцевых трасс. Спецучастки бывают гравийные, асфальтовые, снежные, ледовые, грунтовые – именно поэтому раллийные гонщики считаются самыми универсальными спортсменами. В отличие от шоссейно-кольцевых гонок, ралли – это соревнование с раздельным стартом, поэтому непосредственная борьба на трассе и, тем более, контакты с соперниками здесь крайне редкое явление.

AUTO - ERC LETTONIE RALLY 2016

Кроме классического ралли существуют также ралли-рейды. Их отличие в том, что они проводятся не только по дорогам, но и по полному бездорожью – чаще всего в условиях пустынь, степей или саванн. Существуют, так называемые, марафонские ралли-рейды – это гонки «Дакар», «Африка Рейс» или «Шёлковый путь». Их основное отличие в длине дистанции и сроках. Если классическое ралли или небольшой рейд – дело от одного, до нескольких дней, то марафоны длятся до двух недель, а их дистанция может превышать и десять тысяч километров.

Важным отличием ралли от шоссейно-кольцевых гонок является наличие штурмана. В классическом ралли задача штурмана – навигация и своевременная подсказка пилоту о параметрах ближайших отрезков спецучастка. Это позволяет гонщику заранее выбирать наиболее эффективные траектории прохождения трассы. В рейдах роль штурмана ещё более весомая, так как навигация в этой гоночной дисциплине крайне сложна, особенно в условиях бездорожья и отсутствия видимых ориентиров.

Чемпионат мира по ралли

Раллийный чемпионат мира по (World Rally Championship, WRC) проводится с 1973 года. Первые несколько лет первенство проводилось лишь в зачёте производителей, поэтому впервые чемпионом планеты среди гонщиков является швед Бьорн Вальдегорд в 1979 году, а многие ведущие раллисты семидесятых остались без личных наград.

За эти годы этапы чемпионата посетили Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки, Австралию и Океанию, и почти везде прижились. Знаковыми стали такие гонки как «Ралли Монте-Карло», «Ралли Акрополис», «Ралли Корсика», «Ралли Финляндия» (ранее известное как «Ралли 1000 озёр») и «Ралли Уэльса».

Rally_WRC_Novikov McKlein

Технический регламент раллийной техники неоднократно менялся. С 2017 года требования к автомобилям WRC допускают полный привод, двигатели объёмом 1.6 литров с турбонаддувом и мощностью до 380 лошадиных сил. К стартующему в январе новому сезону машины в соответствии с новым регламентом подготовили Ford, Hyundai, Citroën и Toyota.

Самый титулованный гонщик Чемпионата мира – француз Себастьен Лёб, на счету которого девять титулов, выигранных в период с 2004 по 2012 годы. По четыре раза успехов добивались финны Юха Канккунен и Томми Мякинен, а также соотечественник Лёба – Себастьен Ожье, который является ещё и действующим чемпионом. Кстати, именно из ралли пошёл термин «Летучий финн». Финляндия дала миру автогонок шесть чемпионов планеты. Помимо Канккунена и Мякинена высших достижений на мировой арене добивались Ари Ватанен, Ханну Миккола, Тимо Салонен и Маркус Гронхольм. Что касается титулов производителей, то здесь лидером с десятью победами является Lancia, за которой следуют Citroën (8) и Peugeot (5).

Не обошли стороной мировое первенство и гонщики «Формулы-1», но сразу следует отметить, что больших успехов в данной гоночной дисциплине им добиться не удалось. Чемпион мира 2007 года Кими Райкконен в 2010 и 2011 годах по итогам сезона оказался десятым. Лучшим результатом финского гонщика стало пятое место завоёванное на «Ралли Турция». Роберт Кубица, карьера которого в «Формуле-1» прервалась из-за страшной аварии, полученной в одном из ралли, по иронии судьбы вернулся в автоспорт в ту же, роковую для него, гоночную дисциплину. С 2013 по 2016 годы поляк отметился пятью победами и чемпионским титулом в зачёте WRC-2, а также двенадцатым местом в абсолютном зачёте сезона 2015, а лучшим результатом Кубицы в WRC является пятое место на «Ралли Германия».

Что касается представителей России, то самых значимых успехов на данный момент удалось добиться Евгению Новикову. В 2009 году Женя попал в состав юниорской команды Citroën. С 2011 по 2013 года Новиков выступал за рулём Ford. Лучший результат россиянина – шестое место по итогам сезона с двумя «серебряными» подиумами завоёванными на «Ралли Португалия» и «Ралли Италия». К сожалению, по ряду причин, Евгений Новиков выбыл из числа участников первенства планеты и в последнее время выступает в чемпионате Финляндии в роли штурмана Григория Берёзкина.

В этом году вице-чемпион Европы Алексей Лукьянюк примет участие во втором этапе Чемпионата мира, который пройдёт в начале февраля в Швеции. Российский гонщик подал заявку в зачёт WRC2 и выступит за рулём автомобиля Ford Fiesta категории R5. Будем надеяться, что за стартом в Швеции последует продолжение.

Чемпионат Европы по ралли

Европейский чемпионат ведёт свою историю с 1953 года. Долгое время он был одним из самых престижных раллийных чемпионатов. Лишь с появлением Международного чемпионата для производителей в 1970 году и последовавшего за ним Чемпионата мира, статус европейского первенства снизился. Тем не менее, время от времени европейская серия по-прежнему собирает достаточно серьёзный состав участников, среди которых есть и наши ребята. В 1995 году обладателем Кубка Европы в категории машин с объёмом двигателя 1.6 литров стал Евгений Васин за рулём Opel. В сезоне 2016 Алексей Лукьянюк (Ford), одержав две победы, стал вице-чемпионом Европы, а Николай Грязин (Peugeot) по итогам года расположился на четвёртой позиции зачёта ERC-3 с одной победой в классе.

AUTO - ERC IRELAND RALLY 2016

Самыми титулованными чемпионами Европы являются поляк Собеслав Засада и итальянец Лука Роззетти, на счету которых три «золотых» сезона. Победителями Европейского первенства в своё время становились два раллийных чемпиона мира – итальянец Массимо «Мики» Биазьон и немец Вальер Рёрль. Среди производителей шестнадцать титулов у Lancia, девять у Fiat и восемь у Porsche.

«Дакар»

Ралли-рейд «Дакар» долгие годы был известен как «Париж-Дакар». Это ежегодный трансконтинентальный марафон основанный французом Тьерри Сабином, который проводится с 1978 года. Довольно быстро из «Приключения в пустыне» гонка стала самым престижным ралли-марафоном планеты и привлекает в состав участников как крупных производителей, так и гонщиков мирового уровня, включая сильнейших представителей классического ралли и экс-пилотов «Формулы-1». В разные годы победителями «Дакара» становились чемпионы мира по классическому ралли Карлос Сайнс, Ари Ватанен и Юха Канккунен. Кроме них побед в рейде добивались: легенда «24 часов Ле Мана» и вице-чемпион Формулы 1 Жаки Иккс, чемпион мира в гонках на выносливость Жан-Луи Шлессер, обладатель Кубка мира по горнолыжному спорту Люк Альфан и известный французский киноактёр Клод Брассёр.

Dakar_Kamaz Flavien Duhamel

Российские спортсмены уже давно регулярно выступают на «Дакаре» и могут похвастаться большими достижениями. Наш КАМАЗ выигрывал марафон в категории грузовых машин 13 раз. На счету «Царя Дакара» Владимира Чагина семь побед. Успехами также отметились Виктор Московских, Фирдаус Кабиров, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Самым успешным российским спортсменом в классе внедорожников является Леонид Новицкий, завоевавший третье место в абсолютном зачёте в 2013 году.

Можно также отметить призовые места в абсолютном зачёте, завоёванные в начале 80-х автомобилями под маркой Лада. Впрочем, сразу следует оговориться, что заслуги в этих успехах принадлежат французам. Дилер ВАЗа во Франции – Жан-Жак Пок с помощью таких фирм как Sera и Огеса строил и выставлял на старт достаточно конкурентоспособные прототипы на базе автомобилей Лада Нива и Лада Самара.

AUTO - DAKAR 2017 - PART 1

Чаще всего ралли проходило по маршруту Париж – Дакар, тем не менее, случались интересные исключения. В 1992 году марафон пересёк африканский континент с севера на юг и финишировал в Кейптауне. В 1994 году участники не просто добрались из Парижа до столицы Сенегала, но затем вновь вернулись в Париж. Позже местом старта рейда становились Марсель, Барселона, Лиссабон. К сожалению, нестабильная обстановка в ряде стран Африки стала причиной отмены ралли в 2008 году. По этой же причине с 2009 года «Дакар» проходит в Южной Америке и, надо сказать, прекрасно себя там чувствует, собирая большое количество болельщиков.

Кубок мира по ралли-рейдам

Кубок мира по ралли-рейдам (FIA Cross-Country Rally World Cup) ведёт свою историю с 1993 года. Первым его обладателем является неоднократный победитель ралли-рейда «Дакар» Пьер Лартиг на Citroën. Он же первенствовал в сезонах 1994-1996, пока эстафету у француза не перенял ещё один представитель марки Citroën финн Ари Ватанен. Затем в Кубке мира наступила гегемония «Лиса пустыни» – с 1998 по 2002 годы равных не было французу Жану-Луи Шлессеру, выступавшему на багги собственной конструкции. Не смотря на двенадцать побед на легендарном «Дакаре», марке Mitsubishi Кубок покорился лишь в 2003 году, когда чемпионом стал португалец Карлос Соуза. Первую победу для Volkswagen в 2005 году добыл опытнейший француз Бруно Саби, а в 2007 трофей германскому концерну принёс двукратный чемпион мира по классическому ралли испанец Карлос Сайнс. Безусловно нужно выделить выигравшую девять титулов команду X-Raid, сначала выступавшую на технике BMW, а затем на автомобилях марки Mini. В 2004 и 2012 годах победу коллективу принёс Халифа Аль Мутайвей. В 2008 и 2016 обладателем Кубка стал Нассер Аль-Аттия. В 2009 викторию праздновал некогда успешный горнолыжник Жерлен Шишери, а в сезонах 2010 и 2011 лучшим становился наш соотечественник Леонид Новицкий. В 2013 году Кубок достался поляку Кшиштофу Холовчику, а Владимир Васильев в паре с Константином Жильцовым за рулём Mini X-Raid выиграли почётный трофей годом позже. Нужно отметить, что кроме двух титулов Новицкого, Васильева и Жильцова России есть кем и чем гордиться в этих соревнованиях. В 2006 году на Buggy ZIL чемпионами стали Сергей Шмаков и Константин Мещеряков. Что касается грузовых автомобилей, то силами «Царя Дакара» Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова три Кубка мира в данной категории КАМАЗ завоевал в 1996, 1997 и 2000 годах.

Сезон 2016 выиграл Нассер Аль-Аттия. Второе место завоевал российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Язид Аль Раджи стал третьим, Микко Хирвонен – четвёртым, а Карлос Сайнс – пятым.

«Париж – Москва – Пекин», «Мастер-ралли» и «Шёлковый путь»

Первые крупные международные марафонские соревнования посетили нашу страну ещё в девяностые года прошлого столетия. Дебютным стал рейд «Париж – Москва – Пекин», победителем которого оказался француз Пьер Лартиг на Citroen.

Затем началась эра «Мастер ралли» и ралли-марафонцы мирового уровня, пусть и с некоторыми перерывами, посещали нашу страну с 1995 по 2002 годы. Победы праздновали победитель «Дакара» 1998 француз Жан-Пьер Фонтене (Mitsubishi), чемпион мира по классическому ралли и четырёхкратный обладатель «Золотого бедуина» за победу на «Дакаре» финн Ари Ватанен (Citroen), а также легендарный француз Жан-Луи Шлессер (Schlesser-Renault).

AUTO - DAKAR 2017 - PART 1

В категории грузовых автомобилей не было равных нашим КАМАЗам: Виктор Московских, Владимир Чагин, Ильгизар Мардеев и Фирдаус Кабиров золотом вписали свои имена в историю спортивных достижений команды челнинского автозавода.

Казань – Ашхабад – таким оказался маршрут первого рейда «Шелковый путь». Пройдя четыре с половиной тысячи километров победу одержал испанец Карлос Сайнс. В грузовом зачете никому не уступил КАМАЗ – сильнейшим оказался двукратный победитель ралли «Дакар» Фирдаус Кабиров.

Второе ралли «Шёлковый путь» в 2010 году начало путь от знаменитого Зимнего дворца Санкт-Петербурга взяв курс на Сочи. В легковом зачете второй раз подряд победу одержал «Матадор» Карлос. В категории грузовиков на высшую ступень пьедестала почёта поднялся камазовец Эдуард Николаев.

Сочи являлось целью маршрута и для рейда «Шёлковый Путь» образца 2011 года с тем лишь отличием, что на этот раз старт соревнований был дан в Москве. Результатом стала победа поляка Кшиштофа Холовчика. В грузовом зачете викторию праздновал давний конкурент КАМАЗа – чех Алеш Лопрайс.

В связи с неблагоприятными климатическими условиями, финиш гонки 2012 года в последний момент был перенесен в Майкоп. Местом старта вновь была столица нашей Родины. Российский пилот Борис Гадасин, победил в легковом зачете, а Айрат Мардеев вернул первенство КАМАЗу в категории грузовых автомобилей.

В 2013 году гонка проводилась по маршруту Москва – Астрахань. Знаменитый «Лис Пустыни» Жан-Луи Шлессер быстрее всех справился с дистанцией марафона в «абсолюте». В грузовом зачете КАМАЗ вновь подтвердил свое превосходство – на этот раз победу одержал Дмитрий Сотников.

Ралли 2016 года, о ходе которого мы рассказывали в наших еженедельных гоночных обзорах, прошёл по маршруту Москва – Пекин и стал триумфом Peugeot и КАМАЗ – Сириль Деспре первенствовал среди внедорожников, а Айрат Мардеев оказался лучшим среди выступавших на грузовых автомобилях.

В этом году «Шёлковый путь» стартует 7 июля на Красной площади в самом сердце Москвы, а уже 22 июля победители гонки смогут отпраздновать свой триумф в китайском городе Сиань.

«Африка Эко Рейс»

Ралли-рейд «Африка Эко Рейс», с 2009 года ставший альтернативой покинувшему африканский континент «Дакару», обычно проходит в те же сроки, что и его «южноамериканский» собрат – в начале января. Участники гонки пересекают Марокко и Мавританию, дабы завершить марафон в столице Сенегала – Дакаре. И пусть африканское ралли пока не может похвастаться большим количеством гонщиков и команд топ уровня, там всё же всегда есть на кого обратить внимание.

Шесть раз победу в данном рейде праздновал Жан-Луи Шлессер на багги Schlesser-Renault. Триумфаторами марафона в прошлом году стал экипаж из Казахстана – Канат Шагиров и Виталий Евтехов (Toyota). В категории грузовых автомобилей три виктории у наших КАМАЗов – все три раза за рулём российских машин побеждал Антон Шибалов.

SilkWay Bastien Baudin DPPI-2

В ралли этого года цвета российского флага в Африке защищают экипажи Владимира Васильева (Mini), Андрея Каргинова (КАМАЗ), Виктора Хорошавцева (BMW), Сергея Куприянова (КАМАЗ) и Максима Кирпилева (Toyota). Кроме них в мотоциклетном зачёте участие принимают Дмитрий Агошков и Александр Максимов.

Ралли-кросс

Одной их самых быстроразвивающихся гоночных дисциплин в последние годы является ралли-кросс. Гонка в ралли-кроссе делится на «хиты» – короткие спринты по четыре круга с шестью машинами на стартовой решетке. Двенадцать гонщиков, набравшие в квалификационных хитах наибольшее количество очков, проходят в два полуфинала. Три призовых места в каждом из них дают путевку в финальный заезд. Там к дистанции добавляются два дополнительных круга и определяется победитель этапа. Во время хитов, полуфинальных и финального заезда гонщику необходимо один раз проехать так называемый «джокер-круг». Это круг с удлиненной дистанцией, который спортсмен имеет право проехать в любое удобное для себя время. Заезд и выезд из «джокера» на трассу становятся предметом тактических игр и довольно частой причиной контактов между машинами, что добавляет гонке интереса и остроты. Трассы в ралли-кроссе относительно небольшие, а их покрытие состоит из смеси гравия и асфальта в соотношении 40 на 60%. Элитной категорией в ралли-кроссе являются «Суперкары» – машины оснащенные двухлитровыми турбированными двигателями мощностью 560-600 лошадиных сил. В среднем, до 100 км/ч машины World RX разгоняются за 1.9 секунды и это даже быстрее, чем могут болиды Формулы-1! В мире существуют как национальные, так и международные ралли-кроссовые гоночные серии. В этот раз мы коснёмся трёх, самых популярных из них.

Rallycross_WRX Timerzyanov

Чемпионат мира по ралли-кроссу (World RX)

Чемпионат мира в данной гоночной дисциплине проводится с 2014 года. Двукратным чемпионом мира по ралли-кроссу является норвежец Петтер Солберг, который также – чемпион мира по ралли 2003 года. Титул 2016 года выиграл швед Маттиас Экстрём.

Состав участников достаточно интересен. Помимо чисто ралли-кроссовых специалистов, в последние годы на этапах чемпионатов мира всё чаще можно встретить именитых представителей других известных гоночных серий. В этой связи можно упомянуть Маттиаса Экстрёма (двукратный чемпион DTM), экс-пилотов Формулы 1 Маркуса Винкельхока и Джанни Морбиделли, Жака Вильнёва (чемпион Формулы 1, победитель серии CART и легендарной гонки «500 миль Индианаполиса»), Пера Эклунда (двукратный победитель горной гонки Pikes Peak International Hill Climb), а также ряд участников чемпионата мира по ралли, например – Франсуа Дюваля, Джиджи Галли, Кена Блока и Хеннинга Солберга. Особый интерес к первенству планеты вызвал приход в 2016 году титулованного француза Себестьена Лёба. Россию на этапах чемпионата мира в самой престижной категории Supercars представляет Тимур Тимерзянов, который по итогам сезона ещё ни разу не покидал первую десятку гонщиков.

Red Bull Global Rallycross Championship

С 2011 года в США проводится ралли-кроссовый чемпионат – Red Bull Global Rallycross (официальная аббревиатура GRC). Логично, что этапы гоночной серии проводятся в Штатах, хотя бывают и исключения – несколько раз участники чемпионата посещали Бразилию и Барбадос, а однажды совершили вояж в Европу и выступили в Германии.

Rallycross_GRX Chris Tedesco

Как и в Чемпионате мира по ралли-кроссу в GRC помимо сильных ралли-кроссовых специалистов на постоянной или временной основе участвуют представители других значимых гоночных дисциплин. Из экс-пилотов Формулы 1 можно упомянуть Нельсона Пике-младшего и Скотта Спида, чемпиона Red Bull Global Rallycross 2015 и 2016 годов. Ещё необходимо выделить Криса Аткинсона, Трэвиса Пастрану, Кена Блока, Андреаса Баккеруда, Хеннинга Солберга и Маттиаса Экстрёма. И, конечно, обязательно следует упомянуть чемпионов мира из классического ралли – Маркуса Гронхольма и Себастьена Лёба, выигравших несколько гонок. Причём второму покорился престижный этап – X Games. Да-да, ралли-кросс прошедший в рамках «Всемирных экстремальных игр» был одним из этапов данной гоночной серии! Российский гонщик Тимур Тимерзянов эпизодически стартовал в GRC в 2012 и 2013 годах.

Чемпионат Европы по ралли-кроссу

Соревнования по ралли-кроссу имеют довольно долгую историю – дебютное первенство Европы в этом виде автоспорта провели в 1973 году. Данная дисциплина особенно популярна в странах Скандинавии, поэтому неудивительно, что большинство чемпионов Европы вышло из Швеции и Норвегии. Впрочем, в последнее время ралли-кросс становится всё более и более популярным в других странах, поэтому география участников и победителей неуклонно расширяется.

Отрадно, что среди чемпионов или призёров Европейского первенства есть представители нашей страны. На счету Тимура Тимерзянова – три титула, у Сергея Загуменного – один. Эдуард Леганов, Ильдар Рахматуллин и Никита Мисюля завоёвывали по итогам сезона «серебро». В 2016 году Россию в Чемпионате Европы представляли Тимур Шигабутдинов, Егор Санин и Дмитрий Малахов выступавшие в категории Super1600. Лучшим из наших ребят оказался Шигабутдинов боровшийся за попадание в первую тройку и ставший четвёртым по итогам года.

Анонс

Во второй части цикла «Мир автоспорта» мы расскажем о гонках с открытыми колёсами, проще говоря, о формулах и главное темой, безусловно, станет Формула 1.

Текст: Дмитрий Прибылов

Фото: Red Bull Content Pool, DPPI, @World, Frederic Le Floc’h, Eric Vargiolu, Flavien Duhamel, Gregory Lenormand, Jorge Cunha, McKlein, Chris Tedesco, Larry Chen, FIAWorldRallyCross.com.

Подпишись на нашу еженедельную рассылку

Обещаем присылать только самое интересное

Реклама

Вам будет интересно


Унылый тип
03.02.2017 - 10:28 Женя Новиков... Мне не забыть его прыжок в Финляндии! Это было круто! Вот видео: https://www.youtube.com/watch?v=Aa4H6XuwsLg
WorldRX fan
03.02.2017 - 20:42 Ралли-кросс - это круто! Советую!