bagio-winter
Маша Иваненко

Артур Сопельник: “Девушка стучала сумкой по стойке крыши моего автомобиля, пока я за этим наблюдал”

Актер театра и кино Артур Сопельник поделился с редакцией своими детскими мечтами, рассказал, что хотел бы создать свой театр, и объяснил, почему опасно даже в мелочах идти на поводу у звёздной болезни.

Со скольких лет у тебя права?

Права у меня с 18 лет, причем я получил их экстерном. Не знаю, есть сейчас такое даже или нет. ПДД я учил полностью сам. У меня постоянно чередовались съемки, перелеты, переезды, и абсолютно не было времени на то, чтобы ходить в автошколу. Как только появлялась свободная минута, я занимался с инструктором. Когда сдал на права, то практически сразу начал водить, правда, достаточно редко.

Сейчас какую роль автомобиль играет в твоей жизни?

Можно сказать, ключевую. Передвигаюсь я на нем очень часто.

Даже на метро не садишься?

Конечно, сажусь. Есть места, где я уже постоял как-то часов десять в пробке и больше туда на машине не суюсь. Или я понимаю, что у меня сейчас репетиция в театре, а театр находится в центре, на Добрынинской. Соответственно, в 16 часов с Пятницкой и с Малой Ордынки просто не уехать. В таких случаях я, разумеется, выбираю путь на метро. Последний раз так садился где-то неделю назад.

Сколько автомобилей ты сменил? Какие у тебя были?

Первым моим автомобилем стал Форд Фокус второго поколения — мамина машина с «ручкой». И на ней я просто сходил с ума, так как водить эту машину было ужасно сложно, хотя сдавал я на права тоже на механике. Но этот «тыр-пыр», плюс нервы… Сейчас вот у меня Ауди А5, и ей я очень доволен.

Что для тебя главное в автомобиле? Комфорт и удобство, технологичность, эстетика?

Эстетика.

На самом деле, я просто знаю, что нужно сделать, чтобы автомобиль доставлял мне эстетическое удовольствие.

Грандиозных планов насчет него и сейчас масса, просто не хватает времени, чтобы их все осуществить. Ну и денежных средств на это нужно немало, а сейчас для их траты всегда находится что-то более первостепенное. Как ни крути, машина ездит, и ездит она замечательно, а все остальное — вопрос удовольствия и возможностей.

Ты попадал в аварии?

Очень забавная произошла у меня, когда я только поставил машину на учет. Выезжаю я из ГАИ, останавливаюсь на пешеходном переходе, чтобы пропустить девушку, и сзади в меня тут же врезается машина. Причем эта машина тоже только выехала из ГАИ. Слава богу, ничего серьезного, удар был не сильный: мне ничего не помяли, а у тех, кто в меня влетел, кажется, лишь немного погнулся номер. Потом был еще инцидент с трактором. Он разворачивался и слегка помял крыло моего автомобиля, но заметил я это уже потом. Также есть небольшая вмятина на крыше, но это уже отдельная, личная история.

Расскажешь?

Мужчины, женщины — этим все сказано. Это было при мне: девушка стучала сумкой по стойке крыши моего автомобиля, пока я за этим наблюдал. А, как известно, женские сумки не ограничены в весе (смеется).

Давай поговорим о тебе. Как и когда начался твой театральный путь?

С театром я связался где-то лет в девять. До этого я уже успел позаниматься разными единоборствами, теннисом. Театр был тогда достаточно спонтанным решением. Хотя в детстве я ставил табуретки друг на друга, швабру, накрывал это все покрывалом, чтобы получился занавес, включал группу «Руки Вверх» и бегал, открывая под нее рот — якобы я выступаю. То же самое я проделывал с «Иванушками», «Отпетыми мошенниками» и со всем, что тогда было популярно…Может быть, даже оттуда все это понеслось… Моя первая съемочная работа была в рекламе почты России как раз в 9 лет. Я сидел и ел яблоко на протяжении 6 часов. Тогда я и получил свою первую зарплату.

Твоя мама когда-то хотела стать актрисой. Можно сказать, что это каким-то образом повлияло и на твой выбор?

У нее действительно было такое желание, она хотела выступать на сцене, но я не могу сказать, что она как-то способствовала моему личному выбору, просто всегда поддерживала меня. И самое главное, когда человек поощряет каждое твое начинание и поддерживает в любом роде деятельности. Когда есть поддержка любимых людей — можно свернуть любые горы.

Какую роль сейчас семья играет в твоей жизни?

Самую главную, конечно.

Единственное, что «перебарывает» любовь к семье – это любовь к работе. И важно, когда твои близкие это тоже понимают.

Расскажи, как проходит твой обычный, среднестатистический день.

Абсолютно всегда по-разному, график может измениться в любую секунду, потому что приходится совмещать съемки, игру в театре, а также преподавание студентам актерского мастерства. Люди порой очень сильно обижаются — я могу пропасть на долгое время, полностью погрузившись в работу, а они считают, что пауза в общении возникает из-за моего нежелания его поддерживать. Это, конечно, не так. Тем более, не стоит забывать о том, что, когда работаешь в сфере театра, приходится много «балаболить», поэтому в свободное время нередко хочется побыть одному в тишине или просто помолчать, послушать других.

Вряд ли кто поспорит, что всероссийскую известность тебе принесли сериалы «Кадество» и «Физрук». Тем не менее, у тебя на счету достаточно кинопроектов. Можно сказать, что какие-то из них сыграли в твоей жизни ключевую роль, подарили особый опыт?

Нет, потому что каждый проект уникален, и каждый из них дарит свой опыт, позволяет узнать новых людей, вносит в голову какие-то новые мысли, раскрывает тебя с другой стороны.

Какие из ролей были тебе ближе всего, с точки зрения характера героя и его психологии?

Роль в «Кадетстве» по той простой причине – что еще можно сыграть мальчику в пятнадцать лет? Давайте будем объективны – тогда я играл самого себя, просто в роли Саши Трофимова. Да, пожалуй, во всех ролях в «Кадетстве» все ребята играли самих себя, кроме Кирила Емельянова, у него, конечно, была роль совсем отпетого негодяя.

Бывали моменты, когда игра не получалась? Не твоя роль, не идет и все.

Не существует такого понятия —не твоя роль. Есть понятие — я не понимаю, в силу каких-то комплексов, принципов, нехватки какого-то опыта. Бывает просто возникают какие-то внутренние барьеры, которые очень трудно преодолеть. Нужно сломать что-то внутри себя, чтобы получилось.

Помимо съемок и игры, ты преподаешь актерское мастерство. Что тебе это дает? Опыт?

Конечно, я же учусь! Большую роль играет то, что разброс в возрасте моих учеников от 14 до 45 лет, это очень интересно, я сам расту вместе с ними. Сначала, еще во время учебы, я какое-то время преподавал в Щепкинском училище, потом ездил с мастер-классами по стране, когда приглашали, и в какой-то момент подумал, что было бы здорово сделать что-то свое, набрать постоянную группу и с ней работать. В тот момент институт Синергия предложил мне записать несколько видеоуроков актерского мастерства, а дальше посмотреть, что будет. От этого я отказался сразу, согласился только на живые уроки. Такой практики у них до этого не было – чтобы сидел педагог и вживую с кем-то занимался, для них это был риск, но мы вместе пошли на эту авантюру. Тогда я собрал свою первую группу, причем поначалу курс был рассчитан лишь на месяц с занятиями два раза в неделю, а после окончания люди стали просить о продлении. И мы запустили курс еще на три месяца. Так с сентября по декабрь мы активно занимались. Все это прошло, кто-то стал поступать, кто-то из ребят даже начал сниматься.

Ты сказал, что к тебе приходят учиться и взрослые люди, например, в 26 и более лет, не имея при этом совершенно никакого актерского опыта за плечами, и заявляют, что хотят играть в театре или в кино. Как ты сам считаешь, это осуществимо?

Не надо далеко ходить, возьмем в пример Голливуд или даже наших актеров – люди приходят в театр и в тридцать лет без какого-либо образования.

Актер – это призвание, оно у человека есть на протяжении всей жизни, но он может поздно прийти к этому.

Потому что как этот мир устроен – многие думают о том, что надо работать, надо зарабатывать. Кругом деньги, деньги, деньги… Люди боятся что-то кардинально поменять в своей жизни, начать все заново. Так же и у меня было, я боялся показываться в театре, потому что это тоже некого рода унижение – тебе надо себя продать.

И все-таки что тебе ближе – кино или театр с игрой и преподаванием там?

Это два совершенно разных вида кайфа, и от каждого из них я получаю свою уникальную отдачу. Когда мы запускали занятия по актерскому мастерству, они должны были длиться по полтора часа. Я с ними сидел и по четыре, и по пять. Самое длинное, в конечном итоге, длилось 9,5 часов. Потому что если я видел, что люди хотят и готовы работать, я был рад тратить все свободное время на это. Другое дело, когда ты понимаешь, что то, чем ты занимаешься - не твое. Тогда не нужно тратить на это ни время, ни деньги, тем более, когда ты занимаешь чье-то место.

У тебя нет страха стать заложником одной роли?

Было такое с «Кадетством». Когда я приходил на пробы и мне говорили: «Спасибо, все очень здорово, вы замечательный актер, но, к сожалению, вы – Саша Трофимов».

И тогда ты доказываешь, что другие роли ты осилишь не хуже…

Либо доказываешь, либо стараешься балансировать. Даже, например, в интервью стремишься рассказывать и о других работах, потому что зачастую люди не знают, где ты еще снимаешься и играешь.

Расскажи нам о других работах.

Ну, во-первых, в ноябре выйдет фильм «Т-34», у меня там небольшая роль, но это было круто. В 2019 году должен выйти с моим участием «Зеленый фургон», продолжение фильма 1983 года. Многие люди, несвязанные с кино, не понимают одной важной вещи – работа в кино не прекращается, но есть такие понятия, как постпродакшн, канальные рейтинги, канальное расписание, киношное расписание. Ты можешь сниматься где-то каждый год, но одни проекты выйдут сразу, а другие спустя год или даже два. Слышу периодически: «Куда ты пропал? Почему не снимаешься?». Ай, думаю, Бог с тобой - всем не объяснишь. О чем говорить, если только первая часть «Т-34», которая должна идти полтора часа, хронометражем набрала 6 часов. Какую огромную работу пришлось проделать, столько эпизодов вырезать…на все это нужно время.

Ты хотел бы сняться в иностранном кино?

Да, хотел бы, это очень интересно, хотя бы потому, что в России и за рубежом абсолютно разные методики съёмок.. Я как-то снимался на Кубе, и мне очень понравились там люди и их подход к делу.

Звездная болезнь тебя не захлестывала?

Захлестывала, но в свое время родные очень быстро надавали мне по шапке. Слава очень быстро приходит и уходит – но есть близкие, которые всегда будут с тобой, главное – «не налажать» перед этим «комьюнити». К слову о звёздной болезни: мой преподаватель на первом курсе в Щепкинком училище рассказал замечательную вещь. За кулисами малого театра, при выходе со сцены висит большая табличка, на которой написано – «Ну и что?». Сегодня ты сорвал овации, сегодня тебя все любят, но завтра будет новый день. Кайф в том и есть , что каждый день ты работаешь и доказываешь, что это не предел. Когда люди хотят в эту профессию из-за славы и известности, они не учитывают один простой факт – это живет максимум месяц. Так было и с «Кадетством», и с «Физруком». В какой-то момент волна популярности вырывает тебя вперед, когда кругом Борзый, Борзый, Борзый…Но на момент «Физрука» я уже четко знал, что месяц – и об этом все забудут. Как только начинаешь ловить плоды славы – расслабляешься и тебя как на серфинге сносит с доски.

В одном из старых интервью ты говорил, что хотел бы открыть свой театр. Эта мечта не пропала?

Скорее я бы хотел создать театр, где могли бы играть люди без актерского образования. Я считаю, что те, кто делает это хорошо, на уровне с профессионалами – могут занимаются параллельно тем, что, предположим, приносит им доход, заработок, удовольствие, а здесь они могли бы отдыхать. Потому что есть люди, которые на сцене отдыхают и любят это – они готовы проводить свои выходные в театре. Зачем ставить какие-то рамки?

Стандартный завершающий вопрос. Расскажи о планах на будущее. Хотя бы самых ближайших.

Отдохнуть. (Смеётся) Нет, ну правда. Я три года без отпуска, очень хочется куда-нибудь смотаться.

Фотограф: Анна Кирилова
bagio-winter