Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Прошлый текст рассказал нам о простых и забытых мотоколясках, которые помогали инвалидам стать автолюбителями. Теперь трёхколёсные автомобили получают четвёртое колесо, а раздавать их начинают бесплатно.


Автомобили заслужили признание людей с ограниченными возможностями, а после кинофильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», приобрели всенародную известность.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

«Моргуновка», или СМЗ С-3А

Скромная машина С-3А, которую выпускали в Серпухове с 1958 года, стала эволюцией модели С-3Л. Основными отличиями новинки стали металлический кузов, привычный автомобильный руль, две фары, четырёхступенчатая коробка и электростартер. Некоторые агрегаты, такие, как передняя торсионная независимая подвеска и реечный рулевой механизм, вообще применились впервые в СССР. Максимальную скорость оставили на прежней отметке в 60 км/ч.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Через несколько лет начали производить вариант С-3АМ, которому достались гидроамортизаторы. Эта версия выпускалась до 1970 года и сменилась автомобилем С-3Д

Редкие версии

У любого сложного технического изделия всегда есть опытные образцы, которые выпускались ограничено. СССР в разработке «инвалидок» не отличался от современных производителей, а некоторые решения опережали остальной мир на многие годы.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Конец 1950-х годов, когда Серпуховский завод начал производить С-3А, стал временем рождения автомобиля ГАЗ-18. Таких автомобилей родилось всего два, и особенностями этих моделей был опытный двигатель в 18 сил и объёмом в 620 «кубиков» (половинка двигателя от 402-го Москвича), независимая торсионная подвеска спереди и обычная гидротрансформаторная коробка передач, которая позволяла справляться с ней одной рукой. Автомобиль, весивший более полутонны, разгонялся всего до 40 км/ч. Такую неординарную конструкцию решили не выпускать в производство.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

В 1962 году НАМИ решил помочь Серпуховчанам и принял участие в сборке единственного четырёхместного прототипа СМЗ-НАМИ-086 «Спутник», с несущим кузовом купе. Его оборудовали опытным 15-сильным двигателем заднего расположения (половинка от V-образного мотора первого «Запорожца»), независимой торсионной подвеской и четырехступенчатой коробкой передач с электромагнитным сцеплением. В серию он тоже не пошел.

Параллельно иностранцы усиленно выпускали и разрабатывали подобные автомобили, которые предназначались обедневшим в ходе войны гражданам. Власти подогревали интерес к подобным машинам сниженными налоговыми скидками, допуском на велодорожки и возможностью управлять такими автомобилями людям с правами на мотоцикл. Некоторые государства разрешали управлять такими транспортными средствами без прав вообще.

Безусловно, СССР были лидерами в выпуске «инвалидок», ведь на Западе подобный транспорт серийно не выпускали, поэтому сравнивать такие автомобили нам откровенно не с чем. Поэтому сравним с подобными аналогами.

По образу и подобию

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Первая группа микромобилей, которые появились после войны, была подчёркнуто примитивной и максимально дешёвой. На эти машинки устанавливали моторы с одним цилиндром в 7,5 л.с. и рессорно-пружинные подвески. Вторая группа уже была условно нормальной и имела двигатели в два цилиндра и почти 10 л.с. Одним из примеров подобных автомобилей стал французский Mochet CM-125, который был похож на «выросшую» игрушку.

Легендарная «Изетта»

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Каждая автомобильная эпоха рождает свой культ. В эпохе микрокаров культовым автомобилем стала BMW-Isetta, которая родилась в 1955 году. Главной «фишкой» стала дверь. Широкая распашная дверь с шарнирной рулевой колонкой позволяла помещаться в автомобиль как здоровым немцам так ветеранам войны. Привод сдвоенных задних колес осуществлялся от одноцилиндровых моторчиков воздушного охлаждения мощностью 9,5 или 13 сил. За семь лет их собрали более 161 тысячи экземпляров.

А выставки?

Конечно, необходимость в таких автомобилях не могла не создать вокруг себя шум, а последствия войны подстегнули интерес у людей. Итогами этого стал европейский форум микролитражек 1950-х годов.

Резко возросший интерес к автомобилям позволил французским братьям Мошэ выпустить коротенький автомобиль CM-125Y с новым кузовом и электростартером и сразу объявить о банкротстве. Одновременно британский бизнесмен капитан Рэймонд Флауэр, уверовав в миникары, основал компанию Frisky, где собирал привлекательный одноименный седан, предшествовавший трехколесному варианту Family Three.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Благодаря такому высокому спросу на автомобили в Германии инженер Карл Боргвард выпустил автомобили Lloyd LP-300 и LP-400 с моторами в два цилиндра, а Японцы ответили на это своим купе Mazda R-360 с мотором в 16 сил и гидравлическими тормозами.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Четыре колеса

Массовый выпуск подобных маленьких машин практически уничтожил интерес потребителей к дорогим экспериментальным автомобилям. В эту гамму вошли четырехколесный вариант обтекаемого автомобиля Fuldamobil со сдвоенными задними колесами и уникальная симметричная машина Zundapp Janus c передней и задней откидными дверями несущего кузова.

Автотранспорт для инвалидов СССР и Мира

Но развития у такой истории, как мы прекрасно знаем, нет, и микромобили плотно обосновались только в учебниках, либо стали кей-карами и стали кататься по Японии с правым рулём

Но это уже совсем другая история.


Вам будет интересно

Случайные материалы